Был поздний вечер. Похолодало. Но на площадке у ёлки играли две девочки лет десяти.
Это было в деревне, которую мы проезжали. И вышли вот на ёлку полюбоваться. Но холодно что-то, ветер. А дети играют. Бегают; согреваются.
Я спросила девочку; не пора ли им домой? Поздно уже.
А девочка нарочито бодро ответила, что вот он, дом-то. Рядом. Окошки светятся. Буквально в двух шагах.
Но ведь все равно морозно. Да и времени много. Надо, наверное, домой пойти? И видно, что девочки замерзли, хоть и бегают, прыгают, с горки съезжают…
А вторая девочка сказала тихо: «Мы не хотим домой. Там гости. У нас там праздник!».
Я поняла. Это такое радостное слово - «праздник». И такое приятное слово - «гости». Но иногда это тревожные и неприятные слова. Когда праздник только для взрослых. Когда они кричат и поют разухабистые песни, шатаются, падают. Когда шум, гам, дым коромыслом. Когда нет своего угла, чтобы уединиться и не слышать все это. Когда начинаются ссоры или что похуже. А тебе некуда деться от такого праздника.
Только на ёлку пойти. И кататься с горки. И ждать, чтобы поскорее закончился праздник. Праздник за твой счет. Праздник, который лишает дома и родителей. Покоя и радости.
И от мерцающей разноцветными огоньками ёлки тоже нет радости. Это чужая ёлка. Чужой праздник. А ты маленький человечек, которого лишили дома.
Или соседи устраивают такой праздник, от которого плачет ребёнок в другой квартире. Не может отдохнуть больной и старенький. И ждёт смиренно, когда прекратится грохот и умолкнут вопли тех, кто не думает о других…
«Они завтра проснутся и на работу пойдут. Праздник кончится скоро!», - с надеждой сказала девочка. Потом дети взяли свою «ватрушку» для катания и побрели домой. В надежде, что праздник кончился.
Не надо праздников за чужой счет. От которых остаются мрачные и грустные воспоминания. И одни празднуют. А другие бегают на морозе и ждут, когда закончится чужое веселье. И можно будет пойти домой…
Анна Кирьянова