Найти в Дзене
Просто. Илья

Прощай, «Сапсан». Новый маршрут: Москва – Санкт-Петербург и всего 2 часа в пути

Оглавление

В 2028 году привычные «Сапсаны» между Москвой и Санкт-Петербургом уйдут в прошлое, а их место зайдёт новая высокоскоростная магистраль с поездами, развивающими скорость до 400 км/ч, которая полностью будет готова уже в 2030 году. Эти планы озвучил министр транспорта России Роман Старовойт, и хотя до реализации планов остаётся целых 5 лет, перемены ожидаются уже в ближайшее время. Они затронут не только саму транспортную инфраструктуру, но и привычные маршруты. Чего ждать от будущего высокоскоростного сообщения и что станет с «Сапсанами», которые уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни?

Зачем нужна магистраль и что от неё ждать?

Информация о строительстве высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом появилась в СМИ задолго до официальных анонсов прошлой недели. Однако теперь эти планы обретают реальные очертания.

Официальный сайт: https://vsm2stl.ru/#index
Официальный сайт: https://vsm2stl.ru/#index

В марте 2024 года началась реализация проекта, получившего имя «ВСЖМ (Высокоскоростная железнодорожная магистраль) Москва — Санкт-Петербург». Судя по документации и данным СМИ, масштабы колоссальные и затронет проект сразу шесть регионов России: Москву и Санкт-Петербург, а также Московскую, Тверскую, Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области.

Уникальность ВСМ заключается не только в масштабе, но и в технологии: это будут не просто поезда, курсирующие по привычным ЖД путям, а обособленная магистраль, по которой составы будут развивать скорость до 400 км/ч. А это почти в два раза быстрее существующих поездов «Сапсан». Время в пути сократится с нынешних 4 часов до 2:15 часов.

Данные для ознакомления с сайта АО «Издательский дом «Гудок» https://gudok.ru/newspaper/?ID=1690262
Данные для ознакомления с сайта АО «Издательский дом «Гудок» https://gudok.ru/newspaper/?ID=1690262

По словам специального представителя президента РФ по развитию международного транспортного коридора «Север — Юг» Виталия Савельева, на новом маршруте поезда будут ходить каждые 10–15 минут, как обычные электрички. Эта регулярность поездок сделает высокоскоростную магистраль удобной и доступной для ежедневных путешествий и деловых поездок.

Почему нельзя поставить новые поезда на старые ЖД пути?

Высокоскоростные поезда не могут эффективно использовать существующую железнодорожную инфраструктуру по нескольким причинам.

Действующие железные дороги в России предназначены для совместного использования различными видами поездов: пассажирскими, грузовыми и пригородными. Это приводит к высокой загруженности путей и необходимости координации движения, что ограничивает возможность поддержания высоких скоростей.

Для достижения скоростей 300–400 км/ч необходимы специально спроектированные высокоскоростные магистрали с плавными поворотами, минимальным количеством пересечений и современной системой сигнализации. Такая инфраструктура обеспечивает безопасность и эффективность движения.

Цена вопроса

Стоимость амбициозного проекта только предварительно оценивается в 1,7 триллиона рублей на первом участке. Около 609 миллиардов рублей будет выделена из бюджета и «Фонда национального благосостояния». Остальные деньги будут привлечены через частно-государственное партнёрство и банковские кредиты. Кроме этого, не стоит забывать об абсолютно новых поездах, которые будут соответствовать этим высоким стандартам.

Данные с сайта издания "Фонтанка" https://www.fontanka.ru/2024/11/20/74356223/
Данные с сайта издания "Фонтанка" https://www.fontanka.ru/2024/11/20/74356223/

Для справки. Согласно закону о федеральном бюджете, доходы России в 2024 году составят 35,065 триллиона рублей. Таким образом, 1,7 триллиона рублей – это около 4,8% от доходов федерального бюджета. Много ли это? Ну… это 7 Крымских мостов или более 400 000 квартир площадью 60 кв.м. (если смотреть на открытые данные со стоимостью строительства 1 кв метра жилья).

«Сапсаны» уходят с маршрута: что дальше?

«Сапсаны» – это вообще-то немецкие поезда, которые в рамках импортозамещения должны быть заменены на отечественные. Как заявляют в Минтрансе, опытный образец нового российского поезда, рассчитанного на высокоскоростное движение, появится уже в 2026 году, а первые 28 составов должны быть готовы уже к 2028 году. Прогнозируется, что к 2030 году пассажиропоток на ВСЖМ Москва — Санкт-Петербург составит 23 миллиона человек в год, что на 11 миллионов больше, чем в лучшее время до пандемии и так называемой «Специальной военной операции».

С появлением новой высокоскоростной магистрали «Сапсаны» перестанут курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом. Однако сами поезда будут переданы на другие направления. По словам Старовойта, «Сапсаны» могут быть перенаправлены в Белгород, Воронеж и Нижний Новгород, где также потребуется высокоскоростной транспорт.

Однако, слова Старовойтова противоречат другим официальным данным. Поезда «Сапсан», произведённые компанией Siemens, постепенно выходят из эксплуатации. Их техническое обслуживание становится всё сложнее, ведь производитель ушёл с российского рынка, и запасных частей для ремонта почти не осталось. Для продления срока службы отдельных «Сапсанов» компания использовала метод технического каннибализма, забирая детали с других составов.

Предварительный дизайн "Белого кречета". Данные с официального сайта: https://vsm2stl.ru/#train
Предварительный дизайн "Белого кречета". Данные с официального сайта: https://vsm2stl.ru/#train

Вместо немецких поездов на московско-петербургском направлении в 2028 году начнут курсировать отечественные поезда под названием «Белый кречет». Эти поезда обещают быть более современными и быстрыми, с максимальной скоростью до 400 км/ч, что значительно превышает возможности «Сапсанов».

Не забудьте про «Аврору»

Поезд «Аврора» – это скоростной фирменный состав, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом. После перерыва он возобновил движение 19 декабря 2024 года.

Поезда отправляются дважды в день из обоих городов: в 06:00 и 13:50. Время в пути составляет от 5 часов 25 минут до 5 часов 50 минут, что несколько дольше по сравнению с «Сапсаном». Однако билеты на «Аврору» сильно дешевле, а в случае возможного снятия с рейсов «Сапсанов» «Аврора» может стать привлекательной альтернативой.

Данные с сайта: https://www.rzd.ru/ru/9318/page/9000?id=109
Данные с сайта: https://www.rzd.ru/ru/9318/page/9000?id=109

Составы «Авроры» сформированы из 15 двухэтажных вагонов, предлагающих различные классы обслуживания, включая сидячие места первого и второго классов, а также полноценные купе.

Стоимость с сайта РЖД: https://ticket.rzd.ru/booking/rail/742У/service
Стоимость с сайта РЖД: https://ticket.rzd.ru/booking/rail/742У/service

Возвращение «Авроры» на маршрут предоставляет путешественникам дополнительный выбор между двумя столицами, сочетая комфорт и доступность. Это особенно актуально в условиях повышенного спроса на железнодорожные перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом

Какие ещё высокоскоростные магистрали ждут Россию?

Проект «ВСЖМ Москва — Санкт-Петербург» не будет единственным. Согласно планам Минтранса, в будущем Россия планирует запустить в разработку проекты ещё нескольких высокоскоростных магистралей, включая направления до Казани, Адлера и Минска.

Официальный сайт: https://vsm2stl.ru/#index
Официальный сайт: https://vsm2stl.ru/#index

Магистраль Москва — Санкт-Петербург станет «пилотной» и на основе её технологий, особенностей и ошибок уже будут разрабатываться вышеперечисленные предложения. Из-за чего говорить о них дальше сейчас не имеет смысла.

Лучше обсудить вполне прозрачные и выплывающие риски. Например, ожидается, что внедрение высокоскоростных поездов приведёт к сокращению пассажиропотока на авиационных рейсах между Москвой и Петербургом, что может оказать влияние на рынок авиаперевозок.

Москва является транспортным хабом по многим направлениям, из-за чего высокая стоимость билетом до Питера может коснуться и другие города, которые к ВСЖМ не имеют никакого отношения. Ведь, при упавшем пассажиропотоке авиакомпании должны как-то получать прибыль с оставшихся пассажиров.

Цена авиабилетов с сайта: https://www.aviasales.ru/search/MOW0302LED1
Цена авиабилетов с сайта: https://www.aviasales.ru/search/MOW0302LED1

Но здесь есть и плюсы: в Минтрансе уверены, что освободившиеся самолёты будут перераспределены на другие направления, где востребованность в авиационных услугах остаётся высокой.

Судя по всему, нас ожидают самые глобальные изменения в системе российского ЖД транспорта со времён внедрения «Сапсанов». Новый проект не только ускорит транспортное сообщение между двумя крупнейшими городами страны, но и создаст базу для дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры по всей России и за её пределами.

Понравилось? Подпишитесь.

Вместе с этим напоминаю про мои другие социальные сети (в том числе Boosty) и мой YouTube канал.

Prosto_ilya at Taplink