Вопрос:
«Нужно ли ходить на вечернюю службу и зачем это делать? Зачем нужна вечерняя служба накануне Литургии, накануне праздника?»
Отвечает священник Валерий Сосковец:
Во-первых, у нас есть заповедь о том, чтобы человек шесть дней работал, а седьмой день посвящал Господу Богу. Некоторые воспринимают это так: «В воскресенье я пойду в храм, а потом буду бездельничать. Это и есть день, посвященный Богу». Нет, не такой праздник нужен Господу.
День в церкви начинается с вечера. Если мы откроем книгу Бытия, то увидим:
«И был вечер, и было утро – день первый. И был вечер, и было утро – день второй».
Начиная с времен сотворения мира и до сегодняшнего дня в церкви день начинается с вечера. Поэтому вечерняя служба накануне – это начало дня, который человек посвящает Богу.
Как это происходит?
Начался день вечером, и ты пошёл на вечернее богослужение. Вечернее богослужение – это и есть праздничное богослужение. Именно на нем совершаются песнопения, относящиеся к празднуемому святому, к воскресному дню или к празднику (например, Рождества или Введения).
Кто часто ходит в храм, видит, что Литургия почти одинаковая. А вот само праздничное богослужение, на котором звучат канон празднику, стихиры, величание святому или празднику, совершается помазание от иконы – все это происходит на всенощном бдении.
Если человек не был на этом богослужении, он, по сути, не почтил праздник.
Начало празднования таково: вечером человек приходит на праздничное богослужение, помолился – это уже часть подготовки к причастию. Примечательно, что молиться такое же количество времени (2,5-3 часа) дома гораздо тяжелее, чем в храме, где время проходит незаметно, поэтому легко.
После возвращения домой готовятся к причастию – читают последование ко святому причащению. Если человек был на всенощном бдении, три канона читать уже не обязательно, так как они читались во время службы. Чтение последования занимает около 40 минут при спокойной молитве. После этого можно поужинать и лечь спать, а утром пойти на Литургию.
Исповедоваться лучше с вечера – у священника больше времени для неспешной исповеди.
Утром верующий приходит уже на Божественную литургию. Если нет возможности быть на всенощном бдении (например, из-за работы), человек может прийти только на Литургию – это уважительная причина.
Но, конечно, хорошо и правильно проводить этот день с его начала вечером: всенощное бдение, подготовка к причастию, Литургия, причащение, после причастия в храме читаются благодарственные молитвы, и день праздника завершается. После этого можно вернуться домой, пообедать и заниматься своими делами, так как день, посвященный Богу, уже проведен должным образом.
Важно понимать: нельзя работать накануне праздника – нужно быть на службе.
А после обеда можно спокойно заниматься необходимыми делами – это не является нарушением праздника. Зная это, призываю всех ходить на вечернее богослужение. Это очень спасительно для души.
Текст основан на видео с канала священник Валерий Сосковец. Читайте ещё: