Как и обещала на предыдущем уроке 6.1, продолжим тему, посвященную нашему родному языку, на котором судьбой нам дано думать, говорить, получать информацию и творить собственные шедевры. Скажу, что я очень горжусь, что русский язык – мой родной и считаю, что мне как русскому информатику космически повезло. В главных тестах знаний ОГЭ и ЕГЭ по информатике эта тема русского языка присутствует чисто символически. Например, для 11 класса в задании №10 ЕГЭ, где нужно найти количество слов или его словоформ, повторяющихся в тексте. Проверяется минимум: знание падежей, частей речи, слов. Но самое интересное во всем этом не простота задания, а его формулировка, которая делает его практически не решаемым во многих случаях. Если уровень эксперта не позволяет создать умную задачу, тогда остаётся только один путь – сформулировать её так, чтобы понять условие задания было сложнее, чем его решать. И это относится не только к заданию 10 ЕГЭ. Я об этом писала в предыдущей статье урока 6.1. Да, многие, возможно, могут в защиту экспертов возразить, что они - техники и что всё знать никому не дано. Но надо хотя бы стремиться соответствовать своему экспертному уровню ответственности и уважать свой язык.
Своим ребятам на занятиях часто рассказываю о ситуациях, когда умение говорить и выражать мысли на своём языке, может быть чуть ли не самым важным в жизни. Когда от того, что ты и как подал, зависит возможность найти работу, о которой ты мечтал или сделать сногсшибательную карьеру или найти тех, кто тебе поверит и поможет реализовать интереснейший проект – цель всей жизни.
В наше время "учатся" все, а во времена Сократа это было не для всех: не только по возможности, но и по праву. Как-то привели к Сократу юношу и спросили, что он думает о его возможностях в обучении. На что Сократ ответил: ” Пусть он что-нибудь скажет, чтоб я его увидел”.
В народных афоризмах, часто говорится о том, что "по одёжке встречают, а по уму провожают". Но как ум проявляется? Может в молчании? Ведь "слово – серебро, а молчание – золото". Да, порой лучше промолчать, чем сказать правду или неправду. Но нередко даже несколько слов может заменить целый монолог классического формата и быть для кого-то спасением или уроком, или открытием и познанием нового.
Слова, слова, слова… Безобидные, ненужные, пустые и ни к чему не обязывающие стали нынче в моде…. Как-то еду в автобусе и попали в получасовую пробку, невольно слышу разговор двух студентов. Чтобы как-то занять мозг слушаю слова, так как больше нечего… В общем насчиталось за период пробкового периода 70 слов “короче”, 80 слов “блин”, копец и пипец почти столько же, а остальное некий слог нерусского происхождения. Да, получше, чем общение с мобильником, но увы, слова – зеркало ума и я согласна с Сократом.
К сожалению, научить говорить невозможно – это условно-безусловный божественный процесс, но известно, что если человека закрыть от общества и не дать ему до пяти лет общаться с миром, он вообще не сможет говорить и мыслить. Поэтому не зря некоторые школы категорически отказались от дистанционного обучения, заметив резкое снижение уровня знаний школьников.
Самым трудным испытанием перед посвящением в монахи на Востоке, например, является проведение в безмолвии в течение от трёх месяцев до полугода для открытия души и самопознания. Очень сложное испытанием, но после такого опыта человек начинает по-другому говорить, т.е. понимает какую-то тайну и силу того, что озвучивает и посылает в мир.
Энергетики относят общение к стихии Металл, отвечающей за бизнес, любовь, дружбу, коммуникабельность, голос. Органы, которые относятся к этой стихии – лёгкие – главный космический шлюз, который несёт через дыхание жизненную энергию. Поэтому общение может стать как мощным аккумулятором жизненной энергии (откровенное, дружественное, искреннее общение и т.д.), так и канализацией жизненных сил (наш типичный современный стиль общения). Не зря говорят, что мысль материальна и многие магические практики и школы успеха построены на мыслеформах и умениях выражать и озвучивать мысль. Тема эта очень глубокая и мало изучена в психоматическом плане и, думаю, не случайно имеет некие тайные аспекты.
Человека нельзя научить – он может научиться, но для этого нужно создать энергопосыл. Раньше, в студенчестве, у нас говорили: " студент – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".
Вот и пытаемся мы в нашем it-классе зажигать сердца и вести детвору не только в it-профиль, но и помогать становиться собой, познавать себя и мир.
Очень нелегко. Особенно трудно даже не то, что практически нет базовых знаний по информатике, самое сложное - умение общаться при обучении.
Как-то на вопрос о постах Иисус ответил: " Если новое вино налить в старые меха, то они порвутся". Новое вино – истинные знания. Старые меха – наши предрассудки, заблуждения. Т.е. не бойтесь нового, живите и развивайтесь.
Надо стремиться к саморазвитию, не полагаясь на школы и авторитеты. А этот процесс не возможен без знания родной речи.
Поэтому у меня созрела эта идея разбавить ликбез по информатике темой родного языка как актуальной не только для моих учеников, но и для всей нашей нереальной реальности.
На предыдущем неплановом уроке 6.1 были рассмотрены некоторые часто встречающиеся ошибки в использовании слов, взятые из моей лекторской коллекции.
На этом уроке продолжим изучать нашу культуру речи.
Группирую для удобства восприятия и запоминания информацию в несколько рубрик: что значит, как применять, как ставить ударение и произносить, как писать, как склонять, как спрягать.
Что значит:
· Коллизия – столкновение противоположных интересов, сил, стремлений;
· Апологет – защитник, сторонник, приверженец
· Адепт – последователь учения, идеи, знания
· Катаклизм – катастрофа, разрушение, резкий перелом в природе или обществе
· Эксцесс - острая нежелательная ситуация, крайнее проявление, излишество
· Инцидент - недоразумение, неприятный случай, столкновение
· Альтернатива – возможность или необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений
· Дилемма – два взаимоисключающих положения, не допускающие третьего
· Конструктивный – который можно положить в основу чего-нибудь или плодотворный
· Опала ( быть в опале) – в немилости у кого-либо
· Доминировать – преобладать, быть основным (в чём) и господствовать, возвышаться (над чем)
· Аннотация - краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.
· Эпиграф – краткое изречение перед произведением, определяющее отношение автора
· Контекст - в контексте; в смысловом отношении к части текста, события
· Аллегория – иносказание, выражение мысли в каком-нибудь образе;
· Периферия – окраина, внешние устройства
· Барражировать – патрулировать, режим полёта летательного устройства
· Аксессуары – предметы, дополняющие образ, одежду
· Карт-бланш – неограниченные полномочия доверенному лицу
· Туфта – грубая подделка, обман
· Эрзац – неполноценный заменитель чего-нибудь
· Суррогат – продукт лишь отчасти и по сходству заменяющий натуральный или другой продукт
· Интерпретировать - раскрыть, истолковать содержание, смысл чего-нибудь
· Демагогия – рассуждение с намеренным извращением фактов
· Аморфный – бесформенный, не имеющий кристаллического строения или расплывчатый
· Конфиденциальный - секретный, доверительный
· Апофеоз – прославление, возвеличение кого-либо
· Ареол – среда обитания животных
· Ореол - контур, абрис, силуэт ( не нимб святого); в ореоле славы – блеск и почёт
· Адекватный (дэ) – соответствующий норме повеления
· Шаблонный – лишённый оригинальности, трафаретный, избитый
Как применять:
· Дружеский и дружественный (в политике)
· Парировать - что ( не на что); парировать на доводы чьи-то
· ВалИт снег, но вАлит дерево (ветер)
· РазвИтый - раскрученный, расплетённый (канат, верёвка)
· РАзвитый - доведённый до высокого уровня ( район)
· РазвитОй - достигший высокой степени духовного, культурного развития (человек)
· Двигаешь и движешь (оба правильно)
· Лузгать – не лускать (грызть)
· Смеяться - над кем, чем; а не с кого, чего
· СкОпидом – не скупидом (скряга, жадина)
· ПерехОдный период – не переходной
· Коллега – мой коллега; мой коллега по работе (неправильно)
· Тапка – не тапок, но туфля
· Заём – не займ ( получение в долг денег, ценностей)
· По возвращении – не по возвращению
· По окончании - не по окончанию
· По истечении - не по истечению
· По прибытии - не по прибытию
· В заключение – не в заключении (сказать), но в заключении повести
· Двусмысленный - не двухсмысленный
Как ставить ударение и произносить:
· СредневекОвый - не средневековОй
· МозаИчный - не мозАичный
· КостюмирОванный - не костюмИрованный (бал, представление)
· ОценЁн - не оцЕнен
· ДоговОрный - не договорнОй
· НикчЁмный - не никчЕмный
· РазношЁрстный - не разношЕрстный
· МожжевЁловый - не можжевЕловый
· ОсведомлЁн – не освЕдомлен, но освЕдомить
· ОцЕплен - не оцеплЁн
· ВалоавОй - не вАловый (оборот)
· ТряпИчный - не трЯпочный
· КУхонный – не кухОнный
· ВостОрженный - не восторжЁнный
· ВключАт – не вклЮчат
· ВоспринЯть – не воспрИнять
· СержУсь – не сЕржусь
· СгиБать - не сгиНать
· СыпЛет - не сыпет
· КапЛет – не капает
· СопЛю – не сопу
· ПрибЫть – не прИбыть
· НачАть – не нАчать
· Брезгать – не брезговать
· Езжай – не едь
· СтрокАм – не стрОкам
· СтрочИт – не стрОчит
· Отраслей – не отраслЕй
· Ожил – не ожИл
· ОблегчИть – не облЕгчить
· ПриЖЖёшь – не приЗЖёшь
· ВолоЧу – не волоКу от волочить
· Разуться – не разбуться
· ГнОйный – не гнойнОй
· ДремлЮ – не дрЕмлю
· ПолоЩу - не полоскаю
· Придут – не приЙдут
· БеГи – не беЖи
· Положить – не ложить
· Класть - не покласть
И напоследок домашнее задание. Придумайте 7 синонимов слова красивый и 10 синонимов слова талант.
Наиболее эффективным запоминанием является усвоение не более семи слов одновременно, такова особенность среднего уровня памяти. Но есть ассоциативное запоминание, когда каждому слову придумывается некое образное описание.
В любом случае, даже просто чтение глоссариев - это неплохая тренировка памяти, развитие культуры речи и мышления, ведь мир слов – естественный код мироздания.
Надеюсь, что статья была для вас полезна. До следующих встреч в школе Дзен!
Всех поздравляю с Новым 2025 годом!
Желаю новых открытий, веры в себя, успеха во всём!