На Пречистенке, между Барыковским и Сеченовским переулками, старинная усадьба.
Главный дом с колоннами в глубине двора.
По классике.
По бокам- два флигеля.
Левый флигель со временем превратился в пятиэтажный дом.
С налетом конструктивизма.
А левый- стоит.
Усадьбу обычно называют «усадьба Дениса Давыдова».
Хотя гусар- партизан прожил здесь всего пару лет. Меньше всех остальных владельцев. За почти трехсотлетнею историю имения.
Строительство главного дома – особняка началось на этом месте где-то после 1740 года.
1. Князь Шаховской скупил несколько небольших участков, объединил в один. Получилась большая усадьба.
В 1760 году Михаил Иванович был назначен сенатором с пожалованием в тайные советники. А через два года умер.
2. Усадьба перешла к Алексею Ивановичу Затрапезному. Внуку богатого ярославского купца. Пожалованного во дворянство.
Молодой Затрапезный «по дурному воспитанию своему и по природе был очень глуп». Родители, оправдывая фамилию из пьес Островского, сильно пьющие были. Промотав дедушкины капиталы, Алексей Иванович умер в 1773 году. Не оставив наследников.
3. Владельцем усадьбы стал только- только вступивший в должность обер- полицмейстера Москвы Николай Петрович Архаров. Про его деятельность при жизни были и небылицы рассказывали. Современная писательница Трускиновская даже серию детективно-исторических романов написала.
Короче, был в Москве и царь, и бог, и воинский начальник. Младшего братишку по соседству поселил (Пречистенка, 16). Живи да радуйся.
Гордыня погубила. На повышение пошел. На Петербургского губернатора. При Павле I. В 1795 году.
Чуть больше года продержался. Не любят в Питере московских. Сослали вместе с братом в Тамбовскую губернию. Реабилитировали. После смерти Павла I. Но должностей не вернули.
Так и доживал свой век. В основном в своем тамбовском имении. До самой смерти в 1814 году.
4. Следующим владельцем стал генерал Г. И. Бибиков.
Гавриилу Ильичу в жизни сильно не повезло. В 1781 году женился. На единственной дочке богатого промышленника Твердышева.
Но счастья не нашел. Хотя и богатое приданое получил. Через год молода я супруга умерла. При родах. Твердышев не перенес потерю любимой дочери. И тоже помер. Оставив все свое состояние зятю.
Безутешный вдовец тут же женился второй раз. И зажил в свое удовольствие. Обустроил дом. Построил огромный дворец в Гребнево. Недалеко от нынешнего Щелково. Придворный оркестр с хором завел. Музыку очень любил.
Бибиковы владели усадьбой до 1830-х .
Правда внаем сдавали. Видимо, наследство не могли. Усадьба одна. А детей у Гавриила Ильича от второй жены двенадцать было.
5. Одно время усадьбу арендовала Вера Яковлевна Сольдейн. Вдова командира 1-й бригады 2-й гусарской дивизии.
По словам современника, г-жа Сольдейн была «очень обходительной и образованной женщиной, интересовавшейся литературой... У ней собирались молодые представители умственной жизни Москвы».
Воспитатель дочерей Веры Яковлевны писал в своих воспоминаниях, что в доме С. он впервые увидел Пушкина, П. А. Вяземского и «обеих Гончаровых, из которых одна была уже невеста поэта».
Пушкин не раз бывал в доме. Писал своей супруге: "Жизнь моя однообразная, выезжаю редко. Зван был всюду, но был у одной Солдан, да у Вяземской".
Дружил Пушкин и со следующим владельцем усадьбы. Еще с лицейских времен знаком с ним был.
6. Этим владельцем и был поэт- гусар Денис Васильевич Давыдов. В 1835 году сделал, как ему тогда казалось, выгодное приобретение.
Просчитался. Сразу после покупки недвижимость практически неликвидной стала.
В том же году казна купила дом напротив (№22). Для Центрального пожарного депо. Старое на Волхонке было. Пришлось освободить место. Для строительства Храма Христа Спасителя.
Вместо патриархальной московской жизни поэт получил блеск огней, звуки труб, барабанную дробь и шум круглосуточно снующих туда- сюда пожарных колесниц.
Так что пришлось через пару лет съехать.
Зато единственному памятную доску повесили. Увидеть ее, правда, сложно. Ворота во двор- на запоре.
Прямо на тротуаре (фишка Пречистенки)- другая табличка.
"Челобитную в стихах" даже Пушкин в своем "Современнике" опубликовал.
«О, мой давний покровитель,/Сохрани меня отец,/От соседства темной тучи/Полицейской саранчи,/И торчащей каланчи,/И пожарных труб и крючий./То есть попросту сказать:/Помоги в казну продать/За сто тысяч дом богатый,/Величавые палаты,/Мой Пречистенский дворец.»
«Вникни в просьбу казака/И уважь его моленье.».
Не помогло.
7. С 1841 года усадьба находилась во владении баронессы Е.Д. Розен. Из Тифлиса переехала. После смерти мужа. Главноуправляющего гражданской частью и пограничными делами Грузии, Армянской области, Астраханской губернии и Кавказской области.
Флигели она сдавала под ремесленные мастерские и лавки. Позднее правы флигель заняла одна первых московских фотографий - "художника императорской Академии, фотографа И.Я Красницкого".
8. В 1870-х в доме № 17 поселился один из известных московских врачей, ученый, издатель научно-медицинских журналов Илларион Иванович Дуброво.
Смертельную заразу подхватил. Спасая жизнь пациентки. Якобы, его взял прототипом доктора Осипа Дымова. В рассказе «Попрыгунья».
9. Затем, вплоть до революции, здесь находилась знаменитая женская гимназия С. А. Арсеньевой.
После революции в здании гимназии размещались школа, затем техникум, а с 1930-х годов – райком партии.
Может и еще какие владельцы. Но неизвестных. Также как и фамилии сегодняшних владельцев. В историю пока не попали.
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь