В поэзии разных стран и народов мы можем обнаружить много страданий, часто любовных, таких, которые рвут душу, но при этом у персонажа как будто не просто нет сил, но и желания перестроить свою психику так, чтобы не раниться и не страдать.
Современные мужчины и женщины могут не писать стихов, но от этого их страдания не кажутся лишенными некоей романтизации. В страданиях всегда находится смысл, другое дело, что этот смысл может быть ложным, проистекать из Ложного Я.
Ты вскрикнула; огнь брызнул из очей,
И на одре безрадостных ночей
Привстала, бледная; в очах горят мученья;
Страдальческим огнем блестит безумный взор,
Блуждает жалобный и молит облегченья…
Еще проходит миг; вновь тянутся мгновенья…
И рвется из груди чуть слышимый укор:
«Нет жалости у вас! постойте! вы так больно,
Так часто мучите меня…
Нет силы более! нет ночи, нету дня,
Минуты нет покойной. Нет! довольно
Страдала я в сей жизни! силы нет…
Но боль растет: все струны натянулись…
Зачем опять вы их коснулись
И воплей просите в ответ?
Еще — и все они порвутся!
Ваши руки
Безжалостно натягивают их.
Вам разве сладостны болезненные звуки,
Стенящий ропот струн моих?
Но кто вы? Кто из вас, и злобный, и могучий
Всю лиру бедную расстроил?
Жизнь мою Возьмите от меня: я с радостью пролью
Последний гул земных раззвучий,
И после долгих жизни мук Вздохну и сладко и покойно..."
Александр Одоевский, "Зачем ночная тишина...", 1829
Однако человек испытывает душевную боль, страдания, и, можно думать, хотел бы быть счастливым, но что такое быть счастливым? Счастье ассоциируется с яркими эмоциями и сильными чувствами. Когда они "заморожены", то страдания становятся суррогатом, подменой и в то же время ярким усилителем чувств.
Я ждал страданья столько лет
Всей цельностью несознанного счастья.
И боль пришла, как тихий синий свет,
И обвилась вкруг сердца, как запястье.
Желанный луч с собой принес
Такие жгучие, мучительные ласки.
Сквозь влажную лучистость слез
По миру разлились невиданные краски.
Максимилиан Волошин, "Я ждал страданья столько лет...", 1903
Страдания, которые подвергаются поэтизации, на которые натягивается облако романтичного шлейфа, как будто становятся желанными, и боль страданий становится не просто легальной, но оправданной.
Как будто раскрывается внутренний механизм привычного наказания и поощрения, напряжения и расслабления, и внутри вновь и вновь проигрывается одна и та же партия между разными объектами, чем-то напоминающими, если присмотреться, тех самых значимых взрослых и внутреннего ребенка:
"Ты имеешь право страдать, это больно, но это твои истинные чувства, которые ты можешь признавать, ты имеешь право чувствовать, и это прекрасно. За этим последует непременное наслаждение, после холода можно согреться, после слёз улыбаться" и т.д.
Это так похоже на то, что происходит в раннем возрасте, когда значимые другие к нам холодны, игнорируют нас, но если мы слишком явно страдаем, то они смягчаются и согревают заботой. Либо когда эти важные для нас взрослые слишком требовательны и иногда наказывают, превышая степень нашей виновности, но становятся более снисходительными, когда видят наши страдания.
Все это становится привычной стратегией выживания, вырабатываются паттерны, которые в дальнейшем человек использует в своей жизни, однако не находит связи с ранним опытом, и причин романтизации - оказаться вновь любимым и/или прощённым и принятым.
Гордись моим сломанным сердцем, сломавший его,
Гордись моей болью, неведомой мне до того,
Гордись моей ночью, чью тьму погасил ты луной,
Смиреньем моим перед страстью твоей, но не мной,
Не полною чашей девичьих страданий и слез,
Которой ты мог бы хвалиться, хмельной, как Христос,
Раскрыв мне манящие новым мученьем объятия.
Смотри! Я краду у тебя распятье!
Эмили Дикинсон, "Гордись моим сломанным сердцем"
Тогда незаметно для самого себя человек способен провоцировать ситуации, в которых невозможно избежать страдания, душевной боли, чтобы ждать своеобразного помилования, поддержки и утешения.
Со временем такая стратегия отнимает все больше сил, а иногда попытка человека закрыть глаза на то, что он сам продуцирует определенные эмоции и настроение, при этом манипулятивно вносит в отношения с другими такую позицию подчинения и страдания, приводит к тому, что с каждым разом психика все больше защищается от боли, но чтобы преодолеть эту защиту, требуются ещё большие страдания, которые, бывает, уже сложно поэтизировать.
Если вы замечаете за собой подобные паттерны в отношении самих себя и с другими, понаблюдайте за внутренней игрой и последовательностью сменяющихся эмоций. Вполне возможно, вы начнете замечать один и тот же паттерн, который приводит к страданию, и сможете принять решение, так ли вы по-прежнему желаете романтизировать страдание или готовы изменить свое восприятие привычной стратегии и того, как в действительности вы хотите жить.
© Анжелика Стражкова, 2025. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.
Читайте и подписывайтесь на наш канал в Телеграм Психологическая беседка, где вы найдете информацию, статьи, поддержку и тёплое отношение. Участвуйте в обсуждении статей, нам интересно ваше мнение!
Супервизия бизнеса - одной из направлений моей супервизионной деятельности. Подписаться на канал можно здесь: https://t.me/business_supervisia.
Анжелика Николаевна Стражкова - аккредитованный супервизор ОППЛ с правом проведения групповой и индивидуальной супервизии. Договор, учет часов супервизии, накопительные сертификаты.
Для специалистов помогающих профессий предлагаю глубинную полимодальную супервизию в индивидуальном и групповом форматах.
Больше материалов на Телеграм-канале, подписывайтесь на канал Глубинная полимодальная супервизия https://t.me/hypervisia, а так же приглашаю специалистов на Форум супервизора Анжелики Стражковой и группу vk.
Другие статьи по супервизии здесь и тут на B17. Статьи не повторяются на разных каналах, поэтому подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых публикаций.