Фундаментальное издание «Истории искусства как истории духа» Макса Джоржака с наскока не осилишь. Именно поэтому я несколько месяцев собиралась с силами, чтобы писать на неё отзыв. Напомню, что намерение сдглать по книге отдельный отзыв я озвучила в подборке книжных покупок за сентябрь-октябрь 2024 года:
И всё равно мне это нелегко.
Я не искусствовед и даже не то чтобы большой ценитель и любитель искусства в его именно изобразительной ипостаси. Да, у меня есть любимые художники и любимые картины, но в целом литература мне больше по душе, в этой области всё как-то более понятно и более основательно.
Тем не менее считаю небезосновательной точку зрения, согласно которой литература тоже должна быть объектом исследования для искусствоведов, поскольку является одним из направлений Искусства. Во всяком случае, применительно к литературе до реализма это действительно было, на мой взгляд, именно так.
Поскольку я не искусствовед, судить о смысле концепции Макса Дворжака и её месте в теории искусства мне не по силам. Я ознакомилась с этим текстом для углубления общих знаний. Дворжак представляет историю развития искусства как историю духа, что в его интерпретации, как я понимаю, означает поступательное развитие индивидуального стиля крупных мастеров. То есть мысль такая: историю искусства двигают отдельные гениальные мастера, вдруг выделяющиеся из общей массы подражателей стилю предыдущего гениального мастера. Дело обстояло так даже применительно к живописи катакомб, то есть к позднеантичной (раннехристианской) традиции, только в том случае речь шла не об отдельных выдающихся мастерах, а о противопоставлении целой тенденции (живописи погребений) генеральной линии «официального» искусства.
Книга Джоржака была впервые выпущена в 1924 году, но не самим мастером, а его учениками, которые собрали воедино его статьи последних лет жизни и издали под одной обложкой, зная о едином концептуальном подходе Дворжака к истории искусства.
Соответственно, книга, с одной стороны, представляет собой разрозненные фрагменты, в каждом из которых автор в целом даёт срез творческих тенденций отдельных эпох и «подсвечивает» по несколько крупных мастеров (Ян Ван Эйк, Мартин Шонгауэр, Питер Брейгель Старший, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Дюрер, Эль Греко и несколько других). Лично мне больше всего понравилась статья о живописи римских катакомб. В ней речь идёт не только собственно о подземных фресках, но и об искусстве, образцы которого найдены на развалинах Помпеи, то есть вполне себе надземном. Системно с этим искусством я не сталкивалась и была поражена удивительной красотой, гармоничностью, яркостью и выразительностью этих древних изображений.
На этом рассказ о самом тексте Дворжака можно считать завершённым. Но хочу особо остановиться на издании.
Эту фундаментальную искусствоведческую работу выпустило петербургское издательство «Metamorphoses» в 2024 году. Книга – настоящее пиршество для глаз! Хотя здесь нет мелованной бумаги, на которой обычно размещают репродукции, применительно к этой книге отказ от «меловки» - несомненный плюс. Иллюстрации, которых в книге огромное количество, в данном случае играют второстепенную, вспомогательную роль относительно текста, который безоговорочно солирует. Они не отвлекают, а подчёркивают логичность и красоту теоретических выкладок Дворжака, как это было присуще иллюстрациям в средневековых книгах. Всё-таки мелованная бумага придаёт репродукциям самодостаточность и даже в некоторой степени кричащий характер, а здесь этого вполне разумно удалось избежать.
Если вы, как и я, от фундаментального искусствоведения далеки, всё равно эту книгу будет приятно держать в руках, рассматривать и дарить, потому что сам подбор иллюстраций, во-первых, отражает поступательное развитие искусства, то есть сам по себе играет определённую просветительскую роль в изучении искусства, а во-вторых, позволяет изучать развитие художественных течений точечно, но объёмно. Скажем, останавливаясь на творчестве Дюрера, Дворжак уделяет внимание в основном серии его гравюр «Апокалипсис», разбирая их весьма подробно (сюжеты, впечатление, смыслы, техники). Все 15 гравюр приведены в книге, некоторые дополнительно даны в увеличенном формате на всю ширину страницы. Другие работы Дюрера находятся за пределами фокуса внимания автора и, соответственно, читателя, зато особенности творчества Альбрехта Дюрера в полной мере показаны сугубо на примере данной серии. Именно это я и называю «точечным, но объёмным» погружением в тему.
Прекрасное издание, которое носит культурно-просветительский (а не только строго научный) характер и может быть, на мой взгляд, интересно широкому кругу читателей.
На этом статью завершаю, а желающих на постоянной основе получать не только качественные отзывы, но и свежие анонсы книжных новинок приглашаю в свой Телеграм-канал
Ариаднина нить | Книги
Свежие анонсы там выходят ежедневно! Затрагиваем не только переводную, но и русскоязычную прозу, а также нехудожественную литературу. Присоединяйтесь!
Ваша Ариаднина нить.