Найти в Дзене

"Я не скучал совершенно": интервью с Сергеем Николаевичм Ревиным

Покорение космоса остаётся для многих таинственной загадкой. Не каждому под силу пройти через множество испытаний и тренировок, чтобы в итоге оказаться в отряде космонавтов. Один из них - Сергей Николаевич Ревин, космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Он совершил полёт на космическом корабле «Союз ТМА-04М» в 2012 году продолжительностью 125 суток. В Конференц-Зале 3 корпуса МосГУ 14 октября 2024 года в день открытия «Зеленой недели» состоялась встреча с космонавтом-исследователем, Героем России, выпускником аспирантуры кафедры педагогики и психологии высшей школы МосГУ Сергеем Николаевичем Ревиным. Она проходила в формате мастер-класса «Экология и космос». На ней он рассказал о своём полёте в космическое пространство, а студентам МосГУ удалось задать ему интересные вопросы. Мне как интервьюеру предстояло побеседовать с очень интересным человеком. Корр.: Интересно узнать. Расскажите, какой была Ваша самая давняя мечта, связанная с освоением космоса? О

Покорение космоса остаётся для многих таинственной загадкой. Не каждому под силу пройти через множество испытаний и тренировок, чтобы в итоге оказаться в отряде космонавтов. Один из них - Сергей Николаевич Ревин, космонавт-испытатель Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Он совершил полёт на космическом корабле «Союз ТМА-04М» в 2012 году продолжительностью 125 суток.

В Конференц-Зале 3 корпуса МосГУ 14 октября 2024 года в день открытия «Зеленой недели» состоялась встреча с космонавтом-исследователем, Героем России, выпускником аспирантуры кафедры педагогики и психологии высшей школы МосГУ Сергеем Николаевичем Ревиным. Она проходила в формате мастер-класса «Экология и космос». На ней он рассказал о своём полёте в космическое пространство, а студентам МосГУ удалось задать ему интересные вопросы. Мне как интервьюеру предстояло побеседовать с очень интересным человеком.

Корр.: Интересно узнать. Расскажите, какой была Ваша самая давняя мечта, связанная с освоением космоса? Осуществилась ли она?

С.Р.: - Когда я себя ориентировал на профессию космонавт, то именно на том этапе думал о полётах на другие планеты. Полагаю, естественное желание человека - путешествовать и летать не только вокруг Земли, но и главным образом побывать хотя бы на Луне. Мне очень хотелось на ней побывать, но в этом смысле мечта у меня не окончательно осуществилась. У наших космических станций есть возможность летать только вокруг Земли.

Корр.: Наверняка у многих возникало желание быть космонавтом, но принимают решение остаться в космонавтике лишь единицы. Когда Вы поняли, что хотите связать часть своей жизни с ней? Что повлияло на то, кем вы стали: космонавтом-испытателем?

С.Р.: - Уже в 15 лет я уделял внимание отбору ВУЗов, которые мне помогли с получением образования, чтобы войти в эту профессию. С ним мне удалось пойти в космическую отрасль. Конечно, до 9 класса прочитал научную литературу и фантастику, разные журналы, например, такие как «Наука и жизнь», «Юный натуралист», смотрел телепередачу «Человек. Земля. Вселенная». В 1-ом классе читал «Незнайку на Луне» Н. Носова, в 4-ом классе – «Аэлиту» А. Толстого. Ещё мы просто жили в то интересное время, когда в программе «Время» рассказывали о том, что делали тогда космонавты на борту станции «Салют», потом «Мир», потому всё это было на слуху, поддерживало мой интерес и меня вдохновляло.

Корр.: Кем Вы больше всего вдохновлялись? За что уважаете эту личность?

С.Р.:- Я бы не выделил какого-то конкретного человека, потому что уже на том этапе ещё школьником или студентом я просто читал, интересовался, ездил на конференции и слушал. Мне были в то время интересны полёты космонавтов в космос, инженерные разработки, что в совокупности составляло мой некий «космический движ». Это была информационная среда. Я старался что-то своё придумать и развить космонавтику ближе к тому, что делали иные космонавты.

Корр.: В какой момент Вы больше всего почувствовали блаженство во время полёта? Насколько Вы способны оценить свой полёт, состоявшийся на космическом корабле Союз ТМА-04М?

С.Р.:- Может почувствовал не блаженство, но вдохновение на плотную работу. Конечно, бывают и такие моменты на космической станции. Например, когда наступил вечер, а надо было уже готовиться ко сну, все разбрелись по своим каютам, на мне оставалась ответственность следить за сегментом. Было здорово после того, как я в ней погасил свет: лампочки и оборудование светились и стал виден из иллюминатора чёрный космос, немного подсвеченный где-то на горизонте. Мне казалось, будто я один остался на станции. Вот это было моё самое, пожалуй, удивительное состояние.

Корр.: Какие наиболее яркие переживания у вас связаны с космическим полётом и работой на орбитальной станции?

С.Р.: - Если говорить об эмоциональной составляющей, то она не настолько сильная, как может показаться. Всё-таки мы - профессиональные космонавты, а не туристы. Работаем на орбите по несколько месяцев. Готовимся к полёту годами. Это сотни и сотни напряжённых тренировок. Кроме того, накануне полёта я отсмотрел все видеоматериалы, снятые на нашей станции «Мир» и в ходе первых экспедиций на МКС. Психологически я был готов к тому, что мне предстоит.

Корр.:А сколько времени занимает привыкание к невесомости?

С.Р.:- По-разному. Зависит от конкретной стыковочной схемы. Например, в нашем полете мы двое суток вращались вокруг Земли - маневрировали. Включались двигатели, мы перемещались на более высокую орбиту. Дело в том, что корабль выводится на высоту 200 км, а станция находится на высоте 400 км. Чтобы набрать высоту мы летим с первой космической скоростью, находясь практически в одной плоскости. Невесомость я ощутил на вторые сутки после выведения на орбиту. Мы проснулись в спальных мешках, и я сразу же потянулся за медикаментами. Их действие упростило адаптацию. К моменту стыковки я уже был в абсолютно работоспособном состоянии. На всякий случай принял пилюлю через сутки. И больше в них не нуждался.

Корр.: Каково перенести период оторванности от земной жизни? В чём находили силы, чтобы выполнять поставленные задачи?

#космос #ревин#космонавтика#дневная, она продолжается. Я не скучал совершенно. Мне было действительно интересно выхо дить на станцию. Здорово, когда ты осознаёшь, что делаешь, по сути, любимую работу. Поэтому я не чувствовал оторванности. К тому же, мы летаем всё-таки вокруг Земли. Если бы мы оказались наверно на Марсе, то нас бы уже настигло другое состояние. И сны снятся земные. Есть возможность звонить родным по выходным.

Корр.: А фотографировать вы начали уже в космосе? Или это ваше давнее земное увлечение?

С.Р.: - Я фотографирую всю жизнь. Есть у меня ещё одно увлечение, напрямую не связанное с фотографией - «путешествие по карте». Константин Георгиевич Паустовский в одном из своих рассказов писал, что можно на географическую карту смотреть часами и путешествовать мысленно. Я так делал с детства - с младших классов школы. Мне уже немало лет, но я и теперь могу разглядывать географические карты часами и мысленно путешествовать. Периодически увлекаюсь каким-то материком. На момент полёта меня очень интересовала Австралия. Я съездил туда с семьёй на пару недель, а потом уже из космоса Австралию профессионально фотографировал. Сотни и тысячи снимков сделал. Много фотографировал также Горный Алтай и Анды. Очень интересно посмотреть на эти места глазами представителя инопланетной цивилизации. Взглянуть на Землю как бы со стороны.

Корр.: Что особенно интересно, когда смотришь на Землю из космоса?

С.Р.: - На Земле очень много красивых мест. Например, Большой барьерный риф. Там сочетаются горы и океан. Очень красивая линия! Своё очарование есть у пустыни. Она красновато-желтого оттенка. Большая часть поверхности Австралии - пустыни. Я хотел найти гору Улуру -священную гору австралийских аборигенов, но её невооружённым взглядом не увидишь. Тогда я воспользовался большим 250-кратным объективом, а потом подарил снимок горы Улуру из космоса местным жителям. Также очень интересны кратеры вулканов и места падения метеоритов. Например, в Африке или в Канаде. Кроме того, у нас есть большая экологическая программа. Известны места потенциальной опасности: пожары, нефтяные пятна, тающие ледники.

Корр.: Выявление на земной орбите различного рода изменений и другие занятия, позволяют облегчить жизни людей - достойно уважения. Что Вы считаете своим лучшим достижением, если говорить про освоение космоса?

С.Р. : - То, что, по крайней мере, мы работали на станции и у нас многое что получалось - уже хорошо. Проводили эксперименты, вели ремонтные работы, поддерживали работоспособность станции, что очень важно, потому что наша работа как раз заключается в испытании космической техники. И мы очень-то достаточно её “испытывали”. В этом смысле нужно говорить о хорошей работе с нашей стороны: про взаимодействие с ЦУП, учёными и постановщиками экспериментов на Земле, с техническим персоналом, который обеспечивает нашу жизнь в космосе. И важно в совокупности грамотно это реализовать. Главные достижения - станция продолжает работать и сотрудничество с международными экипажами.

Корр.: Расскажите о проекте системы космического освещения, что с ним сейчас и как он связан с экспериментами проекта «Знамя»?

С.Р.: — Эксперименты серии «Знамя-3» — это часть большого проекта СКО, в котором сейчас существуют еще и другие проекты. Конкретно в рамках «Знамени-3» идет апробация отдельных технических решений в части конструкции пленочного полотна, системы управления парусом, технологии подсветки заданных районов, оценки качества этой подсветки.

Космические эксперименты «Знамя-3» работают и на проект СКО, и на проект создания cолнечного парусного корабля (СПК). Это связанные проекты, поскольку одна и та же конструкция (солнечный парус) по-разному в них используется. Так, по задумке эксперимент «Знамя-3» вообще заканчивался летными испытаниями Солнечного парусного корабля, осуществляющим сеансы подсветки земной поверхности.

Корр.: В какой роли вы сейчас в нем участвуете и кто его финансирует?

С.Р.: — Автором проекта является частная российская компания «Консорциум «Космическая регата», она же его и финансирует. Я же пытаюсь им помочь просто потому, что мне очень нравится этот проект как космонавту и экологу. Очень интересны перспективы развития инициатив, подобных этой: недавно Совфед одобрил закон о поддержке частной космической деятельности в России, который будет финансировать и помогать в развитии бизнесу. В таком случае к проекту могут присоединиться и другие направления, например, разработка средств доставки (ракет-носителей).

Корр.: Много ходит слухов о покорении Марса и Луны, но до этого так дело и не дошло. По вашему мнению, есть ли будущее за их покорением?

С.Р.: - Специалисты работают над этими проектами. Видимо, надо осторожно готовится к полётам, чтобы не было никаких трагических событий, помимо внештатных ситуаций. Мы знаем на Марсе работает марсоход. То есть на планетах наша цивилизация присутствует, но без наличия человека. Полёты на Марс представляют человеку радиационную опасность, её не в скором времени удастся преодолеть. Пока данная проблема не решена. Это ещё предстоит преодолеть.

Корр.: Какого принципа по жизни Вы придерживаетесь? И какие бы советы нам дали?

С.Р.: - Есть космонавт Владимир Александрович Джанибеков - наш ветеран. И его слова такого плана: «сомневайся, что все острова, звезды и законы уже открыты. И верь, что тебе предстоит их открыть». Мне симпатичны мысли этого заслуженного нашего космонавта. Пытаюсь следовать этому совету.

----------

P.S. Уверен, что встреча с Сергеем Николаевичем Ревиным оставила у зрителей массу положительных эмоций. Благодарен Сергею Николаевичу за возможность узнать новое о нём и про освоение космоса!

#космос#ревин#космонавтика