В мире кинопроизводства успех в прокате не является гарантированным, даже когда все нужные элементы, кажется, на месте. Фильм может иметь интригующую завязку, талантливый актерский состав и высококачественную режиссуру, но все равно не найдет отклика у зрителей.
Причины этих неожиданных кассовых провалов сложнее, чем кажутся. Дата может играть огромную роль; например, «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1» оказалась зажата культурными гигантами "Барби" и "Оппенгеймером". Маркетинг также может не суметь четко передать привлекательность фильма или вызвать ажиотаж, необходимый для привлечения широкой аудитории. В других случаях фильмы, которые, казалось бы, были созданы специально для успеха, не находят отклик у зрителей из-за тональных несоответствий или даже просто из-за того, что аудитория не совсем готова к чему-то другому. В этой статье рассматриваются некоторые из крупных фильмов, которые должны были стать успешными в прокате, но вместо этого они потерпели неудачу.
____________________________
Побег из Шоушенка / 'The Shawshank Redemption' (1994)
Экранизация повести Стивена Кинга «Побег из Шоушенка» рассказывает историю Энди Дюфрейна (Тим Роббинс), банкира, приговоренного к пожизненному заключению в тюрьме Шоушенк за убийство своей жены и ее любовника — преступление, которое, как он утверждает, не совершал. На протяжении десятилетий Энди сближается с Эллисом «Рэдом» Реддингом (Морган Фримен), сокамерником и тюремным доверенным лицом по контрабанде. Фильм исследует темы надежды, стойкости и искупления на мрачном фоне тюрьмы. Несмотря на свой конечный статус одного из величайших фильмов всех времен, «Побег из Шоушенка» оказался коммерческим разочарованием.
Первоначальный провал фильма в прокате был обусловлен его выходом в плотный сезон, конкурируя с такими хитами, как «Криминальное чтиво» и «Форрест Гамп». Кроме того, жанр тюремной драмы не пользовался популярностью у широкой публики, а само название не слишком много говорило о сюжете фильма; даже Роббинс и Фримен ввторили об этом. Однако «Побег из Шоушенка» имел огромный успех в продажах на домашнем видео и частых показах по ТВ, став вечной классикой.
____________________________
Быстрый и мертвый / 'The Quick and the Dead' (1995)
Этот ревизионистский вестерн, снятый Сэмом Рэйми, следует за Эллен (Шэрон Стоун), таинственным стрелком, которая едет в коррумпированный приграничный город, чтобы принять участие в турнире стрелков. Конкурс, организованный безжалостным мэром и бывшим преступником Джоном Иродом (Джин Хэкмен), сталкивает лучших стрелков друг с другом в смертельных поединках. Движимая мотивом отомстить за смерть своего отца от рук Ирода, она вступает в смертельный турнир.
Рэйми только что закончил успешный фильм «Зловещие мертвецы», а Стоун все была на волне успеха «Основного инстинкта», поэтому звезды должны были сойтись. Несмотря на свой уникальный стиль и звездный состав, «Быстрый и мертвый» не смог зацепить аудиторию, заработав всего 18 миллионов долларов при своем бюджете в 35 миллионов. Его низкие показатели были обусловлены жанром, поскольку вестерны вышли из моды в середине 1990-х годов. Кроме того, уникальный тон, который колебался между манерным действием и жесткой драмой, также не способствовал распространению хорошей молвы. Однако с тех пор фильм приобрел поклонников, и со временем его стали считать недооцененной жемчужиной в жанре вестерн.
____________________________
Али / Ali (2001)
Фильм Майкла Манна «Али» рассказывает о жизни и карьере Мухаммеда Али (Уилл Смит), уделяя особое внимание его лучшему десятилетию с 1964 по 1974 год.
Фильм рассказывает о восхождении Али к мировой славе, его спорном решении отказаться от призыва на войну во Вьетнаме и его окончательном возвращении после лишения титула. В ленте освещаются знаковые моменты, такие как его легендарные бои с Сонни Листоном, Джо Фрейзером и Джорджем Форманом, а кульминацией становится «Грохот в джунглях».
Несмотря на признание критиков за актерскую игру и историческую глубину, Ali не оправдал надежд. Одной из причин стала его продолжительность, но он также пострадал от плотной рождественской гонки, которая включала кассовый хит «Властелин колец: Братство кольца». Кроме того, интроспективный тон фильма не соответствовал ожиданиям тех, кто хотел более насыщенной спортивной драмы. Хотя фильм не имел финансового успеха, с тех пор Ali был признан солидным, амбициозным биографическим фильмом, и многие оценили номинированное на «Оскар» мощное изображение Смитом легенды бокса.
____________________________
Остров / 'The Island' (2005)
Режиссером фильма «Остров» является фанат взрывов Майкл Бэй. Действие ленты разворачивается в антиутопическом будущем, где жители стерильного объекта считают, что они выжили после заражения Земли. Они живут надеждой, что их выберут для переезда на «Остров», предположительно последнее нетронутое место на планете. Однако двое жителей, Линкольн Сикс Эхо (Эван МакГрегор) и Джордан Ту Дельта (Скарлетт Йоханссон), узнают ужасающую правду о том, что они — клоны, выведенные для предоставления органов своим богатым человеческим собратьям.
Несмотря на то, как его фильм приняли критики, до этого момента в своей карьере Бэй никогда не проваливался в прокате, что сделало провал «Острова» довольно неожиданным. В переполненном летнем календаре фильм открылся только на четвертом месте, уступив «Чарли и шоколадная фабрика», «Незваным гостям» и «Фантастической четверке» . Такой низкий результат во многом объясняется его запутанным маркетингом, который не смог подчеркнуть интригующую антиутопическую концепцию фильма и вместо этого сосредоточился на общих боевых приемах. Широкое, общее название также мало помогло оценить интерес аудитории. Со временем «Остров» получил скромную оценку за свои темы, что сделало его одним из наиболее тонких фильмов Бэя.
____________________________
Скотт Пилигрим против всех / 'Scott Pilgrim vs. the World' (2010)
"Скотт Пилигрим против всех" - визуально изобретательный фильм, основанный на серии графических романов Брайана Ли О'Мэлли. История следует за Скоттом Пилигримом (Майкл Сера), когда он влюбляется в загадочную Рамону Флауэрс (Мэри Элизабет Уинстед). Чтобы встречаться с ней, Скотт должен сразиться с ее семью злыми бывшими. Благодаря яркому актерскому составу, включающему Криса Эванса, Бри Ларсон и Кирана Калкина, фильм полон причудливого визуального юмора и ослепительных боевых сцен.
Фильм «Скотт Пилигрим против всех» впервые был показан на фестивале Comic Con в Сан-Диего за месяц до широкого проката, что вызвало восторженные отзывы и реакции, вселяя надежду на успешный кассовый успех. Однако, когда он был выпущен вместе с фильмами «Неудержимые» и «Ешь, молись, люби», фильм оказался только на пятом месте, а к третьим выходным исчез из первой десятки. Фильм столкнулся с проблемой расширения своей нишевой привлекательности и маркетинга, который не передавал его инновационный стиль. Однако фильм обрел страстных поклонников после своего театрального проката, и теперь его считают новаторским с изобретательным повествованием и стилистической смелостью.
____________________________
Хранитель времени / 'Hugo' (2011)
«Хранитель времени» следует за Хьюго Кабре (Эйса Баттерфилд), осиротевшим мальчиком, живущим в скрытых переходах парижского вокзала. Хьюго проводит свои дни, обслуживая часы на станции и работая над ремонтом сломанного автомата, оставленного его покойным отцом, веря, что тот несет послание от него. Его путешествие приводит его к Изабель (Хлоя Грейс Морец), любопытной девушке, любящей приключения, и ее крестному отцу, Жоржу Мельесу (Бен Кингсли), игрушечнику, скрывающему забытое прошлое пионера раннего кинематографа.
Знаменитый режиссер, взявшийся за семейное приключение во время Рождества и использовавший прибыльную технологию 3D, должен был стать мгновенным рецептом успеха. Но по своей сути «Хранитель времени» — это скорее искреннее любовное послание кинематографу, чем семейный фильм. Проблемы с кассовыми сборами фильма были связаны с его узкоспециализированной тематикой, которая больше привлекала синефилов, чем широкую аудиторию. В сочетании с сильной, более простой конкуренцией в жанре семейного кино, такой как «Маппеты», «Хранитель времени» не смог обеспечить желаемую аудиторию. Кроме того, высокие производственные затраты означали, что для безубыточности ему требовалась прибыль размером с блокбастер. Тем не менее, «Хранитель времени» всегда считался прекрасно сделанной и глубоко личной работой.
____________________________
Поп-звезда: Не переставай, не останавливайся / 'Popstar: Never Stop Never Stopping' (2016)
Popstar: Never Stop Never Stopping следует за Conner4Real (Энди Сэмберг), бывшим участником бой-бэнда, ставшим сольной поп-сенсацией, когда его стремительный взлет начинает рушиться. После того, как его второй альбом проваливается с треском, Коннер прибегает к возмутительным трюкам, необдуманным коллаборациям, чтобы сохранить свою актуальность. Фильм наполнен выдающимися выступлениями, абсурдным юмором и камео реальных музыкальных икон, таких как Мэрайя Кэри и Джастин Тимберлейк.
Lonely Island был интернет-хитом с вирусными песнями, такими как «Jack Sparrow» и «I'm On A Boat». Энди Сэмберг был хедлайнером популярного Brooklyn Nine-Nine. Однако Popstar провалился в прокате, заработав всего 9,7 миллиона долларов при бюджете в 20 миллионов, несмотря на положительные отзывы как критиков, так и зрителей. Многие винили в его провале плохой маркетинг, который не передавал его неуравновешенный комедийный тон. Кроме того, выпуск в напряженное лето заставил его бороться с блокбастерами. Тем не менее, фильм все равно смог найти свою аудиторию через стриминг, став культовой классикой.
____________________________
Индиана Джонс и колесо судьбы / 'Indiana Jones & the Dial of Destiny' (2023)
В пятой части франшизы об Индиане Джонсе Харрисон Форд вновь сыграл свою культовую роль предприимчивого археолога, но без Стивена Спилберга в режиссерском кресле. Действие фильма происходит в 1969 году в разгар космической гонки. В фильме Инди сталкивается с новой угрозой: Юрген Фёллер (Мадс Миккельсен), бывший нацистский ученый, теперь работающий в НАСА, который ищет таинственный циферблат Архимеда, артефакт, по слухам, обладающий способностью управлять временем. Объединившись со своей крестницей Хеленой Шоу (Фиби Уоллер-Бридж), Инди отправляется в кругосветное путешествие, чтобы не допустить попадания циферблата в чужие руки.
Франшиза постоянно приносила деньги, и даже «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» стал самым кассовым приключением, несмотря на неоднозначные отзывы. Поэтому студии и эксперты были уверены, что эта часть принесет прибыль. Однако многие указывали на отсутствие захватывающей энергии, которая определяла оригинальную трилогию, а также на раздутую продолжительность. По-видимому, многие зрители посчитали фильм ненужным после четвертого. Признаки проблем были совершенно очевидны после его приглушенной премьеры в Каннах, и в конечном итоге он собрал меньше, чем «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», что сделало его неожиданным провалом. Фильм по-прежнему остается респектабельным и волнующим приключением , но печальным прощанием со знаковым персонажем.
____________________________
Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая / 'Mission: Impossible - Dead Reckoning Part One' (2023)
Mission: Impossible – Dead Reckoning Part One следует за Итаном Хантом (Том Круз) и его командой IMF, когда они сталкиваются с новой, беспрецедентной угрозой: продвинутым, неконтролируемым ИИ, известным как The Entity. Этот ИИ обладает способностью манипулировать глобальными событиями и сеять хаос в мировых структурах власти, и он находится не в тех руках. Итан и его верная команда должны остановить таинственную фигуру, Габриэля (Эсай Моралес), который, похоже, имеет личные интересы в выполнении приказов The Entity.
Эта седьмая часть последовала за «Миссия невыполнима: Последствия», которая является самым рецензируемым и самым кассовым фильмом франшизы. Более того, студия и аналитики надеялись, что добрая воля от безудержного успеха «Лучшего стрелка: Мэверик» окажет положительное влияние. Однако время было главным врагом фильма, поскольку фильм вышел всего за неделю до «Барби и Оппенгеймера». Эти два фильма создали культурный феномен «Барбигеймера» и эффективно высосали кислород из других фильмов. Премиальные широкоформатные экраны, такие как IMAX, были отданы фильму Кристофера Нолана, что сократило экраны «МН». Это было досадно, потому что фильм был хорошо принят фанатами и критиками.
____________________________
Фуриоса: Хроники Безумного Макса / Furiosa: A Mad Max Saga' (2024)
Furiosa: A Mad Max Saga — приквел к Mad Max: Fury Road, в котором рассказывается предыстория Фуриосы (Аня Тейлор-Джой) до того, как она стала свирепым и грозным воином в пустошах.
Действие фильма происходит в антиутопическом будущем, и в нем рассказывается о молодой Фуриосе, которую похищает армия военачальника Бессмертного Джо и увозит в его крепость в Пустоши. Путешествуя по этому дикому миру, Фуриоса планирует отомстить за смерть своей матери от рук Дементуса (Крис Хемсворт).
Несмотря на ожидания, связанные с возвращением в мир Безумного Макса, и участие режиссера Джорджа Миллера, «Фуриоса» столкнулась с неблагоприятным приемом в прокате. Ее низкие результаты можно объяснить одним основным фактором: она использовала другой подход, чем предшественник. Фильм гораздо более размашистый, ориентированный на персонажей и исследовательский, по сравнению с неустанным, высокооктановым действием «Дороги ярости». Длительные задержки производства и сдвиги в датах выпуска также не помогли его динамике, поскольку этот приквел появился через семь лет после последнего фильма. Вооруженный восторженными отзывами и сильной фан-поддержкой, «Фуриоса» имеет потенциал найти свою аудиторию на домашних носителях и в потоковом режиме, прокладывая себе путь к такому же культовому статусу, как и его предшественники. Но из-за этих кассовых результатов дальнейшие планы, связанные с историями в Пустоши, были отложены.