Период Мэйдзи — это период в истории Японии с 1868 по 1912 год, во время которого правил император Мэйдзи. После свержения сёгуната Токугава в ходе Реставрации Мэйдзи в 1868 году новые лидеры Японии приступили к программе радикальных реформ, направленных на укрепление страны, чтобы она могла противостоять угрозе европейского империализма.
Была создана новая политическая структура по образцу европейской, и страна быстро индустриализировалась. Создав современную армию и флот, Япония успешно воевала с Китаем и Россией в 1894 и 1905 годах соответственно. К концу периода Мэйдзи Япония была не только самой сильной страной в Восточной Азии, но и мировой державой.
Угроза Европейского империализма
В период Эдо сёгунат Токугава ввёл в стране политику национальной изоляции. Японцам было запрещено выезжать за границу, и в Японию могли приезжать только иностранцы из Китая, Кореи и Нидерландов. Голландцам разрешалось открывать торговые представительства только в Нагасаки. Правительство смогло ввести эту политику изоляции в 1630-х годах, потому что уровень технологий в Японии и в других странах был примерно одинаковым. Однако с конца XVIII века в некоторых европейских странах, в частности в Великобритании, началась промышленная революция. Это дало этим странам технологическое преимущество перед другими регионами мира.
Примерно в то же время Великобритания, Франция, Россия и Соединённые Штаты начали отправлять в Японию корабли, пытаясь наладить внешнюю торговлю. Поначалу сёгунат Токугава отвергал все эти попытки, но в 1852 году американский коммодор Мэтью Перри привёл флот из вооружённых паровых кораблей, требуя открыть страну. Сёгунат Токугава не смог противостоять этому требованию и подписал договор с США, разрешающий открытие некоторых портов и въезд в Японию некоторых иностранцев. За этим последовали договоры с другими европейскими державами. Это привело в ярость противников правительства, которые хотели сохранить политику национальной изоляции. Они использовали лозунг «Поклоняйтесь императору, изгоняйте варваров», чтобы призвать к свержению Токугавы, восстановлению политической власти императорской семьи и изгнанию иностранцев.
В ответ на нападения на иностранные корабли европейские военно-морские суда обстреляли несколько японских портов. Стало ясно, что «изгнать варваров» будет непросто, и необходимо разработать альтернативную стратегию борьбы с иностранной угрозой. Правительство Токугавы приложило немало усилий, чтобы повысить военную готовность Японии, но прежде чем удалось многого добиться, оно было свергнуто коалицией сил из Тёсю, Сацумы и Тоса ханов.
Новое правительство
Хотя бакуфу было свергнуто во имя восстановления прямого правления императорской семьи, реальная власть находилась в руках людей, возглавивших восстание. Среди них были Окубо Тосимити (1830-1878) и Сайго Такамори (1822-1877) из Сацумы, а также Ито Хиробуми (1841-1919), Ямагата Аритомо (1838-1922) и Кидо Такаёси (1833-1877) из Тёсю. Они учредили Великий государственный совет для управления страной и использовали имя императорской семьи для легитимизации своих действий, как это делали Токугава.
В 1869 году столица была перенесена из Киото в Эдо, который был переименован в Токио (восточная столица). Замок Эдо был переименован в Императорский дворец и стал резиденцией императорской семьи. В 1871 году ханы были упразднены, и была создана новая система префектур. После этого была упразднена существовавшая в период Эдо наследственная классовая система. Бывшие самураи получили особый статус сидзоку и получали жалованье в качестве компенсации за потерю дохода и статуса. Армия и флот были реорганизованы по европейскому образцу, и была введена система всеобщей воинской повинности. Также был введён новый земельный налог, чтобы помочь правительству финансировать реформы.
Одной из целей правительства Мэйдзи было добиться пересмотра договоров, которые Токугава были вынуждены подписать с различными иностранными государствами. Эти договоры были очень невыгодны для Японии, поскольку ограничивали её право устанавливать тарифы на импортные товары, а также означали, что иностранцы не подчинялись японскому законодательству. Правительству нужно было изменить не только японские законы и институты, но и некоторые социальные обычаи, чтобы убедить партнёров по договорам в том, что Япония также является «цивилизованной» страной, достойной равноправного отношения. Чтобы облегчить эту задачу, в 1871 году из Японии отправилась миссия Ивакура, состоявшая из группы ведущих государственных деятелей и учёных, чтобы посетить Соединённые Штаты и Европу и посмотреть, как обстоят дела в других странах. Хотя они не добились пересмотра договоров, они приобрели много знаний, которые помогли Японии в будущих переговорах.
После отмены ограничений периода Эдо в Японию хлынула иностранная культура. Она состояла не только из новых товаров и модных тенденций, но и из новых идей. Ведущим сторонником европейской культуры был Фукудзава Юкити (1835-1901), который помог основать журнал «Мэйроку дзасси», в котором ведущие интеллектуалы обсуждали актуальные проблемы. Появление книгопечатания с подвижным шрифтом привело к буму издательского дела, и появилось множество других журналов.
Все эти изменения вызвали значительное сопротивление, и в 1870-х годах участники Движения за свободу и народные права протестовали против политики правительства и требовали более демократичной системы управления. Эти протесты были жестоко подавлены полицией, но правительство пообещало создать конституцию и представительное правительство. В 1877 году Сайго Такамори, один из лидеров движения за восстановление монархии, возглавил восстание против правительства. Токио направил часть своей новой армии призывников на Кюсю и подавил восстание, которое оказалось последним самурайским сражением в истории Японии.
В 1885 году была учреждена кабинетная система правления, при которой члены кабинета назначались непосредственно императором. В 1889 году кабинет министров руководил принятием конституции Мэйдзи — документа, изданного от имени императора. Конституция предусматривала создание национального парламента, состоящего из Палаты представителей и Палаты пэров. Члены Палаты представителей избирались народом, а члены Палаты пэров либо принадлежали к дворянскому сословию, либо назначались императором. Палата представителей могла только давать рекомендации, и её единственным реальным полномочием было утверждение бюджета. Первые выборы состоялись в 1890 году, но правом голоса обладал лишь 1% населения. Несмотря на это, политики создавали политические партии и боролись за влияние.
Индустриализация
Одной из самых выдающихся особенностей периода Мэйдзи была скорость, с которой Япония индустриализировалась. В эпоху правления Токугавы в Японии развивалась коммерческая экономика, в которой в больших объёмах продавались не только рис и другие продукты питания, но и такие товары, как хлопок, шёлк, бумага и соль. Даймё постоянно испытывали нехватку денег, поэтому для увеличения производства они сотрудничали с местными торговцами, чтобы выращивать новые культуры и расширять производство. Такое же сотрудничество между правительством и частным сектором было характерной чертой индустриализации в период Мэйдзи.
Правительство активно продвигало индустриализацию как по экономическим, так и по стратегическим причинам. Оно напрямую инвестировало в отрасли, которые не были привлекательны для частного сектора, такие как производство железа, стали и строительство железных дорог, но были необходимы для национальной безопасности. Оно принимало законы, обеспечивающие стабильность и безопасность, чтобы частный сектор мог развиваться. В Японии не было недостатка в предпринимателях, поскольку в период Эдо развивалась коммерческая экономика.
Хотя японцы были шокированы, впервые увидев пароходы и поезда, технологии, лежащие в основе этих изобретений, были не настолько сложны, чтобы местные ремесленники не смогли быстро их освоить. Ранняя японская индустриализация была сосредоточена на механизации производства шёлка и хлопка. В период Эдо хлопчатобумажные и шёлковые ткани производились в больших масштабах, поэтому индустриализация заключалась в механизации уже существующей отрасли, а не в создании её с нуля. К счастью для Японии, во второй половине XIX века во всём мире наблюдался дефицит шёлка. Иностранная валюта, которую Япония зарабатывала на экспорте шёлка, использовалась для финансирования индустриализации в других отраслях экономики.
Хотя в период Эдо у японцев был доступ к некоторым европейским научным книгам, в Японии не было научной традиции, как в Европе. Однако правительство Мэйдзи решило вложить значительные средства в образование, особенно в техническое. Вскоре японские университеты стали выпускать специалистов, которые могли читать последние научные журналы из Европы и Америки. Поскольку химическая революция происходила примерно в то же время, что и индустриализация Японии, страна смогла довольно быстро наверстать упущенное.
Иностранные войны
Хотя Япония начала индустриализацию в период Мэйдзи, экономика по-прежнему оставалась преимущественно сельскохозяйственной. Кроме того, экономический прогресс Японии дорого обошёлся человечеству в плане страданий. Фермеры облагались высокими налогами, а условия труда в новых отраслях промышленности зачастую были очень тяжёлыми. Однако благодаря богатству, которое Япония получила благодаря экономическому росту, правительство смогло укрепить армию и флот.
Первая из зарубежных войн Японии произошла в 1894 году, когда страна вступила в конфликт с Китаем из-за Кореи. В отличие от Японии, Корея не спешила реагировать на угрозу европейского империализма. Исторически Корея находилась под властью Китая, но японское правительство стало опасаться, что если Россия сможет захватить полуостров, то он станет кинжалом, направленным в сердце Японии. Хотя Китай был гораздо более крупной страной, чем Япония, его правительство и армия были менее хорошо организованы, и поэтому Япония смогла одержать победу, к большому удивлению международного сообщества. В результате войны Япония расширила своё политическое и экономическое влияние на материковую часть Азии.
Вторая война Японии была против России. В результате Японо-китайской войны Япония получила интересы не только в Корее, но и в других частях северного Китая. В Токио считали, что Россия представляет угрозу этим интересам, и в результате в 1904 году началась война. И снова, к большому удивлению международного сообщества, Япония одержала победу. Хотя условия мирного договора были не такими выгодными для Японии, как надеялся Токио, это был первый случай, когда азиатская страна одержала победу над европейской державой. Это сделало Японию мировой державой всего через 50 лет после того, как страна была вынуждена отказаться от политики национальной изоляции. В 1910 году Япония сама стала колониальной державой, когда аннексировала Корею.
Образование
С 1890-х годов система образования также использовалась для формирования у населения чувства патриотизма. В период Эдо Япония была разделена примерно на 270 различных ханов. Правительство хотело разрушить чувство местной обособленности и побудить людей считать себя японцами. Правительство также было обеспокоено тем, что многие люди слишком увлекались иностранной культурой, что могло ослабить их чувство национальной солидарности.
С конца 1880-х годов интеллектуалы, тесно связанные с правительством, начали развивать националистическую идеологию, основанную на культе императорской семьи. Опираясь на синтоистские мифы, они утверждали, что Япония отличается от зарубежных стран и превосходит их, потому что императорская семья происходит от богов. Они также утверждали, что верность трону была еще одной уникальной чертой японского народа. Эти идеи были заложены в Императорском рескрипте об образовании, который был обнародован в 1891 году и стал основой для занятий по национальной морали. В школах проводились различные церемонии в честь императорской семьи.
В период Мэйдзи в Японии произошло множество социальных изменений. Эти изменения часто называют вестернизацией. Хотя многое было заимствовано из стран Европы и Северной Америки, такое заимствование стало возможным только благодаря развитию, которого страна достигла в период Эдо. Слияние японской и зарубежной культур, начавшееся в период Мэйдзи, является одной из отличительных черт современного японского общества.