Немецкие ученые обнаружили, что спайковый белок вируса SARS-CoV-2 остается в защитных тканях мозга и костном мозге черепа в течение многих лет после заражения, потенциально вызывая длительные неврологические симптомы.
Постоянное присутствие этого вирусного белка может спровоцировать хроническое воспаление и повысить риск нейродегенеративных заболеваний.
Результаты исследования были опубликования в журнале Cell Host & Microbe (Клетка-хозяин и микроб) в статье "Сохранение спайкового белка на оси череп-мозговые оболочки-мозг может способствовать неврологическим последствиям COVID-19" - "Persistence of spike protein at the skull-meninges-brain axis may contribute to the neurological sequelae of COVID-19" https://www.cell.com/cell-host-microbe/fulltext/S1931-3128(24)00438-4?_returnURL=https%3A%2F%2Flinkinghub.elsevier.com%2Fretrieve%2Fpii%2FS1931312824004384%3Fshowall%3Dtrue
Учеными был разработан метод, делающий образцы органов и тканей прозрачными, что позволило им провести трехмерную визуализацию клеточных структур, метаболитов и, в данном случае, спайкового белка.
Используя эту технологию, они выявили ранее необнаруживаемое распределение этого белка в тканях пациентов с ковидом и у лабораторных мышек.
Была обнаружена значительно повышенная концентрация спайкового белка в костном мозге черепа и мозговых оболочках даже спустя годы после заражения.
Спайковый белок связывается с рецепторами ACE2, которые особенно распространены в этих регионах.
«Это может сделать эти ткани особенно уязвимыми к долгосрочному накоплению спайкового белка», — объясняет доктор Чжоуи Жун, первый автор исследования.
Профессор Али Эртюрк, тоже автор исследования, добавляет: «Наши данные также свидетельствуют о том, что постоянный спайковый белок на границах мозга может способствовать долгосрочным неврологическим эффектам COVID-19 и длительного COVID. Это включает ускоренное старение мозга, потенциально приводящее к потере пяти-десяти лет здоровой мозговой функции у затронутых лиц».
«Наши результаты открывают новые возможности для диагностики и лечения долгосрочных неврологических последствий COVID-19».
В отличие от мозговой ткани, костный мозг и мозговые оболочки черепа - это области, склонные к накоплению спайкового белка, и они более доступны для медицинских обследований.
«Такие маркеры имеют решающее значение для ранней диагностики неврологических осложнений, связанных с COVID-19», — объясняет профессор Эртюрк.
«Кроме того, характеристика этих белков может способствовать разработке таргетных методов лечения и биомаркеров для более эффективного лечения или даже предотвращения неврологических нарушений, вызванных COVID-19».
Слово target в переводе на русский язык означает «мишень» или «цель». Воздействие таргетных препаратов нацелено на молекулы-мишени, которые играют ключевую роль в развитии заболеваний. https://biomolecula.ru/articles/targetnaia-terapiia-pritselnyi-udar-po-bolezni
И, конечно, не надо забывать, что источником спайкового белка является поселившийся в организме коронавирус, предварительно адаптировавший к под себя систему интерферона и иммунитета на генетическом уровне.
Поэтому лечение лонг ковида должно быть комплексным и, как представляется, включать в первую очередь эпигенетические (действующие на генетическом уровне), таргетные и противовирусные препараты. Это не даст вирусу никаких шансов на дальнейшее проживание в захваченном им организме человека.
В статье частично использованы материалы публикации: https://neurosciencenews.com/long-covid-spike-protein-brain-28156/