Осенью 2024 года я повышал свою квалификацию в одном военном высшем учебном заведении нашей страны.
- Не так важно что это был за ВУЗ, так как я уже имел удовольствие бывать в трех разных и везде наблюдал одну и ту же картину.
Атмосфера в стенах ВУЗ с первых дней показалась мне необъяснимо напряженной. К приезжим со всех уголков нашей родины офицерам отношение было такое точно мы им враги или последние бестолочи, которые только и знаю как водку пить.
В их понимании (имеется ввиду командный состав ВУЗ) офицер ВС РФ, прибывший на обучение, обязан обладать следующими качествами:
- Идеальный внешний вид: подстрижен, выбрит, выглаженная форма (обязательное наличие стрелок на брюках), чистая обувь.
- Безукоризненные знания писанных и неписаных основ военной службы и государственного устройства: знания Уставов, Конституции и прочих основных НПА.
- Кроме того, офицер обязан быть пунктуальным и неконфликтным: опаздывать на построение недопустимо, ровно, как и спорить с преподавателями и прочим постоянным составом ВУЗ.
«Муштруй своих, чтобы чужие боялись!»
Случай 1.
Каждый раз по прибытии на занятия, офицера ВС РФ на контрольно-пропускном пункте (КПП) досматривали с пристрастиями специально обученные курсанты, котором ты офицер не приведи Господь осмелишься что-то высказать.
Раз в неделю обязательно находился какой-то слушатель, решивший не давать в руки курсанта свое удостоверение личности, говоря что имеет права не передавать свой документ, и что тот может и из его рук произвести сверку личности.
Противника правил тут же «конвоировали» и вызывали к замначальника училища, закрывали командировочный и отправляли в родную часть недоученным (какое горе).
Самое обидное, что в то время пока военнослужащие российских ВС РФ (и ладно солдаты, но офицеры) обыденно выстраивалась в стометровую колонну до КПП, военнослужащие иностранных государств из специального факультета проходили на территорию заведения спокойно и без очереди в обход нашего брата, которого заставляли вывернуть все карманы.
Особое отношение к курсантам и слушателям из дружественных нам стран, я заметил еще будучи курсантом. Уже тогда, пока мы убирали территорию специального факультета, а африканцы, китайцы, сирийцы и еще прочие другие товарищи из СНГ спокойно уходили в это время отдыхать, каждый из нас думал:
«А какого лешего мы горбатимся за них?»
Спецфаковцы жили в шикарных номерах в центре города, на построения в отличие от нас выходили только раз в неделю и все руководство училища относилось к ним более как студентам, нежели как к людям военнообязанным.
Почему военнослужащим из Абхазии служить в России легче чем русским?
Более остальных учащихся из специального факультета мне запомнились ребята из Абхазии.
Случай 2.
Заканчивался как-то перерыв между двумя парами. Я стоял у вендинговых аппаратов и по-быстрому допивал свой кофе, спеша на занятие, так как опаздывать хотя бы на секунду после его начала было преступлением, от которого не оправдаться.
Абхазы же судя по всему жили и учились по своему времени. В то время как я, залпом влив себя кофе, бежал в кабинет, они только вальяжно выходили из своего и не спеша стали покупали себе перекусить, развалившись на диванчиках.
— Друзья, — звал этих товарищей выглянувший из-за двери преподаватель — А вы не хотите посетить занятие?
— Товарищ преподаватель, пару минут можно, мы по-быстрому покушаем и подойдем — отвечал один из абхазов, в до пупа расторгнутом кителе.
***
Случай 3.
Офицер, как человек самостоятельный, должен, в том числе и уметь добыть себе пропитание. В частности пообедать в военном ВУЗ для меня и других слушателей было задачей не из простых.
С другой стороны, таких жалоб не было бы если суточные, которые выделяются офицеру на командировку, превышали бы 300 рублей.
Обычно на обед я беру контейнер с едой из дома, но как быть если ты находишься далеко от него?
В местном вузовском буфете продавались готовые порции еды в пластиковых контейнерах, которые достаточно разогреть в микроволновке.
Проблема в том, что при заданных параметрах:
- 500 человек (а может и больше);
- 60 минут на обед,
в нашем распоряжении было только 3 умирающие микроволновки. Время разогревания одной порции: минимум 2 минуты.
Итого получается, что мы большую часть обеденного перерыва стояли в очереди, грели по три порции в одной микроволновке, потом проглатывали обед и топали на занятия.
У абхазов обед происходил проще. Они жаловались, что не хватает времени на покушать и потому не успевают на занятие, (что им в общем-то прощалось). Дабы угодить жителям частично признанной страны, им разрешили пользоваться преподавательской печью СВЧ на одной из кафедр. Казалось бы мелочь, но все же в рамках данного ВУЗ это относительная привилегия.
***
Все это что было со мной во время учебы, конечно же ерунда. Кому какое дело, кто и как проходит через КПП, посещает занятия и принимает прием пищи?
Тем не менее эти ситуации заставляют задуматься о более глобальных вещах:
А собственно почему и как Россия помогает Абхазии?
- Финансовая поддержка. С момента признания независимости республики в 2008 году Россия вложила в её развитие около 110 млрд рублей. Большая часть этих средств пошла на строительство транспортной инфраструктуры, автомобильных дорог, мостов, школ, домов культуры, музеев, больниц.
- Обеспечение безопасности. Россия гарантирует национальный суверенитет Абхазии, для этого на её территории дислоцирована объединённая группировка войск ВС России и ВС Абхазии. Пограничники ФСБ России отвечают за безопасность 350 км абхазских границ.
- Поставки электроэнергии. В декабре 2024 года Россия выделила Абхазии количество электричества, которого при сохранении графиков отключения света хватит на январь и февраль. (Кроме того Россия и дальше планирует поставлять электроэнергию нуждающимся).
По информации на 2025 год, Россия предоставит Абхазии финансовую помощь в размере 5,2 млрд рублей, большая часть этих средств будет направлена на социально-экономическое развитие республики.
Многие по понятным, но поверхностным причинам воспринимают российскую безвозмездную помощь нуждающимся территориям критически.
В России инфляция, все дорожает, социальные выплаты не индексируются, реальные заработные платы населения падают, (денежное довольствие военнослужащих в 2024 году не индексировалось) и так можно и дальше перечислять все прочие несчастья, которые есть у обычных граждан.
Тем не менее для личного марально-психологического спокойствия нужно примерно понимать, в какую «игру» играют политики сегодня и почему все происходит так, а не иначе.
Нам же останется только ждать, когда решение внешнеполитических задач уйдет на второй план и помощь уже будет направлена не на Абхазию, а на наши провинциальные регионы.
Я выбрал другую стратегию, где я не буду надеяться на кого-то и не стану ждать финансовой и социальной помощи от государства. Вместо этого буду развивать свою финансовую грамотность, создавать свой капитал, который позволит мне хотя бы закрывать свои базовые потребности.
Благодарю за прочтение!
Читайте и другие мои статьи.
- Здесь я рассказываю, как распоряжаться своими финансами в это непростое время.