В центре Павловского Посада возвышается высокая колокольня со старинными башенными часами. Здание самой Воскресенской церкви было разрушено в 1950-е годы, поэтому сегодня церковная община ютится в первом ярусе уцелевшей колокольни. В семье псаломщика Воскресенского храма родился святитель Иннокентий – епископ Пензенский и Саратовский, подвижник и богослов Русской церкви XIX века.
В 1900 году была издана книга "Русские подвижники XIX века", состоящую из сорока пяти биографий. Первые два очерка в ней посвящены митрополиту Филарету (Дроздову) и святителю Иннокентию Пензенскому (в миру – Илариону Дмитриевичу Смирнову). Поместив двух этих подвижников XIX века в самое начало книги, автор книги Е. Поселянин не только выделил их значение, но и отметил сходство. Оба жили в одно время, были хорошо образованы и преданы православию. Они были знакомы между собой, а недоброжелатели даже называли их соперниками.
О. Бодянский писал об этом сходстве судьбы владыки Иннокентия со святителем Филаретом в предисловии к изданию его писем:
Замечательно, что Иларион по месту и времени своего образования и прохождению преподавания следовал непосредственно за своим знаменитым земляком по рождению Василием Михайловичем Дроздовым. Оба они были московские: один сын коломенского дьякона, другой сын дьячка села Павлова или Павловского Посада, славного своими фабриками, заводами и ярмарками на р. Клязьме и Вохонке, на железной Владимирской дороге, в 67 верстах от столицы.
Святитель Иннокентий родился 30 мая (по старому стилю) 1785 года у дьячка Воскресенской церкви Павловского Посада Дмитрия Егорова. Он прожил короткую, но удивительно плодотворную жизнь, скончался в сане епископа Пензенского и Саратовского в возрасте 35 лет. На Пензенской кафедре, с которой теперь навсегда связано его имя, он пробыл только три с небольшим месяца. Владыка Иннокентий впервые приехал в Пензу 21 июня 1819 года, а уже 10 октября скоропостижно умер, и был погребен в приделе местного собора. Причинами столь раннего ухода стало слабое от природы здоровье и конфликт с могущественным обер-прокурором Синода князем Александром Голицыным.
Будущий святитель Иннокентий получил образование в Московской перервинской семинарии, где за кроткий нрав получил прозвище Смирнов. Из Перервы семинарист перешел в Лавру. В 1809 году он принял монашеский постриг и вскоре стал игуменом Николо-Угрешского монастыря. Уже в 1812 году молодой игумен был вызван в Санкт-Петербург в местную духовную академию. В последующие годы Иннокентий был возведен в сан архимандрита, стал профессором, а затем и доктором богословия, занял пост ректора петербургской семинарии, управлял Сергиевой пустынью и Новгородским Юрьевым монастырем.
Параллельно с этим ученый инок писал книги. Он составил "Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVIII века" ставшее главным пособием для семинаристов по этому предмету до революции.
Кроткий и тихий Иннокентий Смирнов запомнился однако и как грозный обличитель обер-прокурора Святейшего Синода князя Голицына. Он не побоялся восстать против модных мистических учений, которыми увлекались высокопоставленные особы, включая даже императора Александра I. Вскоре православные убеждения Иннокентия стали поводом для гонений против него. Будучи цензором, он пропустил в печать книгу Евстафия Станевича "Беседа на гробе младенца о бессмертии души". Автор книги наносил удар по тем, кто увлекался западными мистическими учениями, развенчивал оккультные сочинения Карла Эккартсгаузена, теософа Иоганна Юнг-Штиллинга, мадам Гюйон и многих других.
Обер-прокурор Александр Голицын был другом детства царя Александра I. Назначая его главой духовного ведомства, царь руководствовался только тем, чтобы в Синоде был "свой человек". А о религиозных взглядах обер-прокурора можно судить по такому описанию современников:
Получив поверхностное образование, Голицын в сущности никогда не знал ни православия, ни "кривославия"; с большим легкомыслием он брался объяснять самые сложные богословские вопросы и создал себе своеобразный пантеон, в котором уживались верования самых непримиримых религий и сект. Этого "младенца" в деле веры постоянно морочили разные ханжи и изуверы… при нем Церковь впервые почувствовала всю силу гнета светской власти
Голицын был в ярости от издания с подачи архимандрита Иннокентия книги против любимого им мистицизма. Князь добился у царя ссылки ревностного священнослужителя. Однако в письме княгине Софии Мещерской Иннокентий показывал бесстрашие в принципиальном для него вопросе:
Приятно слышать обвинения в том, в чем отнюдь не причастен…О! Решился бы терпеть с радостию не только урон чести, но и здоровья, и более, только Господь бы не остановил.
Состояние здоровья Иннокентия действительно вызывало тревогу. Тем не менее, обер-прокурор Голицын придумал коварное назначение непокорного священнослужителя епископом в Среднюю Азию, на Оренбургскую кафедру. Под видом повышения это была, по сути, ссылка.
Однако место изгнания Иннокентия вскоре было заменено на Пензу. Три месяца слабый здоровьем епископ провел в постели в Москве, но должен был выехать, наконец, на место нового назначения. Епископ ехал по знаменитой Владимирской дороге. Сохранились письма Иннокентия из этой последней его поездки. По пути в Пензу Иннокентий захотел посетить родной Павловский Посад, повидаться с матерью. Вот что он писал:
Уже на 90 верст расстоянием от Москвы, из города Покрова, пишу сие. Господь помог благополучно дотащиться доселе… Три дня как путь мой продолжается: здесь включаются целые сутки, проведенные у слепой, любезной моей матушки. Помолитесь, чтобы Господь благословил путь и живот и облегчил болезнь для продолжения телесной жизни…
В другом письме Иннокентий тоже писал об этом последнем посещении малой родины:
Воскресенье и понедельник провел я с матушкою. Любовь родительская так утешила меня, что спешил разлучиться с родительницею и домашними, дабы совсем не расслабеть и не лечь в постель.
Смертельно больной владыка Иннокентий, наконец, прибыл в Пензу, но прожил там только три месяца. Через шесть лет книга "Беседа на гробе младенца" уже после смерти владыки Иннокентия была наконец одобрена к печати и правительством. Пострадавший за свою стойкость уроженец Павловского Посада святитель Иннокентий был канонизирован в Русской православной церкви в 2000 году.