Найти в Дзене

Паблик-рилейшинз в управлении человеческих ресурсов: курс лекций. -Ч.2.

Формула RACE (Research, Action, Communication, Evaluation) — это технология для планирования, проведения и оценки PR-кампаний. Составляющие формулы: Формула RACE позволяет систематизировать и эффективно управлять PR-кампаниями, а также достигать поставленных целей и получать максимальный результат. 3.1. Определение проблемы. Проблемы в коммуникации — это трудности, которые возникают в процессе передачи информации и общения между людьми в рамках организации и со внешней средой. Некоторые причины проблем коммуникации: 3.2. Поставка конкретных целей коммуникации. Постановка конкретных целей коммуникации — важный этап разработки коммуникационной стратегии. На этом этапе нужно установить, к каким результатам должны привести мероприятия по коммуникации с аудиторией. Некоторые конкретные цели коммуникации: Цели нужно ставить по системе SMART: они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и при этом ограниченными по времени выполнения. Пример измеримой цели: «увеличить конве
Оглавление
©️ Вербовский Вадим Владимирович
©️ Вербовский Вадим Владимирович

Тема 3. Структура, составляющие и участники PR-деятельности. Программирование PR-деятельности (4 акад. часа). - Продолжение.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

3. Формула RACE и ее составляющие.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Формула RACE (Research, Action, Communication, Evaluation) — это технология для планирования, проведения и оценки PR-кампаний.

Составляющие формулы:

  1. Исследование (Research). Анализ ситуации, отношения целевой аудитории к продвигаемому объекту, состояния информационного поля и текущих процессов на нём.
  2. Действие (Action). Определение целей и задач, составление маршрута движения, написание текстов, подготовка визуального контента, заключение договоров о размещении в СМИ, планирование бюджета.
  3. Коммуникация (Communication). Донесение ключевых сообщений до аудитории через публикации, посты, сюжеты, интервью, запланированные ивенты.
  4. Оценка (Evaluation). Мониторинг СМИ и информационного поля, оценка вышедших публикаций и комментариев в социальных сетях, анализ качества материалов и степени донесения ключевых сообщений, работа над ошибками и формулировка рекомендаций по корректировке стратегии.

Формула RACE позволяет систематизировать и эффективно управлять PR-кампаниями, а также достигать поставленных целей и получать максимальный результат.

3.1. Определение проблемы.

Проблемы в коммуникации — это трудности, которые возникают в процессе передачи информации и общения между людьми в рамках организации и со внешней средой.

Некоторые причины проблем коммуникации:

  • Психологические различия в восприятии. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от образования, жизненного опыта, круга интересов, потребностей, эмоционального состояния.
  • Семантические барьеры. Они проявляются в том, что слова-символы, используемые для кодирования информации, могут иметь разные значения для разных людей в зависимости от их профессии, социального статуса, национально-культурных различий, должности и т.д..
  • Фильтрация. В организации существует необходимость отбора или фильтрации сведений, чтобы при обмене информацией между подразделениями или уровнями управления направлять получателю только те сообщения, которые его касаются.
  • Перегрузка каналов связи. Она может быть вызвана как нехваткой технических средств связи и обработки информации (или их техническим несовершенством), так и избыточностью информационных потоков.
  • Нерациональная организационная структура. Если структура организации продумана плохо, вызывает дублирование функций, задач и полномочий, это неизбежно приводит к параллельным потокам информации, её искажениям и замедлению движения.

3.2. Поставка конкретных целей коммуникации.

Постановка конкретных целей коммуникации — важный этап разработки коммуникационной стратегии. На этом этапе нужно установить, к каким результатам должны привести мероприятия по коммуникации с аудиторией.

Некоторые конкретные цели коммуникации:

  • привлечение новых клиентов;
  • удержание текущих клиентов;
  • увеличение продаж;
  • повышение узнаваемости бренда;
  • улучшение имиджа компании.

Цели нужно ставить по системе SMART: они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и при этом ограниченными по времени выполнения.

Пример измеримой цели: «увеличить конверсию минимум на 25%». Также могут быть и дополнительные задачи, например, увеличение упоминаний бренда на определённый процент, больше подписчиков в соцсетях.

3.3. Планирование PR-программы.

Планирование PR-программы включает несколько этапов:

  1. Оценка текущего положения дел. Проводится глубокий анализ деятельности компании, выделяются сильные и слабые стороны бренда, его преимущества перед конкурентами, проводится анализ отношения аудитории.
  2. Определение целей и задач. Важно, чтобы цели и задачи были реальными, для их достижения необходимо установить временные рамки.
  3. Анализ целевой аудитории. На этом этапе формируется портрет целевой аудитории, список её потребностей с учётом возможностей компании. При описании потенциального потребителя учитывают пол, возраст, финансовые возможности, предпочтения, ориентиры при подборе продукта, социальный статус и даже ценности.
  4. Подбор эффективных инструментов и каналов. Их выбирают с учётом сферы и концепции продукта или бренда.
  5. Контроль показателей эффективности. Разработка эффективной системы менеджмента позволяет пересматривать набор применяемых инструментов для достижения наилучших результатов.
  6. Бюджетирование и затраты. При планировании PR-продвижения стоит рассчитать максимальный объём затрат, что позволит впоследствии избежать дефицита бюджета.

Также во время разработки PR-программы составляется смета на подготовку и проведение запланированных мероприятий.

3.4. Определение, что именно нужно сделать для решения проблемы.

Для определения, что именно нужно сделать для решения проблемы, можно следовать универсальному алгоритму:

  1. Распознать наличие проблемы. Зафиксировать все факты отклонений от нормы и проанализировать их.
  2. Сформулировать проблему. Описать её так, чтобы она была понятна всем. В формулировке должны отсутствовать оценки, обобщения, обвинения.
  3. Проанализировать и найти коренную причину. Борьба с симптомами не означает решение проблемы, а значит, она возникнет снова.
  4. Предложить возможные варианты решения проблемы и выбрать лучший. Найти и оценить все возможные варианты решения и выбрать из них самый удачный.
  5. Решить проблему. Применить выбранный вариант.
  6. Стандартизировать результат. Обеспечить устойчивость сделанных улучшений — закрепить в стандартах, процедурах, регламентах. Распространить полученный опыт на аналогичных участках.

Фактическое число этапов решения проблемы часто зависит от её специфики и условий, в которых проходят решение и его реализация.

3.5. Разработка стратегии и тактики связей с общественностью.

Разработка стратегии и тактики связей с общественностью (PR) включает несколько этапов:

  1. Аналитический. Подразумевает проведение маркетинговых исследований, формулировку цели и задач PR-стратегии, а также сегментирование целевой аудитории, на которые будет оказано коммуникационное воздействие. Для этого используются такие методы, как SWOT-анализ, PEST-анализ, социологические опросы и другие виды маркетинговых исследований.
  2. Организационный. Включает разработку системы управления, определение бюджета, планирование и программирование, установку сроков.
  3. Этап реализации. Предполагает непосредственное применение каналов, средств и методов PR для достижения цели и задач PR-стратегии.
  4. Этап оценки эффективности. Заключается в оценке эффективности реализации PR-стратегии.

Стратегия в связях с общественностью — это обобщённый план, охватывающий длительный период времени и направленный на достижение единой цели. Тактика выражена в конкретных действиях, шагах, которые предпринимаются, чтобы реализовать стратегию и необходимые цели.

Тактический план PR-деятельности содержит:

  • описание и конкретизацию маркетинговых целей и задач на год;
  • обоснование и разработку заказа на PR-кампанию;
  • разработку концепции кампании или программы по связям с общественностью;
  • разработку PR-сообщения и распространение материалов в фирмы клиентов, СМИ, в госструктуры;
  • организацию различных мероприятий (пресс-конференции, деловые встречи, презентации и др.).

3.6. Реализация PR-программы.

Реализация PR-программы — это практическое воплощение всех разработок, идей и концепций, осуществление запланированных коммуникаций. В процессе реализации программы проводится постоянная корректировка по результатам отслеживания обратной связи.

Эта стадия состоит из:

  • Реализации стратегии действий (что нужно сделать для достижения результатов, поставленных программой).
  • Реализации стратегии коммуникаций (определение необходимой информации для достижения результатов и эффективных СМИ).

Реализация программы по связям с общественностью осуществляется с помощью проведения различных мероприятий или акций. Это различные пресс-конференции, презентации и встречи, которые направлены на создание положительного отношения и мнения общественности к организации и её продукции.

Если стратегия не даёт нужного результата, специалисты корректируют план, меняют каналы и форматы коммуникации.

3.7. Составление календарного плана.

Для составления календарного плана PR-программы рекомендуется следовать таким шагам:

  1. Зафиксировать цель PR. Она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени.
  2. Составить список направлений в PR. Нужно выбрать, какие инструменты помогут достичь цель.
  3. Разработать календарный план. Его советуют строить сразу на несколько временных промежутков — год, полгода и три месяца.
  • План на год — пошаговый план, который определяет, что, где и когда делать, чтобы добиться цели.
  • План на полгода — более конкретный, в нём фиксируются направления и приблизительные площадки.
  • План на квартал — action-план, где прописана регулярность публикаций и последовательность шагов.

Также при составлении календарного плана нужно расписать все запланированные мероприятия по датам, назначить ответственного за каждый пункт плана, определиться с числом участников и скоординировать их работу.

Если нет опыта в составлении PR-программ, рекомендуется обратиться за помощью к специализированным организациям.

3.8. Оценка результатов.

Оценка результатов PR-программы включает три этапа:

  1. Подготовка критериев оценки. Методы анализа зависят от целей PR-кампании.
  2. Анализ процесса реализации программы. Оценивается, насколько эффективно осуществляется программа и как информацию воспринимают целевые аудитории.
  3. Оценка результатов исполнения мероприятий программы. Определяется степень осведомлённости целевой аудитории о проведённых PR-мероприятиях, изменение общественного мнения, количество откликов и т. д..

Некоторые показатели для оценки эффективности PR-программы:

  • Количество публикаций. Общее число опубликованных за определённый срок материалов в СМИ, в которых упоминается компания.
  • Узнаваемость, имидж и сила бренда. Определяются при помощи подсчёта брендовых запросов в поисковых системах. При анализе следует обращать внимание не на абсолютную величину, а на динамику показателя после старта пиар-кампании.
  • Стоимость контакта (CPM). Позволяет определить эффективность PR-коммуникации, выраженную в деньгах. Для расчёта необходимо знать, какой бюджет был потрачен на PR-кампанию и сколько просмотров было получено.
  • Эквивалент рекламной стоимости. Показатель позволяет узнать, сколько бы мог стоить материал, вышедший в результате PR-деятельности, если бы он был опубликован как рекламный.
  • Key Message (KM). Критерий отражает ключевые сообщения в PR-материалах и позволяет судить, насколько публикации в СМИ передают ту идею, которую компания собиралась донести до своей аудитории.

Универсальных метрик оценки эффективности PR не существует, в зависимости от ситуации могут применяться разные критерии оценки и инструменты анализа.

3.9. Анализ и контроль хода реализации и достигнутых результатов программы.

Анализ и контроль хода реализации и достигнутых результатов PR-программы включают несколько этапов:

  1. Подготовка критериев оценки. Методы анализа зависят от целей PR-программы.
  2. Анализ процесса реализации. Оценивается, насколько эффективно осуществляется программа и как информацию воспринимают целевые аудитории. Для этого подсчитывается количество опубликованных материалов, распространённых пресс-релизов, статей, помещённых в печатных СМИ. Также учитывается количество охваченных PR-программой читателей, телезрителей, радиослушателей (потенциальных и реальных).
  3. Оценка результатов исполнения мероприятий программы. Определяется степень осведомлённости целевой аудитории о проведённых PR-мероприятиях, изменение общественного мнения, количество откликов и т. д..

Некоторые критерии оценки на уровне подготовки PR-программы:

  • Адекватность целей и задач, а также собираемой информации. Проверяется, все ли целевые аудитории определены, не возникали ли в процессе подготовки неожиданные проблемы, требовавшие дополнительных исследований.
  • Соответствие программы требованиям ситуации. Оценивается, соответствовало ли содержание сообщения проблемам организации, целям программы и СМИ, в которых оно было опубликовано.
  • Качество сообщения и уровень предоставления материала. Исследуются материалы, речи, газетные вырезки и радиопередачи, чтобы определить, насколько усилия программы соответствуют плану.

Универсальных метрик оценки эффективности PR не существует, в зависимости от ситуации могут применяться разные критерии оценки и инструменты анализа.

4. Основные этапы управления связей с общественностью.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Основные этапы управления связями с общественностью можно разделить на три группы:

  1. Подготовительный этап. Включает в себя экспертизу и анализ целей, общественное мнение и постановку задачи. На этом этапе происходит самоопределение главных действующих лиц — специалиста по связям с общественностью и заказчика работы.
  2. Основной этап. Включает в себя разработку и планирование кампании по связям с общественностью, создание информационных поводов, налаживание связей с людьми, группами или социальными слоями населения, проведение рекламной кампании, текущий мониторинг эффективности действий.
  3. Заключительный этап. Включает в себя оценку результатов работы и анализ перспективы дальнейшего развития установленных связей.

4.1. Предварительная стадия.

Предварительная стадия связей с общественностью включает в себя:

  • Предварительное исследование социальной конъюнктуры. На этом этапе изучают репутацию в обществе и уровень доверия к компании, выявляют проблемы, которые есть во взаимоотношениях.
  • Анализ соответствия предлагаемых целей предпочтениям групп общественности. Показывает, насколько общество готово к восприятию планируемых мероприятий.
  • Разработку целей связей с общественностью. Устанавливают цели и задачи, которых необходимо достичь.

На предварительной стадии также происходит самоопределение главных действующих лиц — специалиста по связям с общественностью и заказчика работы. Прежде всего выясняется сама возможность работы, одновременно выясняются условия для разворачивания PR-кампании.

4.2. Разработка концепции и стратегии управления связей общественностью.

Разработка концепции и стратегии управления связями с общественностью включает несколько этапов:

  1. Аналитический этап. Подразумевает проведение маркетинговых исследований, формулировку цели и задач PR-стратегии, а также сегментирование целевой аудитории, на которые будет оказано коммуникационное воздействие. Для этого используются такие методы, как SWOT-анализ, PEST-анализ, конкурентный анализ, социологические опросы и другие виды маркетинговых исследований.
  2. Определение целей и задач. Они разнятся в зависимости от сферы PR. Примерами могут стать расширение клиентской базы, формирование мнения у общественности, привлечение инвестиций, партнёров.
  3. Определение целевой аудитории. К ней зачастую относятся социум в целом, сотрудники, партнёры, инвесторы, средства массовой информации, конкуренты, политические структуры (органы государственной власти).
  4. Выбор инструментов воздействия. PR-стратегия бренда реализуется посредством нескольких каналов коммуникации: СМИ, публичные мероприятия, технические средства связи, личные контакты. Для каждого канала стоит выбрать наиболее эффективные инструменты.
  5. Разработка системы управления, определение бюджета, планирование и программирование, а также установка сроков. После этого можно переходить к третьему этапу — реализации.
  6. Оценка эффективности PR-стратегии. Анализ результативности должен показать, достигнуты ли первоочерёдные цели.

PR-стратегия может создаваться на долгосрочный период (вплоть до нескольких лет). Перед тем как приступить к её разработке, важно проанализировать, хватит ли компании ресурсов для её реализации.

4.3. Разработка тактики управления связей с общественностью и их реализация.

Разработка тактики управления связями с общественностью включает несколько этапов:

  1. Оценка ситуации. Необходимо проанализировать состояние внутренней и внешней среды компании, разработать гипотезы и выдвинуть предположения относительно эффективности.
  2. Формулирование целей. Компания формулирует общие цели и более конкретные, расставляет приоритетные для достижения.
  3. Определение целевой аудитории. Определяется категория общественности, на которую будет направлена PR-кампания.
  4. Выбор инструментов воздействия. Для коммуникации с выбранной аудиторией используются социальные сети, средства массовой информации, семинары, собрания, презентации.
  5. Планирование бюджета. Желательно в самом начале работы определиться с суммой вложений в программу или проект.

Реализация тактики заключается в выполнении календарных планов, планов по работе с социумом, медиа-планировании и бюджетном планировании. То есть тактические действия отвечают за непосредственную реализацию проекта (плана).

На этапе реализации и коммуникации осуществляется контроль и учёт, внесение оперативных корректив в рабочий план, преодоление проблем коммуникации и организации событий.

На заключительном этапе подводятся итоги PR-кампании, составляется отчёт, оценивается эффективность, определяется перспективность продолжения работы.

4.4. Основные элементы стратегического планирования и реализации связей с общественностью.

Основные элементы стратегического планирования и реализации связей с общественностью (PR):

  1. Оценка ситуации. Необходимо проанализировать состояние внутренней и внешней среды компании, разработать гипотезы и выдвинуть предположения относительно эффективности.
  2. Формулирование целей. Компания формулирует общие цели и более конкретные, расставляет приоритетные для достижения.
  3. Определение целевой аудитории. Определяется категория общественности, на которую будет направлена PR-кампания, как внутри организации, так и вне её.
  4. Выбор средств массовой информации. После оценки каждого инструмента масс-медиа компания останавливает свой выбор на определённых средствах распространения материалов: пресса, радио, телевидение или иные мероприятия.
  5. Планирование бюджета. Желательно в самом начале работы определиться с суммой вложений в программу или проект. Все затраты на PR-кампанию должны быть экономически обоснованы.
  6. Оценка результатов. Предполагаемая эффективность программы или проекта анализируется ещё на начальных стадиях. Целесообразно оценивать результативность до, во время и после проведения PR-кампании.

Тема 4. Внутрикорпоративные PR. Система внутрикорпоративных коммуникаций (4 акад.часа)

©️ Вербовский Вадим Владимирович
©️ Вербовский Вадим Владимирович

План

1. Подходы к пониманию понятия «внутрикорпоративные связи с общественностью» (Internal Public Relations) в современной науке и практике.

2. Система внутрикорпоративных коммуникаций в компании и ее составляющие.

3. Организационная коммуникация и ее цели, задачи, функции, характеристика.

4. Внутренняя общественность как категория ВК. Объект внутрикорпоративных связей с общественностью – внутриорганизационная информация.

5. Четыре вида внутриорганизационной информации и их характеристика.

6. Предмет внутрифирменных PR и его характеристика.

7. Задачи и функции внутрифирменных PR и их основное содержание.

8. Единые принципы внутрикорпоративных связей с общественностью и их характеристика.

9. Преимущества внутрикорпоративных связей с общественностью и их характеристика.

10. Разработка и внедрение концепции организации внутренних коммуникаций: этапы.

Литература

  1. Шворнева М. В. Внутрикорпоративный PR как средство управления мотивацией сотрудников // Молодой учёный. – 2021. – №1 (343). – С. 203 - 205.
  2. Еремеева М. А. Оценка инструментов внутрикорпоративных коммуникаций в организации (на примере ПАО «СберБанк») // «Научный аспект». – 2024. –№5.// https://na-journal.ru/5-2024-ekonomika-menedzhment/12225-ocenka-instrumentov-vnutrikorporativnyh-kommunikacii-v-organizacii-na-primere-pao-sberbank
  3. Горячева О. Н. Внутренний PR как часть корпоративной культуры // Вестник университета. – 2019. – №10. – С. 22–26.
  4. Бобылева М. В. Роль внутрикорпоративных коммуникаций в системе управления персоналом организации // Интерактивная наука. – 2019. – №4 (38). – С. 34-35.
  5. Тарханова Л. А., Тарханов Ф. С. Оптимизация внутрикорпоративных коммуникаций как эффективный механизм предотвращения организационных кризисов // Актуальные вопросы экономических наук. — 2010. – №15-1. – С. 87-91.

1. Подходы к пониманию понятия «внутрикорпоративные связи с общественностью» (Internal Public Relations) в современной науке и практике.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Подходы к пониманию понятия «внутрикорпоративные связи с общественностью» (Internal Public Relations) в современной науке и практике:

  1. Менеджерский подход. Для него характерно приоритетное внимание к работе с персоналом как внутренней группе общественности.
  2. Маркетинговый подход. Ориентирован на активность коммуникативной деятельности прежде всего в отношении внешних групп, соответственно на внешних («маркетинговых») коммуникациях.
  3. Структурированное, целенаправленное информационное воздействие на сотрудников компании. Цель такого воздействия — укрепить в глазах сотрудников имидж организации.
  4. Управляемая деятельность по развитию корпоративной культуры, в основе которой лежат те идеи, взгляды, основополагающие ценности, которые разделяются членами команды

2. Система внутрикорпоративных коммуникаций в компании и ее составляющие.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Система внутрикорпоративных коммуникаций в компании включает в себя обмен информацией между сотрудниками, департаментами, управленческим и исполнительским персоналом.

Составляющие системы внутрикорпоративных коммуникаций:

  • Формальные коммуникации. Официальные сообщения, которые передаются организационной иерархией. Они могут быть в письменной или устной форме и обычно связаны с проведением рабочих совещаний, рассылкой важных документов или протоколов.
  • Неформальные коммуникации. Возникают естественным путём, без официальной организации, и основаны на личных связях между коллегами. Неформальные коммуникации включают в себя разговоры у кулеров, обеденные перерывы и другие встречи внепланового характера.
  • Электронные коммуникации. Это электронная почта, видеоконференции, чаты и другие средства удалённого взаимодействия.
  • Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Вертикальные коммуникации происходят между руководителями и подчинёнными или наоборот, они позволяют передавать инструкции, обсуждать проблемы и предоставлять отчёты. Горизонтальные коммуникации осуществляются между коллегами на одном уровне и способствуют обмену опытом и идеями.

Основные каналы внутрикорпоративных коммуникаций:

  • электронная почта;
  • корпоративные порталы и CRM-системы;
  • социальные сети (в том числе внутренние);
  • собрания, конференции и презентации;
  • печатные и электронные корпоративные журналы.

3. Организационная коммуникация и ее цели, задачи, функции, характеристика.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Организационная коммуникация — это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, её целях и задачах.

Цели организационной коммуникации:

  • обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;
  • совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
  • создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;
  • регулирование и рационализация информационных потоков.

Задачи организационной коммуникации:

  • улучшение репутации организации и включённость в социальное окружение;
  • усиление кооперации в организации и поддержка изменений;
  • позиционирование продуктов (услуг) и увеличение продаж.

Функции организационной коммуникации:

  • Информационная. Информирование о результатах деятельности и планах организации, информационное обеспечение жизнедеятельности организации.
  • Административная. Управление и руководство деятельностью персонала и структурных подразделений.
  • Интегративная. Объединение сотрудников и формирование единой коммуникативной культуры, включение организации в более общие структуры и связи.
  • Регулирующая. Упорядочение и налаживание нормальной деятельности организации и направление её развития.
  • Координационная. Согласование и целесообразное соотношение между организационными действиями.
  • Оценочная. Обеспечение обратной связи и определение эффективности выполнения сотрудниками организации своих должностных обязанностей и реализации организационных целей.
  • Мотивационно-стимулирующая. Формирование мотивационной основы коммуникационной среды, активация персонала.
  • Образовательная. Приобретение и передача знаний, обучение, профессиональное развитие.
  • Идентификационная. Связь с собственной организационной идентичностью и формирование у сотрудников чувства корпоративной идентичности.
  • Представительская. Отражение интересов организации, демонстрация её авторитетности и влиятельности в деловом мире.
  • Социализационная. Создание условий для вхождения нового человека в организацию, усвоения им норм, ценностей, образцов поведения и овладения новой для себя ролью.
  • Эмоциональная. Направление коллективных эмоций в нужное русло, создание атмосферы дружелюбия и противодействие негативным настроениям.

Характеристика организационных коммуникаций: каналы коммуникации, средства коммуникации, регламентация организационных коммуникаций, коммуникационные сети.

4. Внутренняя общественность как категория ВК. Объект внутрикорпоративных связей с общественностью – внутриорганизационная информация.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Внутренняя общественность — это объект внутрикорпоративных связей с общественностью, который включает в себя, прежде всего, сотрудников организации.

Объект внутрикорпоративных связей с общественностью — это структурированное, целенаправленное информационное воздействие на сотрудников компании с целью укрепления в их глазах имиджа организации.

Некоторые признаки, которые позволяют отнести ту или иную группу к «классической внутренней общественности»:

  • формальная закреплённость отношений с организацией;
  • постоянство присутствия в организации;
  • право (хотя бы формальное) принимать участие в управлении организацией;
  • самоидентификация;
  • идентификация персоны с организацией со стороны других.

Информационную основу внутрикорпоративных связей с общественностью составляют пять базовых типов инструментов:

  • Информационные инструменты нацелены на то, чтобы довести до сведения сотрудников необходимую информацию.
  • Аналитические инструменты предназначены для изучения мнений, настроений и ответных реакций сотрудников фирмы.
  • Инструменты организационного порядка ориентированы на реализацию комплекса мероприятий, проводимых для сотрудников корпорации.
  • Коммуникационные инструменты внутреннего PR связаны с использованием личных коммуникаций между сотрудниками и руководством.
  • Инструменты кризисной реакции предназначены для решения задач посткризисного реагирования.

5. Четыре вида внутриорганизационной информации и их характеристика.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Четыре вида внутриорганизационной информации и их характеристика:

  1. Официальная. Закреплённые юридически сведения, необходимые для принятия решений.
  2. Неофициальная. Сведения, не обладающие правовым статусом, но помогающие ориентироваться в ситуации. К ним относятся слухи.
  3. Бэк-офисная. Доступ к ней имеют только сотрудники предприятия (все или из определённых подразделений).
  4. Фронт-офисная. Доступ к ней имеют все желающие, например клиенты предприятия.

Характеристика:

  • Официальная информация служит для передачи управленческих решений, постановки задач, информационного взаимодействия, получения отчётов, контроля.
  • Неофициальная информация помогает ориентироваться в ситуации и может включать накопленный опыт, знание наук, схожие управленческие ситуации, данные о работе других предприятий и факторы, влияющие на финансово-хозяйственную, производственную деятельность и управление.

6. Предмет внутрифирменных PR и его характеристика.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Внутрифирменный PR — это комплексное направленное информационное воздействие на сотрудников собственной компании. Главная цель — укрепление репутации и командного духа.

Характеристика предмета внутрифирменных PR: аудитория — сотрудники организации, чья жизнь и благополучие зависят от успеха компании. Потребность в информации у них выше, чем у любой внешней группы.

Основные задачи внутрифирменного PR:

  • формирование у каждого работника ощущения личной причастности к целям и миссии компании;
  • мотивация специалистов на постоянный рост и развитие;
  • формирование чувства гордости за проделанную работу;
  • развитие корпоративной культуры;
  • налаживание диалога внутри коллектива и при общении с руководителями;
  • поддержание дисциплины;
  • разработка внутреннего распорядка компании;
  • профилактика и быстрое реагирование на конфликтные ситуации;
  • получение обратной связи от сотрудников;
  • формирование устойчивой положительной репутации.

7. Задачи и функции внутрифирменных PR и их основное содержание.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Внутренний PR — это комплексное направленное информационное воздействие на сотрудников собственной компании. Главной целью является укрепление репутации и командного духа.

Основные задачи внутреннего пиара:

  • формирование у каждого работника ощущения личной причастности к целям и миссии компании;
  • мотивация специалистов на постоянный рост и развитие;
  • формирование чувства гордости за проделанную работу;
  • развитие корпоративной культуры;
  • налаживание диалога внутри коллектива и при общении с руководителями;
  • поддержание дисциплины;
  • разработка внутреннего распорядка компании;
  • профилактика и быстрое реагирование на конфликтные ситуации;
  • получение обратной связи от сотрудников;
  • формирование устойчивой положительной репутации.

Функции внутреннего PR:

  • формирование единого информационного пространства;
  • проявление открытости руководства;
  • разъяснение корпоративной политики в области обучения и развития персонала;
  • формирование единых стандартов поведения в соответствии с корпоративным кодексом и этикой компании;
  • преодоление коммуникативных разрывов и достижения взаимопонимания;
  • получение обратной связи от персонала компании.

Основное содержание внутреннего PR включает в себя анализ существующих внутренних коммуникаций и корпоративной культуры, разработку и внедрение единого инфопространства, разработку корпоративных правил и стандартов, проведение специальных мероприятий для сотрудников (собрания, вечера отдыха, соревнования, внутрикорпоративные праздники).

8. Единые принципы внутрикорпоративных связей с общественностью и их характеристика.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Единые принципы внутрикорпоративных связей с общественностью:

  • Целенаправленность. Информационное воздействие направлено на укрепление имиджа организации в глазах сотрудников.
  • Двусторонние коммуникации. Руководство и сотрудники общаются друг с другом, выстраивается благоприятная внутренняя социально-психологическая среда.
  • Формирование единого информационного пространства. Руководство проявляет открытость, разъясняет корпоративную политику в области обучения и развития персонала.
  • Единые стандарты поведения. Они формируются в соответствии с корпоративным кодексом и этикой компании.
  • Преодоление коммуникативных разрывов и достижение взаимопонимания.
  • Получение обратной связи. Персонал компании даёт оценку эффективности внутрикорпоративных связей с общественностью.

Характеристика некоторых инструментов внутрикорпоративных связей с общественностью:

  • Информационные инструменты. Нацелены на то, чтобы довести до сведения сотрудников необходимую информацию.
  • Аналитические инструменты. Предназначены для изучения мнений, настроений и ответных реакций сотрудников фирмы.
  • Организационные инструменты. Ориентированы на реализацию комплекса мероприятий, проводимых для сотрудников корпорации.
  • Коммуникационные инструменты. Связаны с использованием личных коммуникаций между сотрудниками и руководством.
  • Инструменты кризисной реакции. Предназначены для решения задач посткризисного реагирования.

9. Преимущества внутрикорпоративных связей с общественностью и их характеристика.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Преимущества внутрикорпоративных связей с общественностью:

  • Формирование у сотрудников чувства принадлежности к группе. Они начинают гордиться своей компанией и разделяют её идеологию и ценности.
  • Определение представлений работников о компании. Внутрикорпоративные связи помогают сформировать положительный имидж организации.
  • Создание у сотрудников чувства безопасности и стабильности.
  • Стимулирование развития сотрудников.
  • Облегчение адаптации новых сотрудников.

Некоторые характеристики внутрикорпоративных связей с общественностью:

  • Формирование и поддержание фирменного стиля, единых стандартов поведения и организационной культуры.
  • Содействие развитию положительной мотивации у работников.
  • Воспитание сотрудников компании как носителей имиджа и фирменного стиля организации.
  • Выстраивание положительного имиджа корпорации-работодателя.
  • Оказание информационной поддержки управленческих решений.

10. Разработка и внедрение концепции организации внутренних коммуникаций: этапы.

©️Вербовский Вадим Владимирович
©️Вербовский Вадим Владимирович

Разработка и внедрение концепции организации внутренних коммуникаций включают несколько этапов:

  1. Анализ ситуации и определение целей. Важно понять, как происходит корпоративная коммуникация сейчас, какие у неё есть недостатки и что предстоит усовершенствовать. Также нужно определить цели, которые должны быть достигнуты.
  2. Разработка стратегии. Следует установить, какой объём работ нужно провести, кто будет ими заниматься, сколько времени займёт разработка и внедрение системы корпоративной коммуникации и какой бюджет нужно на это выделить. Также выстраивается схема взаимодействия между разными уровнями иерархии и карта коммуникаций, определяются приоритетные и дополнительные каналы связи.
  3. Создание каналов корпоративной коммуникации. На этом этапе разработанная стратегия внутрикорпоративной коммуникации воплощается в жизнь — выбранные каналы тестируются на соответствие целям, выявляются их недостатки и методы устранения. Процесс связи между подчинёнными и руководством, отдельными сотрудниками, отделами и филиалами оптимизируется, чтобы скорость и достоверность передачи информации была максимальной.
  4. Обучение сотрудников и получение обратной связи. Система корпоративной коммуникации внедряется в рабочий процесс и сотрудников знакомят с ней, объясняя основные нюансы и помогая разобраться с непонятными моментами. После успешного внедрения следует получить от персонала обратную связь и узнать коллективное мнение, которое будет использоваться для дальнейших усовершенствований.
  5. Анализ и внедрение улучшений. Внутренние коммуникации подлежат регулярному анализу, поскольку должны совершенствоваться вместе с развитием компании и появлением новых задач. Нужно анализировать, помогают ли существующие инструменты обеспечить скорость и качество связи, нет ли «слепых зон», куда не доходит информация и так далее.