Найти в Дзене

Психология умирающего или пять стадий горя.

Людям страшно сводить знакомство со смертью …Им не страшно умереть, им страшно умирать. Мишель Монтень. Смерть завораживает меня вечностью. Сальвадор Дали. Чему нас учат умирающие люди? Они учат нас жить. Смерть — это ключ к жизни. Элизабет Кюблер-Росс. Элизабет Кюблер-Росс (1926-2004) — американский швейцарского происхождения психолог, психиатр, психотерапевт, доктор медицины, исследователь предсмертных переживаний человека; автор пятиуровневой модели осознания и своей первой принятия смертельной болезни (или пяти стадий горя), описывающей динамику эмоциональных состояний неизлечимо больных людей и людей, потерявших своих близких; создательница концепции психотерапевтической паллиативной помощи умирающим пациентам. В своей первой книге «О смерти и умирании», изданной в 1969 году, Кюблер-Росс подробно описала научные наблюдения, сделанные на основе интервью, которые она провела с пациентами, умирающими от неизлечимой болезни. Первый этап — отрицание. Типичной реакцией больного на пер

Людям страшно сводить знакомство со смертью …Им не страшно умереть, им страшно умирать. Мишель Монтень.

Смерть завораживает меня вечностью. Сальвадор Дали.

Чему нас учат умирающие люди? Они учат нас жить. Смерть — это ключ к жизни. Элизабет Кюблер-Росс.

Элизабет Кюблер-Росс (1926-2004) — американский швейцарского происхождения психолог, психиатр, психотерапевт, доктор медицины, исследователь предсмертных переживаний человека; автор пятиуровневой модели осознания и своей первой принятия смертельной болезни (или пяти стадий горя), описывающей динамику эмоциональных состояний неизлечимо больных людей и людей, потерявших своих близких; создательница концепции психотерапевтической паллиативной помощи умирающим пациентам. В своей первой книге «О смерти и умирании», изданной в 1969 году, Кюблер-Росс подробно описала научные наблюдения, сделанные на основе интервью, которые она провела с пациентами, умирающими от неизлечимой болезни.

Первый этап — отрицание.

Типичной реакцией больного на первое известие о смертельном диагнозе, являются слова: «Не может быть, это ошибка! У кого угодно, но не у меня». Такое отрицание свойственно людям, которым сообщили диагноз в начале развития болезни и тем, кто догадался об этом самостоятельно. Глубинной причиной подобной реакции является то, что для подсознания все мы вечны, оно просто не желает признать, что каждому человеку когда-то придётся умереть. Отрицание играет роль психологического буфера, смягчающего неожиданное острое потрясение. Оно позволяет человеку постепенно собраться с мыслями и определить различные пути и формы последующих действий по преодолению недуга. В заключительной фазе первого этапа больной перестает отрицать правду и обращается к менее жёстким защитным механизмам.

Второй этап — гнев.

Когда человек уже не в силах отрицать очевидное, его переполняют раздражение, негодование, гнев и ненависть к здоровым людям. Больной раздражённо вопрошает: «Почему именно я?». При этом он выплёскивает возмущение на окружающих, на врачей за то, что те некомпетентны, слишком назойливы либо равнодушны, что не принимают во внимание его желания, требования и особых привилегий. Членов семьи больной встречает недоброжелательно, ведёт себя так, словно не ждал их прихода, что превращает посещение в мучительное событие. Родственники откликаются на такой приём скорбью, чувством вины и могут начать избегать новых посещений, но это только усиливает гнев и злость больного.

Третий этап — торг.

Больной пытается договориться с болезнью. Возникает мысль, что удастся прийти к некоему соглашению с высшими силами и судьбой, которое способно отсрочить неизбежное. Жизненный опыт прошлого подсказывает, что всегда существует слабая надежда на вознаграждение достойного поведения и исполнение желаний за особые заслуги. Сначала желания больного заключаются хоть в незначительном продлении жизни, позже они сменяются желанием пробыть хотя бы несколько дней без боли и страдания. По сути торг, не только определяет награду «за примерное поведение», но и устанавливает некую «окончательную черту»: «Прошу, умоляю, только не сегодня». При этом больной обещает посвятить всю оставшуюся жизнь добрым делам, служению людям, Богу и церкви.

Четвёртый этап — депрессия.

У больного нарастает ощущение предстоящей безвозвратной потери и ясное осознание неизбежности свой смерти: «Да, я действительно умираю». На фоне заниженной самооценки в психике больного доминируют уныние, отчаяние, подавленность, сомнения, колебания, нерешительность, потеря интереса к привычным занятиям. Депрессия проявляется в двух видах: реактивной и подготовительной. Реактивную депрессию сопровождает сожаление о прошлом, чрезмерное или неадекватное чувство вины, раскаяние за свои поступки; больной при этом склонен к многословному общению, так как возникает желание поделиться своими тревогами. Подготовительная депрессия, в отличие от реактивной, характерна тем, что она вызвана не памятью о прошлом, а пониманием неминуемых утрат в ближайшем будущем.

Пятый этап — смирение.

После того, как человек пережил и выплеснул все прежние сильные негативные чувства, он начинает размышлять о грядущей смерти, испытывая при этом физическую слабость и усталость, умиротворение и спокойствие, безмятежность, покорность и смирение, когда всё уже ясно и понятно. Круг его интересов предельно сужается, утрачивается желание общения, человек предпочитает оставаться в одиночестве, наедине со своими сокровенными мыслями: «Я прожил интересную и бурную жизнь. Теперь я могу спокойно умереть».

Вместо заключения

«Хотя каждый человек находит свои способы отложить мысли о проблемах [жизни и смерти], пока судьба не ставит его перед острой необходимостью их решать, он сможет что-либо изменить только после того, как начнёт задумываться о собственной смерти. Это невозможно сделать на уровне общей массы. …Каждый человек должен сделать это сам. Каждый из нас хотел бы избежать этой проблемы, но рано или поздно всем приходится с ней столкнуться. Если бы все мы начали с размышлений о возможности собственной смерти, последствия таких раздумий повлияли бы на все сферы нашей жизни и, самое главное, на благополучие наших пациентов, семей и, наконец, народа в целом». Элизабет Кюблер-Росс

Литература

Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М., 2001.

Кюблер-Росс Э. Жизнь, смерть и жизнь после смерти. Что нам известно? М., 2012.

Кюблер-Росс Э. Живи сейчас! Уроки жизни от людей, которые видели смерть. М., 2016.

Василюк Ф. Е. Пережить горе // О человеческом в человеке: сборник. М., 1991.

Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб., 1994.

Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М., 1984. С. 203-211.

Шор Г. В. О смерти человека (введение в танатологию). СПб., 2002.