Хотя в общепринятом названии используется слово «парадокс», но в действительности это не парадокс – а ошибка, возникающая из-за неверного предположения. Это предположение кажется настолько самоочевидным, что многие даже не догадываются о необходимости его проверки. В институт собираются поступать будущие студенты. При этом часть студентов тратит время на подготовительные курсы, а другая часть предпочитает потратить это время на отдых или развлечения. После вступительных экзаменов можно вычислить процент поступивших в обеих группах. Или средний шанс поступления для каждой из групп – что фактически одно и тоже. И вот тут аналитика ждет сюрприз – шанс у студентов, занимавшихся подготовкой к экзаменам, оказывается ниже. Да-да, те кто ходил на курсы, которые должны были поднять шансы на сдачу экзамена – сдали хуже тех, кто этого не делал. Значит ли это, что ходить на подготовительные курсы вредно? Ведь, судя по всему, подготовительные курсы не увеличивают шансы на поступление, а уменьшают?