Большинство путешественников по Карелии знают этот небольшой городок как транзитный пункт по дороге к острову Валааму, однако, это вовсе не только транзитный пункт, а город, где можно увидеть сочетания самых разных архитектурных стилей и сохранившуюся финскую застройку, представляющий собой настоящую историческую ценность и имеющий необыкновенно интересное прошлое. Сортавала за неполных пятьсот лет побывала в составе трёх государств: Финляндии, Швеции и России. Причём переходил город из рук в руки по несколько раз. Располагается же он на северо-западном берегу Ладожского озера, с двух сторон залива Ляппяярви. Всего 270 километров отделяют Сортавалу от столицы республики — Петрозаводска, и 50 километров - от границы с Финляндией. В этот интереснейший в Карелии по своему разнообразию городок мы и отправились в один из морозных солнечных дней начала ноября.
Сортавала - это один из немногих карельских городов, который даже можно назвать приятным и уютным, здесь не возникает мысли о бесполезности этого места, как например в Суоярви, и нет желания сбежать отсюда как можно скорее. Аккуратные улицы центра, кварталы старинных зданий финской постройки, следовательно и нестандартная для Карелии архитектура, великолепная природа вокруг города, хорошее местоположение - всё это создаёт впечатление места, куда можно было бы поехать ещё, и не раз. Прогуляемся же по центральному району Сортавалы, и конечно же посмотрим "деревянные" закоулки и переулки.
Начнём с примыкающих к центру кварталов. Старинные финские деревянные домики, бывшие когда-то аккуратными и опрятными. Многие из них имеют статус объекта архитектурного наследия. Теперь же катастрофическими темпами становятся аварийными, расселяются по программе и подлежат либо сожжению от неосторожного обращения с огнём, либо официальному сносу.
Вот во что может быть превращён когда-то крепкий дом. Теперь и дом, и двор выглядят так, будто катастрофа всего мира случилась точечно именно здесь.
Застывший в падении сарай, с заросшей чудным экзотическим мхом крышей. И оценённое нами по достоинству произведение искусства - сарайный лев, бабочка размером чуть ли не больше самого льва, и выцветшие джунгли. Может это не гнилой сарай, а портал в сказочный мир и его сущность открывается только избранным?
Здесь же вообще кадр из 90-х годов, он мне нравится больше всего - перекошенные по всем направлениям входные группы в старинном финском доме, и припаркованная БМВ.
А тут видим пример крайне технологичного утепления стены ветхого двухэтажного деревянного дома.
Во дворе классика, падающий сарай с горами всевозможного хлама. Но это же есть почти в любом городе нашей страны?
Но не всё так плохо. Вот, например, паровоз-памятник на подходе к центру Сортавалы.
А рядом явно старое, но изрядно ушатанное временем здание. Правда, внутри сейчас идёт ремонт, видимо, всё под контролем.
Недалеко целый "каретный двор") С начала XX века здесь, видимо, произошло минимум изменений.
Ещё один старинный дом, пока в ещё приемлемом состоянии.
Но достаточно о плохом, теперь поговорим о том, что в Сортавале есть хорошего. А хорошего здесь предостаточно, по меркам Карелии город прекрасен. Под закатным светом идём в центр города по мосту через озеро Ляппяярви. Центр в Сортавале приятный и уютный, хоть и совсем небольшой по площади. Старинные здания финского периода постройки обступили неширокие улицы и переулки. А тему растянутых и висящих над улицами проводов и вездесущих заборов вдоль дорог и тротуаров, расставленных к месту и не к месту, пожалуй, в этот раз не будем затрагивать.
На нескольких зданиях остановимся чуть подробнее.
Здание ратуши - пример деревянного общественного здания, построенного в стиле эклектики. Это одно из самых богато декорированных зданий города Сортавала с сохранившейся исторической планировкой. Оно было построено в 1885 году, автором проекта является архитектор Франс Анатолиус Сьёстрём.
Ратуша на протяжении своей истории являлась центром жизнедеятельности города. В её стенах долгое время работал бургомистр, проводились приемы, праздничные обеды, церемонии, городские собрания, судебные заседания, здесь собиралась городская дума. В центре здания находится главный зал – просторное помещение с балконом, куда можно подняться по винтовой лестнице. В зале проводились все самые значительные праздничные городские мероприятия – концерты, выставки, театральные представления. Кроме этого, здание служило одновременно и городским музеем, так как сразу после его строительства в ратуше был выделен зал под этнографическую коллекцию. С 1973 по 2013 год все помещения бывшей ратуши занимала Центральная городская библиотека города Сортавала. Потом библиотека съехала, ратуша долгое время стояла заброшенной и с неопределённой судьбой. Но этому памятнику архитектурного наследия повезло, его смогли сохранить и сейчас в здании завершается реставрация.
Рядом с ратушей обнаружился целый заброшенный усадебный комплекс.
Главный дом усадьбы построен в 1838-1840 гг. для купца Константина Красильникова. После его смерти наследники продали дом Элизабет Халлонблад известной своей благотворительностью и меценатством. В 1876 г. к дому была выполнена пристройка по проекту строительного мастера Леандера Бакмана, с 1895 г. часть помещений здания использовалась под размещение экспозиции Историко-этнографического музея, а в 1907 г., после смерти владелицы по ее завещанию, музей и библиотека заняли весь дом. Такая тенденция перестройки жилых домов под общественные нужды была характерна для г. Сортавала рубежа XIX-XX веков. В советское время в здании размещался детский сад, затем – социальные учреждения города.
Сейчас же пребывает в каком-то неопределённом состоянии, признаков жизни нами замечено не было.
Здание Сортавальской женской гимназии.
Женская школа была построена в 1911 году рядом со зданием Сортавальского лицея (1901 г.), построенного по проекту также архитектора Й.Я. Аренберга. Эти школьные здания располагались все на одной линии и, являясь высотными акцентами города, вместе с лютеранской церковью (1801 г.) образовывали целостный архитектурный ансамбль в готическом стиле.
Здание женской школы - характерный памятник архитектуры начала XX века, когда стилистика эклектики уже переплеталась с чертами стиля модерн. Оно построено из кирпича, на высоком цоколе из гранитных блоков. Представляет собой Г-образный в плане объём с переменной этажностью, с мансардным и цокольным этажами. Здание возведено на северо-западном склоне горы Кисанмяки, что обуславливает его характерное объёмное построение. Главный фасад, расположенный вдоль улицы Гагарина, ассиметричен. Слева располагается четырёхэтажный объём в виде башни, завершенной двумя перпендикулярно расположенными готическими щипцами с характерным оформлением - кладкой из красного кирпича. Данный объём покрыт высокой двускатной крышей; справа – трёхэтажный объём под вальмовой крышей с центральным входом в здание в виде массивного крыльца со стрельчатыми арками. Особенностью дворового фасада являются два выступающих из плоскости стен полукруглых эркера, в одном из которых расположена лестничная клетка.
Кровля на здании изначально была черепичной, но в 1990-х годах в связи с ветхим состоянием её заменили на оцинкованное железо.
Рядом был встречен такой маленький аккуратный флигель. Оказалось, что он тоже памятник архитектуры - хозяйственная постройка лицея - туалет.
Однако в центре города также встречаются обгоревшие заброшенные постройки. Убирают или реконструируют их здесь очень медленно.
Здание пожарного депо было построено в 1888 году по проекту архитектора Берндта Ивара Аминова для образованной в 1882 году в Сердоболе (прежнее название г. Сортавала) пожарной части. В настоящее время это единственное в своем роде в Карелии хорошо сохранившееся здание специального функционального назначения. Оно участвует в формировании облика центральной исторической части города, занимая угловое положение на пересечении улиц Карельской и Гагарина. Главный фасад по ул. Карельской обращен на площадь Кирова — бывшую торговую площадь.
Несколько лет назад со здания полностью удалили краску, но по-прежнему депо пребывает в заброшенном состоянии, медленно, но верно разрушаясь.
У озера Ляппяярви устроен небольшой парк, ещё не до конца завершённый и оформленный.
Через улицу - церковь Иоанна Богослова. Построена в Сортавале в 1931 г. По всей видимости, по замыслу архитектора Юхани Оскари Виторе Виесте она должна была быть преемственна со своим прототипом – располагавшейся XVIII–XIX вв. на этом месте и разобранной в 1877 г. деревянной церковью Петра и Павла. Но композиционное решение церкви ориентировано на финское деревянное зодчество XVII века значительно больше, чем на русское.
Освящена церковь в 1932 году архиепископом Германом. Поскольку рядом с ней (в соседнем здании, от которого к церкви ведет открытая бетонная колоннада) располагалось Правление Финской Православной Церкви и Духовная семинария, церковь в основном предназначалась для «домашнего» архиепископского богослужения, а так же использовалась в учебных целях – для стажировки семинаристов.
После Зимней войны 1939-40 гг. территория г. Сортавала и окрестности отошли к Советскому Союзу. Церковь была закрыта и в 1940-41 гг. в её здании располагалась жестяная мастерская.
После возвращения в ходе Войны-продолжения Северного Приладожья Финляндии, финны восстановили церковь Иоанна Богослова, и 6 марта 1943 года она вновь была освящена. Однако службы в церкви велись недолго. После того, как 19 сентября 1944 года в Москве был подписан договор о перемирии, территория Сортавалы снова отошла к СССР. Церковь перепланировали, сделав новые перегородки и перекрытия, пробили окно в звоннице, пристроили два новых помещения и передали дирекции Сортавальского кинопроката.
Русской Православной Церкви храм возвращен в 1992 году.
Ещё ближе - труба котельной.
Золотистая луна поднимается над городом, утонувшем в синем сумраке наступающей ночи.
И снова, чуть отойдя от центра города, приходим в квартал с деревянными домами, но уже не финской постройки, а более современных, 1950-х годов. Даже с излишествами, в виде балконов)
Железнодорожные пути у депо, окутанного клубами дыма, который просвечивают фонари.
Мы обошли примерно две трети города. И стало очевидно, что городом предпринимаются попытки сохранить свой облик и историческое наследие, однако одновременно с этим идёт уничтожение старой финской застройки, а ведь именно она придаёт Сортавале ту исключительность среди других городов Карелии, ту самую атмосферу, из-за которой в этот город возникает желание приезжать. Главное, чтобы скорость разрушения не обогнала медленный темп сохранения и реставрации.