Период Адзути-Момояма (Адзути-Момояма Дзидай, также известный как период Сёкухо, 1568/73 — 1600 гг. н. э.) был коротким, но важным периодом в истории средневековой Японии, когда страна объединилась после столетий слабого центрального правительства и мелких конфликтов между сотнями соперничающих военачальников.
Ода Нобунага (годы правления 1568–1582) стал военным правителем Японии, а его замок Адзути, расположенный к востоку от Киото, дал периоду первую половину его названия. Преемник Нобунаги Тоётоми Хидэёси (годы правления 1582–1598) продолжил его дело по объединению всей Японии, и его резиденция в Момояме, к югу от Киото, дала вторую половину названия периода. Хидэёси потерпел неудачу в двух своих вторжениях в Корею, и этот период закончился конфликтом за престолонаследие, в результате которого Токугава Иэясу основал сёгунат Токугава (1603–1868 гг. н. э.).
Ода Нобунага
В 1579 году н. э., когда Ода Нобунага уже контролировал всю центральную Японию, он основал новую штаб-квартиру в великолепном замке Адзути за пределами столицы на берегу озера Бива, отсюда и название этого периода истории. Сегодня от замка не осталось ничего, кроме каменного основания, но он был первым, в котором роскошная резиденция сочеталась с оборонительными сооружениями и огромной многоярусной крепостной башней, ставшей нормой для средневековых японских замков. К сожалению, замок Адзути был сожжён в 1582 году, но позже его отстроили заново.
Нобунага смог победить и сохранить своё положение среди соперничающих военачальников, а также продолжить расширять свой территориальный контроль благодаря своей многочисленной армии, которая была хорошо оснащена и включала в себя талантливого полководца Тоётоми Хидэёси (который впоследствии стал преемником Нобунаги).
Нобунага был новатором, так как одним из первых японских правителей начал использовать огнестрельное оружие. В его армии был корпус из 3000 мушкетёров, которые в битве стреляли по очереди, создавая непрерывный и разрушительный залп. Армия Нобунаги также была первой, в которой каждый солдат, включая пехотинцев, был оснащён полным комплектом доспехов. Территории, которые завоевал Нобунага, были переданы в управление его верным военачальникам, а земли захваченных военачальников часто перераспределялись и переносились в другие места, чтобы разорвать старые узы верности.
Чтобы укрепить свою власть, Нобунага попытался сократить доходы своих соперников даймё (феодалов), отменив плату за проезд по всем дорогам. Он пополнил свою казну, отчеканив первую японскую валюту с 958 года н. э. и стандартизировав обменные курсы всех использовавшихся в то время монет. Ещё одним прибыльным источником дохода стало освобождение торговцев от членства в гильдиях и взимание с них платы в пользу государства. С 1571 года н. э. была начата масштабная земельная перепись, чтобы сделать налоговую систему более эффективной. Другой политикой была конфискация всего оружия, которым владели крестьяне, начиная с 1576 года н. э., так называемая «охота на мечи», которой также занимались его преемники. Тем временем Нобунага продолжал расширять свою территорию, его целью было не что иное, как объединение Японии.
Не только соперничающие с Нобунагой феодалы пострадали от его амбиций, но и многие буддийские храмы — богатые и влиятельные учреждения того времени, некоторые из которых могли выставить небольшие армии, — подверглись нападениям. Самым печально известным примером такой политики стало разрушение им монастырского комплекса Энрякудзи на священной горе Хиэй близ Киото в 1571 году.
В ходе нападения были убиты 25 000 мужчин, женщин и детей. Нобунага, напротив, поощрял деятельность христианских миссионеров в Японии, так как видел пользу в европейских контактах, которые приводили к торговле и появлению технологий, таких как огнестрельное оружие, которое он использовал с таким разрушительным эффектом. Упадок буддийских храмов также повлиял на японское искусство: картины, ширмы, скульптуры и архитектурные украшения, такие как дверные панели, стали более светскими по тематике — особенно популярными были изображения птиц, цветов и людей, занятых повседневными делами, — и гораздо более яркими, с насыщенными цветами и позолотой.
21 июня 1582 года Нобунага, человек, у которого было бесчисленное множество врагов, был предан одним из своих вассалов-союзников, Акэти Мицухидэ. В эпизоде, известном как «Инцидент в Хоннодзи», Мицухидэ по неизвестным причинам успешно атаковал позиции Нобунаги, и, согласно одной из версий, когда стало ясно, что его поимка неизбежна, человек, который тогда контролировал половину Японии, покончил с собой. По другой версии, военачальник погиб в огне, когда храм сгорел. Сын и избранный наследник Нобунаги, Нобутада, погиб во время той же катастрофы.
Тоетоми Хидэеси
Смерть Нобунаги была быстро отомщена, когда его главный полководец Тоётоми Хидэёси победил Мицухидэ в битве при Ямадзаки и объявил себя преемником Нобунаги. Хидэёси правил Японией с 1582 по 1598 год. Хидэёси выбрал в качестве своей резиденции замок Момояма («Персиковая гора») в Фусими, к югу от Хэйанкё, что дало периоду вторую часть его названия. Замки, которые повсеместно возводились в неспокойные времена предшествующего периода Муромати, теперь явно строились скорее для красоты, чем для защиты, хотя у многих из них были внушительные широкие рвы, а появление огнестрельного оружия в Японии потребовало более широкого использования камня, более толстых стен и окон для мушкетёров (часто треугольных) на случай нападения на замок. Однако, как и в случае со знаменитым замком Химэдзи (1581–1609 гг. н. э.), большинство замков никогда не подвергались нападениям. Вокруг многих замков также продолжали разрастаться поселения, и некоторые из этих замковых городов со временем превратились в крупные города, такие как Эдо (Токио) и Осака.
Хидэёси командовал войском численностью около 200 000 человек и, как и его предшественник, успешно сочетал военные кампании с дипломатией в отношении своих соперников даймё, чтобы в 1590 году стать правителем большей части Японии. За пять лет, начиная с 1585 года, Хидэёси напал на западную Японию, Кюсю и Сикоку. Как и другие военачальники, Хидэёси по-прежнему стремился получить легитимность от монархии. Чтобы добиться расположения императора (у которого не было реальной власти), он жертвовал деньги на придворные церемонии и перестроил дворец в столице. В конце концов Хидэёси присвоил себе титул Тайко («регент в отставке»).
Хидэёси известен своей политикой и реформами, которые он проводил во время правления Японией. Чтобы финансировать государство, он взымал налоги с крестьян и коммерсантов в крупных городах. В 1591 году Хидэёси разработал жёсткую классовую систему с разными уровнями для воинов (си), крестьян (но), ремесленников (ко) и торговцев (сё), которую часто называют системой си-но-ко-сё. Каждому сословию была придана определённая значимость, основанная на его производственной ценности, и переход между сословиями был запрещён. Это означало, что, например, только молодой человек, родившийся в семье самураев, мог стать самураем. Другим последствием стало то, что самураи не могли быть одновременно воинами и фермерами на полставки, как это было в прошлом, и теперь им приходилось выбирать один образ жизни вместо другого, что делало их полностью зависимыми от своего господина в плане оплаты, если они выбирали службу в качестве самураев. Эта система, хотя и немного запутанная на практике и, конечно, не везде жёстко соблюдаемая, оставалась в силе на протяжении всего периода Эдо (1603–1868 гг. н. э.).
В 1587 году Хидэёси издал указ об изгнании всех христианских миссионеров из Японии, но он был исполнен лишь наполовину. В 1597 году был издан ещё один указ, поскольку иезуиты поощряли преследование буддистов и синтоистов, а португальские торговцы продавали японцев в рабство. На этот раз более серьёзное намерение было выражено в калечащих операциях и казни путём распятия 26 христиан в Нагасаки, среди которых были священники, нарушившие первый указ. Тем не менее, после этого жестокого начала кампания по избавлению Японии от этой иностранной религии была в значительной степени свёрнута как непрактичная, и, в любом случае, Хидэёси не хотел ставить под угрозу прибыльную торговлю шёлком и серебром с португальским Макао. Озабоченность японского правителя торговлей проявляется в его решительной кампании по уничтожению пиратов вако, которые терроризировали восточноазиатские моря. Используя их в своих целях, Хидэёси разрешал пиратским кораблям вести законную торговлю при условии, что на них была его личная красная печать, отсюда и их общее название сюин-сэн, или «корабли с красной печатью».
Японское вторжение в Корею
Обладая полной властью над Японией, Хидэёси начал искать другие места для военных действий. В период с 1592 по 1598 год Хидэёси дважды вторгался в Корею в ходе конфликта, известного как Имджинская война. Нападение должно было подготовить почву для вторжения в Китай, которым в то время правила династия Мин (1368–1644 гг. н. э.), и этот чрезвычайно амбициозный план заставил некоторых считать Хидэёси безумцем.
Какими бы ни были его мотивы и душевное состояние, Хидэёси, безусловно, продемонстрировал свои знаменитые навыки планирования и логистики, когда флот, на борту которого находилось 158 000 человек, высадился в Корее в Пусане (Пусане-на-Гулле) и стремительно начал наступление. Такие города, как Пхеньян и Сеул, были захвачены врасплох, а король Сончжо (годы правления 1567-1608) бежал на север своей страны. Преимущество японцев в огнестрельном оружии стало ещё одним важным фактором успеха.
В конце концов, однако, совместные действия корейского флота под командованием адмирала Ли Сунсина (1545–1598 гг. н. э.), у которого были крытые палубы «черепашьих кораблей» (кобуксон), вооружённых пушками, большая сухопутная армия из Китая династии Мин и хорошо организованные местные повстанцы привели к тому, что первое вторжение захлебнулось в 1593 году н. э., поскольку японцы не могли пополнять запасы своих северных армий. Японцы продолжали удерживать юг полуострова.
После затяжных и безуспешных мирных переговоров Хидэёси в 1597 году н. э. предпринял второе, гораздо менее успешное вторжение, а когда военачальник умер в следующем году, японские войска покинули полуостров. Эта одна из крупнейших военных операций, когда-либо проводившихся в Восточной Азии до XX века н. э., имела не только разрушительные последствия для всех участников с точки зрения человеческих жертв и ущерба, нанесённого сельскому хозяйству и культурно значимым объектам, но и навсегда испортила отношения между Японией и Кореей. Война также дорого обошлась династии Мин и способствовала её окончательному упадку.
Токугава Иэясу
Хидэёси умер естественной смертью 18 сентября 1598 года н. э., но он уже назначил пятерых старших министров (тайро) регентами при своём малолетнем сыне. Однако эти люди боролись только между собой за власть. Одним из них был Токугава Иэясу (годы правления 1603–1605 н. э.) из рода Мацудайра, который уже безуспешно бросал вызов Хидэёси в 1584 году н. э. Иэясу в конечном итоге стал главнокомандующим после победы в битве при Сэкигахаре в 1600 году н. э. над теми генералами, которые поддерживали сына Хидэёси. В 1603 году н. э. Иэясу принял титул сёгуна и таким образом основал сёгунат Токугава, который окончательно объединил Японию и просуществовал около 250 лет в мире. Следующий период японской истории будет известен как период Эдо после того, как столица была перенесена в этот город, ныне известный как Токио.