10 июня 1819 года во французском городе Орнане родился художник Гюстав Курбе (годы жизни 1819-1877). Он занимался жанровой и портретной живописью, завершал течение романтизма, вливая в художественное искусство реализм. Жизнь Курбе была ярким звездопадом, полной взлётов и падений. Художник был оригинальной, романтичной личностью. Он нёс в мир свой индивидуальный стиль, наполненный творческой фантазией и воображением. Его отец был владельцем виноградника, занимался хозяйством и торговлей. В детстве Гюстав был живым, общительным, любознательным ребёнком. Он любил природу, друзей, своих близких. Мальчик обожал придумывать разные истории, читать и рисовать.
В двенадцать лет родители отдали его учиться в духовную семинарию. Они думали, что их сын обретёт церковный сан и станет священником. Но юный Гюстав относился к учёбе несерьёзно. Духовные наставники отказывали ему отпускать грехи. Обучение в семинарии пришлось бросить. Отец предложил ему учиться на юриста. Он полагал, что знание права поможет сыну в жизни, и он приобретёт хорошую, престижную профессию. В 1837 юноша поступил учиться на подготовительные курсы по юриспруденции в Королевский Колледж города Безансона во Франции. Параллельно с учёбой он увлёкся живописью. Творческое искусство его привлекало всей своей красотой. Он занимался самостоятельно, в художественных мастерских, где студенты изображали обнажённую натуру. Преподавателями были художники-романисты и представитель неоклассицизма Шарль-Антуан Флажуло. Гюстав с удовольствием осваивал азы таких работ и рисовал автопортреты. Художественное ремесло покорило его всей своей гармонией и совершенством, и он твёрдо решил посвятить жизнь искусству. В самом начале было очень трудно, но молодой человек выдержал все жизненные испытания, чтобы стать настоящим мастером.
В 1839 году он совершил поездку в Париж. Его влекли и другие города, страны, знакомства с интересными людьми, путешествия. В Париже он познакомился с творчеством испанских и голландских художников, посещал их выставки и галереи, побывал в Музее Лувр. Позднее он по их примеру создавал яркие, выразительные полотна тёмными тонами акварели. Данная техника была ему интересна. Затем художник переехал жить в Швейцарию, где продолжил своё обучение живописью. В 1841 мастер кисти создал великолепную художественную работу «Автопортрет с Чёрной Собачкой». Английского спаниеля ему подарил друг. Гюстав обожал своего четвероногого любимца. Эта картина была размещена в Парижском салоне. Его автопортреты вызывали восхищение публики и пользовались огромным успехом. Живописец путешествовал по земному шару, любуясь достопримечательностями Бельгии и Нидерландов. Люди приобретали его работы. Семь картин у него купил основатель школы живописи в Нидерландах. Его произведения покупало правительство Франции. Гюстав Курбе получил за свои труды награду – Золотую медаль салона.
Натурализм художника вызвал много критики и споров в кругах людей искусства. Курбе основал реалистическую школу, течение которой распространилось в Бельгию и другие страны мира. Он устраивал персональные выставки. Творец был женат, имел сына. Ему позировали многие натурщицы. Он искал в них вдохновение. В 1871 году мастер кисти был назначен комиссаром по культуре Парижской коммуны. Он защищал произведения художественного искусства во время обороны Парижа. Гюстав Курбе был руководителем сноса Вандомской Колоны. Полиция подвергла его аресту и конфискации полотен с имуществом. Художник отбывал наказание в виде полгода тюрьмы по приговору суда. Позже ему нужно было возместить деньги по восстановлению исторического памятника. Он продал свои картины и уехал в Швейцарию. Вскоре Гюстав Курбе серьёзно заболел, у него была водянка. Скончался он в последний день уходящего 1877 года в возрасте 58 лет.
1 картина. «Девушки на Берегу Сены»
- Дата создания: примерно 1857 год
- Размеры: 96,5 х 130 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Гюстав Курбе – это французский живописец, график, скульптор и один из последних мастеров художественного стиля романтизм.
Картину «Девушки на Берегу Сены» большего размера Курбе выставил в 1857 года в Парижском салоне. Сейчас она хранится в собрании, экспонирующемся во французской столице в Малом Дворце Пети-Пале. Сохранилось довольно много этюдов к ней, и данное лондонское полотно считается одним из них.
2 картина. «Женщина с Попугаем»
- Дата создания: 1866 год
- Размеры: 129,5 х 195,5 сантиметров
- Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Гюстав Курбе основным полем исследований для своих произведений избрал обыденную жизнь, стараясь освободить её от любых наслоений – философских, теоретических, нравственных, религиозных или политических. Он отказывается от любых схем, условностей, предубеждений, вкусов. Реализм не только является эстетической основой для художника, но также раскрывает его нравственные принципы.
Женщина, изображённая Курбе – не одалиска или романтическая героиня, а обычная девушка, лениво лежащая в одиночестве на диване и играющая со своим попугаем. Колорит полотна сведён до немногих основных цветов – белого, зелёного и коричневого – с единственным ярким красочным акцентом на оперении птицы. На почти монохромном заднем фоне орнаментального ковра и едва намеченного пейзажа выделяется обнажённое тело девушки, от которого исходит непосредственная и неосознанная чувственность, великолепно переданная художником. Картина, экспонировавшаяся в Парижском салоне 1866 года, не была принята критикой и благонамеренной буржуазией, люди возмущались отсутствием вкуса, неуклюжестью позы и растрёпанностью волос модели. Однако Эдуард Мане положительно оценил работу и в том же году написал её версию, также названную «Женщина с Попугаем».
3 картина. «Пейзаж с Мёртвой Лошадью»
- Дата создания: вторая половина 1850-ых годов
- Размеры: 45 х 56 сантиметров
- Место нахождения: Музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
Гюстав Курбе – выдающийся французский художник, родоначальник реализма. В питерском Музее Эрмитаж среди других его работ выделяется «Пейзаж с Мёртвой Лошадью». Курбе говорил, что живопись должна показывать те вещи, которые мастер видел или коснулся их лично.
Сюжет картины загадочен: в центре композиции на обочине дороги посреди чащи лежит туша мёртвой белой лошади. Едва различима фигура человека, который убегает вглубь леса. Для зрителя случившееся остаётся тайной: было ли животное убито или человек здесь ни при чём, а просто является свидетелем несчастного случая? Современники отмечали смелость, с которой Курбе показал лошадь, совершенно не страшась шокировать публику. Мастер твёрдо решил отображать правду жизни, какой бы неприглядной она ни была. Если мысленно убрать фигуры лошади и человека, пейзажный фон в представленной работе не потеряется, а, наоборот, будет пленить сочетанием тёплых зелёных оттенков.
4 картина. «Волны»
- Дата создания: 1869 год
- Размеры: 76 х 151 сантиметр
- Место нахождения: Филадельфийский Музей Искусства (Филадельфия, штат Пенсильвания, США)
Пейзаж отражает собой эмоциональное состояние художника. Картина передаёт сильные, душевные волнения мастера кисти, льющиеся потоком волн через край. В художественной работе бушует морская стихия. Шторм. Буря. Шквалистый ветер. Вот он, порыв бурных чувств и сильных переживаний художника. Ветер раздувает волны. Они пенятся и возвышаются над берегом. На песке у кромки воды стоит лодка с вёслами. Ещё немного и волны её накроют своей бушующей «стеной». Такую непогоду лучше переждать в хижине. Волнения моря могут принести настоящий ураган. Струи неистового вдохновения насквозь пронизывали автора работы. Мастер кисти талантливо передал все свои душевные всплески в этом художественном шедевре. Он умело работал кистью и красками, выражая в картине оригинальные, цветовые гаммы. Струны его души играли в унисон с природой.
Небо хмурится серо-коричневыми облаками. Они навевают сумрак и мрачное настроение. Между тем, картина несёт выразительную яркость, хоть и выполнена в тёмных тонах. Волны и облака, словно одно целое единство, передающее мощь и власть природной стихии. Мир утопает под грозным натиском морских волн. Их цвета сине-зелёные с белым оттенком. Они стонут, ревут, шумят, захлёстывая воображение художника. Мелодии моря динамичны и изменчивы. Волны выбросили на песок мелкие камушки, раковины и водоросли. Небо буро-сиреневое, ветер гонит облака, и нет ни одного проблеска. Тучи сердито нависли над горизонтом. Всё замерло в едином мгновении вечности.
Художник любил рисовать картины с натуры, и возможно он написал её из окна дома, выражая в пейзаже свои бурные эмоции. Картина захватывает внимание зрителя полностью. В ней чувствуются волнения, и страдания метущейся души автора. Морской, бушующий пейзаж необыкновенен. Гюстав Курбе был непревзойдённым художником-маринистом, умеющим чувствовать море во всём его великолепии! Картина наполняет сердце космическими вибрациями Вселенной. Она передаёт вихри явлений природы во всей своей красе. Её интересно созерцать, размышляя о смысле жизни. С точки зрения философии, художественная работа показывает жизненные взлёты, падения, перепутья, удары судьбы и вечную борьбу за счастье.
5 картина. «Отчаяние. Автопортрет»
- Дата создания: 1845 год
- Размеры: 45 х 55 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция
Картина «Отчаяние. Автопортрет» мастерски создана в жанре романтизма. Художник усердно и кропотливо трудился над ней в период с 1843 по 1845 годы. Авторская работа хранится нынче в частной коллекции. На картине мастер кисти талантливо и одарённо изобразил самого себя. В этом его великое искусство и огромное духовное совершенство. Мастерство художника просто уникально. Гюстав Курбе изобразил себя в минуты негодования, смятения, отчаяния. В жизни у него были такие тяжёлые моменты, когда душа мечется и требует выхода наружу. В данной ситуации художник выплеснул своё эмоциональное состояние красками на холст.
В центре полотна изображён красивый, молодой облик человека, с усами, бородкой и широко раскрытыми глазами, во взгляде которого заметен страх. Брови дугой говорят о каком-то удивлении, но в тот же самый момент о неизбежном событии, которое он узнал. Руки его подняты вверх, к голове. Художник очень потрясён этим моментом. Курбе использовал в работе тёмные тона красок, но композиция несёт яркую выразительность. Каждая линия написана чётко, тонко, чувственно. Картину интересно созерцать, размышляя о том, что же так удивило и морально потрясло автора работы. Лицо молодого человека приятно во всех планах. Несмотря на его сильную напряжённость, это чистый облик несёт в себе светлый образ ангела, мечтающего о простом земном счастье.
Художник умело передал красками своё эмоциональное состояние, тупик, душевный кризис. Фон картины мрачен и тягостен, но чувствуется проблеск света. В картине есть и белые, светлые тона. Это означает, что ещё не всё потеряно, и всё лучшее впереди! Таков замысел картины. Художественная работа непревзойдённо хороша! Она привлекает внимание многих ценителей и знатоков искусства. Картина замечательно подойдёт для оформления дизайна студий художественного творчества и учебных центров.
6 картина. «Похороны в Орнане»
- Дата создания: 1850 год
- Размеры: 315 х 660 сантиметров
- Место нахождения: Музей Орсе (Париж, Франция)
Эта художественная работа была представлена в Парижском салоне 1851 года и подверглась неуместной критике аристократов. Гюстав Курбе изобразил на картине похоронный сюжет своего дедушки. Гюстав с детства был к нему сердечно привязан и очень его любил. Все свои переживания, скорбь, тяжёлую утрату близкого человека он выразил в художественном стиле. Похороны проходили на его родине – в городе Орнане. В траурной процессии принимали участие его родственники, знакомые, соседи, друзья и церковные служащие. Гроб с телом покойного уже опущен в погребальную яму. Священник в чёрном облачении читает акафист об упокоении. За ним стоит ещё один человек, в белой богослужебной мантии. Он держит в руках длинный жезл, на вершине которого возвышается крест с распятием Иисуса Христа. Рядом стоят дети, скорбящие женщины и мужчины. Женщины одеты в чёрные, траурные платья; мужчины в чёрные костюмы с белыми накидками.
Фон картины – тёмный, с преобладанием цветов ночи. Настроение мрачное и тягостное. Побывав на похоронах, художник долго не мог прийти в себя, у него было тяжёлое потрясение от увиденного. Депрессия и неудержимая тоска мучили его первое время. Он страдал и преодолевал это состояние рисованием картин. Творчество ему всегда помогало в жизни и выводило из душевных кризисов. Через год мастер кисти создал это художественное творение, показав, как жанровую сцену в память о своём любимом родном человеке. Гюстав Курбе был патриотичен и предан своему творческому реализму. В нём сочетались лучшие нравственные качества, идеализм, альтруизм и гуманизм. Он делал добро и творил то, что сам видел в жизни. Картина очень личная, она наполнена любовью к людям, божьим промыслом и памятными событиями. Произведение искусства не нуждается в огласке и лишних речах. Художник сделал великое дело, написав это художественное произведение с верой и глубокими внутренними чувствами.
7 картина. «Деревенские Барышни, Дающие Милостыню Пастушке»
- Дата создания: 1852 год
- Размеры: 54 х 65,4 сантиметров
- Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Мастер кисти Гюстав Курбе написал изображения девушек со своих сестёр. Пейзаж талантливо написан в пригородной полосе Орнана – родного города живописца. Он очень любил свою малую родину. Многие его авторские художественные работы посвящены Отчизне. Сия работа представлена в Парижском салоне весной 1852 года. Полотно купил герцог Жозеф Морт – брат Наполеона III. Искусствоведы писали о картине статьи и заметки. На всемирной парижской выставке картина подверглась критике. Богатая знать недооценивала природный дар художника, но его работа всё же получила широкую известность. На картине изображены деревенские девушки высокого сословия. Они гуляют в окрестностях деревни. Одеты барышни просто и обыденно. На них длинные платья, а на головах шляпки. Рядом с ними стоит собака. Недалеко пасутся коровы. Их пасёт босоногая девочка из крестьянской семьи. Барышня с корзиной в руке подаёт ей милостыню. В корзине у неё продукты, видимо она возвращается домой с базара. Барышня добра к девочке, она делает благородное дело.
Картина написана ярко и выразительно. Интересно задуман её сюжет. Солнечный день несёт в себе хорошее настроение и дарит тепло окружающим. Летняя пора наполняет полотно тёплыми красками света, любви, доброты и гармонии. Художник умело работал кистью для написания такого прекрасного полотна. Художественный шедевр несёт собой спокойствие, умиротворение, безмятежность. Картина дарит благоприятную энергию. На неё приятно смотреть, мечтать, размышлять о жизни. Она дарит истинное счастье всем, кто видит в ней земную реальность. Ей можно оформить гостиную комнату в любом домашнем интерьере.
8 картина. «Хижина в Горах»
- Дата создания: 1874 год
- Размеры: 33 х 49 сантиметров
- Место нахождения: Государственный Музей Изобразительных Искусств имени Александра Сергеевича Пушкина (Москва, Россия)
Данная картина – это лучший вдохновенный пейзаж кисти художника! Он обожал природу и находил в ней спокойствие, безмятежность, утешение своей метущейся души. Его влекли интересные сюжеты и яркие природные явления. На переднем плане картины изображён одинокий, крестьянский домик в швейцарских Альпах. Он окружён со всех сторон высокими горами. Цвета художественных изображений варьируются разные, но больше преобладают серо-коричневые. Задний фон полотна тёмный. Трудно определить мгновения суток. Рядом с домом изображена деревянная пристройка для хозяйственных нужд. Во дворе на верёвке сушится бельё. Из трубы идёт дым, в доме топится печь. В помещении живут люди, которые занимаются деревенским бытом и любят природу. Хозяева дома не случайно выбрали такое красивое местоположение.
У домика зеленеет трава, виден край дороги, ведущий в горы. На могучих горных вершинах совсем нет растительности, только камни и овраги. На заднем плане картины заснеженные горы. Там вечные снега, ледники и холодный климат. Внизу распростёрлись альпийские луга, пастбища. Здесь тепло и цветут сады, живут люди. Удивителен альпийский природный ландшафт. Художник талантливо передал в нём строгость классической красоты и гармонии природы, сосредотачиваясь на каждом элементе. Картина восхищает публику своей оригинальностью. Она дарит хорошее настроение, душевное спокойствие и тихое созерцание.
9 картина. «Мастерская Художника»
- Дата создания: 1855 год
- Размеры: 361 х 598 сантиметров
- Место нахождения: Музей Орсе (Париж, Франция)
«Мастерская Художника» – это картина кисти Гюстава Курбе, написанная им в 1855 году. Другое название полотна – «Реальная Аллегория, Характеризующая Семилетний Период Моей Творческой Жизни». Полотно было написано к открытию Всемирной выставки. Туда были допущены одиннадцать работ Курбе, но творению «Мастерская Художника» в допуске было отказано. Тогда он, с помощью Альфреда Брюйа, представил свою выставку неподалёку. Непринятая картина стала её центральным экспонатом. Поразителен был и размер полотна. Как правило, картины с темой мастерской создавали небольших размеров. Однако Курбе выбрал огромный холст, какой другие использовали для исторических работ.
В центральной части полотна изображён сам художник, сидящий боком. В руках его краски и кисти, он пишет огромный пейзаж, не обращая внимания на множество людей вокруг. За спиной мастера стоит полуобнажённая девушка, возможно, натурщица, безуспешно прикрываясь тканью, а у ног художника находится маленький мальчик и играет кот. На стенах видны изображения других работ Курбе. Фактически картина является аллегорией на жизнь её создателя, о чём и говорит её второе название. Справа находятся друзья и поклонники мастера, среди которых философ Пьер-Жозеф Прудон, поэт Макс Бушон, писатель и искусствовед Шанфлёри и поэт Шарль Бодлер. Все они заняты собой или друг другом и не проявляют особого интереса к происходящему.
Слева находятся фигуры повседневной жизни Курбе – лесник, священник и нищая. Среди них заметен и браконьер, окружённый собаками. Однако современники утверждали, что это насмешка над правительством, а в роли браконьера изображён император Наполеон III. Хотя полотно и выполнено в тёмных тонах, на нём можно отчётливо рассмотреть изображённые лица и небольшие детали. Свет на картине падает спереди, откуда зритель и смотрит. Ярким светлым акцентом является натурщица и сам художник. Все остальные находятся в тени.
10 картина. «Автопортрет с Чёрной Собачкой»
- Дата создания: 1842 год
- Размеры: 27 х 23 сантиметра
- Место нахождения: Муниципальный Музей Понтарлье (Понтарлье, Франция)
Французский живописец Гюстав Курбе написал сей «Автопортрет с Чёрной Собачкой» в то время, когда ему было слегка за двадцать.
Курбе по праву считается одним из завершителей художественного стиля романтизма и одним из основателей другого направления в живописи – реализма.