Накануне Рождества, 6 января, посмотреть гоголевскую «Ночь перед Рождеством», как говорится, сам Бог велел. Кто я, чтобы спорить) Тем более и билет был куплен заранее.
Посмотрела самую добрую, почти народную, рождественскую сказку на сцене Воронежского театра драмы имени А. Кольцова. Сначала поделюсь своими впечатлениями о постановке, в некоторых моментах меня весьма удивившей, а потом расскажу немного о самом театре, заслуживающем особого внимания.
Какая она, «Ночь перед Рождеством» глазами воронежского режиссёра?
Звёздная предрождественская ночь, гарны дивчины и разудалые парубки, чертовка Солоха, красавица Оксана, кузнец Вакула, царские черевички - мало кто не знает главные атрибуты и основных персонажей гоголевской сказочной повести про вечер в Диканьке. Спектакль Воронежского драмтеатра показывает всё и с горкой. На сцене – рождественские колядки, яркие наряды, веселье, смех и атмосфера, полностью передающая известное произведение.
С первых минут зрительское внимание уносится в вихре народных песен и плясок. Спектакль очень музыкальный, петь будут много и заразительно, впору хоть подпевай! Музыка народная, главным образом украинская, немного разбавленная русскими песнями. Напившийся горилки Чуб (Роман Слатвинский) протяжно и уморительно поёт «чому ж я не сокил, чому ж нэ лэтаю», вызывая смех и аплодисменты.
На самом деле немалое количество украинских песен, а порой и переход диалогов на украинский немного удивляет. В любое другое время это не вызывало бы вопросов, но сейчас время не любое и не другое, а какое есть. Безусловно, мы не воюем ни с Гоголем, ни с фольклором, но мало ли ушибленных головой бдительных граждан, жалующихся на всё и вся, которые могут перевозбудиться от увиденного. На месте режиссёра я бы поаккуратничала. Но я не на месте режиссёра, а на месте зрителя, и мне приятно поддаться иллюзии, что за стенами театра ничего не происходит.
Еще одна небольшая провокация спектакля – Оксана (Милена Хорошко). Она будто вырывает действие из малоросской глубинки в современную действительность. Нет, вышитый сарафан, ленты, цветочный венок на волосах воронова крыла, всё как положено. Но эта походка подиумной модели, этот томный глубокий голос, эти манеры завсегдатая инстаграма (запрещен в РФ) - что это, как не вызов конформизму?))) Мне нравится такая лёгкая режиссерская забава, я улыбаюсь. Но есть зрительский пласт, которого совершенно очевидно от такой вольности бомбанёт. И от слово «бомбанёт» тоже бомбанёт.
Вакулу исполняет Артур Платов. Несмотря на то, что в начале спектакля во время работы в кузне он радует глаз женской половины зрительской аудитории красивой игрой мускулов на обнаженном торсе, его собственная игра не поражает воображение настолько, насколько... выдающаяся фактура) Вакула в нём не считывается. Парень-качок, нытик к тому же, – да, а влюблённый парубок, готовый на всё ради любимой дивчины, – совсем нет. Кстати, сама дивчина была органична. И если отбросить небольшую пародию на инстачикс, в остальном Оксана с точки зрения актерского мастерства и впрямь была «хороша, ай, хороша» – игривая и озорная, а где нужно – трогательная и лиричная.
Остальные актёры почти все играли здорово - от пьяного в дымину кума Панаса до эксцентричной, говорящей с немецким акцентом царицы и юркого чёрта. Раздражающе искусственными выглядели разве что девушки-хуторянки, выступающие рассказчицами. Натужные жесты, мимика и интонации бросались в глаза на фоне пластичности основных персонажей.
Декорации спектакля довольно простые – картонные хатки да мерцающее огоньками звёздное небо. Но придираться совсем не хотелось, а хотелось закрыть глаза на хлипкие, иногда качающиеся, зато симпатичные конструкции и просто погрузиться в рождественскую фантасмагорию. Что я и сделала.
В целом спектакль получился отличный, и бог с ней, с мелкой ерундой, на которую и внимания обращать не стоит. Это было весело, ярко, смешно и по-доброму. Неудивительно, что по окончании благодарный зал аплодировал стоя.
И немного о театре
Интересно, когда я перестану удивляться провинциальным театрам. Это третий за последнее время нестоличный храм Мельпомены, который я посетила, и вновь это очень красивое, современное, эффектное пространство, в котором очень приятно находиться. Еще один театр, обстановка которого превосходит многие московские.
Холлы сияют свежей отделкой, ни малейших признаков усталости интерьера.
На стенах хрустальные бра, под потолком массивные люстры, высокие окна украшены классическими портьерами.
В огромном главном фойе установлена большая ёлка, повсеместно стоят и симпатичные маленькие ёлочки.
Внутри красота и искусство, но за окном не самая мирная действительность, поэтому в холлах присутствуют такие объявления.
На четвертом этаже есть небольшой музей, в котором на фото и в документах рассказывается богатая творческая жизнь и история театра.
Зрительный зал театра Кольцова небольшой, но такой же презентабельный, как и другие пространства.
Я сидела в дальней ложе бенуара – видимость отличная. Пока бродила по театру, дошла до верхних ярусов – с балкона тоже видно превосходно.
Красиво даже в туалете – тому способствует множество хромированных деталей в отделке, сдержанная цветовая гамма, свежий ремонт.
И конечно, буфет, куда же без него. Столиков (на самом деле не столиков, а внушительных мраморных столов) немного, но если прийти в числе первых, можно занять удобное место.
Цены тоже более чем радуют. Бокал игристого - 270 рублей, пирожное картошка - 120.
Ну, за искусство!