Об этом прекрасном доходном доме в Подсосенском переулке я узнал от своих дорогих подписчиков. Я всегда говорил и буду говорить: комментарии и переписка под статьями – одна из важнейших частей моего блога на Дзене.
О нескольких замечательных постройках, что расположены вокруг, я уже рассказывал ранее. Но летом этот дом, далеко отстоящий от красной линии, частично скрывается зеленью небольшого сквера, и неудивительно, что я мог его не заметить сразу. А посмотреть здесь есть на что.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
Этот переулок не раз менял названия. Он был Введенским, являлся частью Барашевского переулка. А…
…Подсосенским стал в 1922 году, когда в Москве массово переименовывали улицы, переулки и площади
В 1918 году Москва вновь сделалась столицей, а после Гражданской войны начала расширяться, прирастая участками, что совсем недавно были пригородом. Одних только Введенских переулков насчитывалось целых три. И чтобы ликвидировать путаницу из-за дублирующихся наименований, многие топонимы изменили.
Рядом располагается церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах в стиле нарышкинского барокко, стоящая на месте старинного храма Илии Пророка «что под сосенками». И переулок, даром что уже пять лет как страна жила при атеистическом строе, переименовали, используя уточняющее наименование того древнего храма пятнадцатого века.
К слову, были здесь еще храм Успения Пресвятой Богородицы «что под Сосенки» и Ильинская церковь «под сосенками» на Воронцовом поле. Только самих сосен в округе уже совсем не осталось.
Вообще Подсосенский переулок как бы включает в себя два отдельных квартала: квартал усадеб и квартал в стиле модерн. Прямо как у Брюсова:
…Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, – какой-то Ноев
Ковчег, вмещающий все образы скотов.
Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль – модерн…
Впрочем, в плане «бесстыдства» я с Валерием Яковлевичем не согласен.
Доходный же дом, выстроенный как раз в стиле модерн, ставший архитектурным героем моего сегодняшнего рассказа…
…Построили на месте палат баронессы Екатерины Климонтовой
Палаты были возведены на этом месте в первой половине восемнадцатого века, где-то в промежутке между 1720 и 1750-ми годами.
Есть сведения, что уже в середине девятнадцатого века палаты превратились в доходное владение, управляла которым жена надворного советника Мария Николаевна Архипова. После ее смерти в начале 1880-х годов владение приобрел потомственный почетный гражданин, купец и член Русского охотничьего общества Петр Каспарович Такке.
Он и заказал в 1905 году перестройку дома известному в то время архитектору Сергею Флегонтовичу Воскресенскому. Собственно, не просто перестройку, а строительство по сути совсем нового четырехэтажного доходного дома поверх сводчатых каменных подвалов восемнадцатого века.
Округлый аттик по центру фасада украсило полихромное панно, которое изготовили в знаменитых Абрамцевских мастерских. А сам фасад получил чередующиеся продольные и поперечные членения, что часто отличают строения того времени и что придает тем домам живости и объема. Стены со второго по четвертый этаж облицевала болотно-зеленая и серовато-бежевая плитка-кабанчик, а окна первого этажа украсили замковые камни (9 фото).
Некоторые даже утверждают, что часть первого этажа это и есть бывшие палаты, а Воскресенский лишь надстроил их тремя этажами. Что в 1812 году палаты сильно пострадали и, восстанавливая повреждения, их перестроили из барочных в классицистические.
В 1915 году владелец дома сменился. Теперь им был староста Архангельского собора Кремля, благотворитель и купец Макар Егорович Александров.
А после революции…
…Доходный дом превратили в коммунальный
Среди его жильцов были химик-технолог Сергей Петрович Ланговой (который, к слову сказать, поселился в доме еще до революции), поэт и драматург Виктор Михайлович Гусев – автор текста песни «Полюшко-поле» и знаменитых строчек «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве» из легендарной кинокартины «Свинарка и пастух».
А еще одним квартирантом здесь был государственный деятель и партработник, нарком продовольствия РСФСР и один из авторов продразверстки Александр Григорьевич Шлихтер.
(7 фото)
Еще о нескольких домах Подсосенского переулка я планирую рассказать в самые ближайшие дни. Уже далеко не в первый раз я касаюсь этого удивительного московского района и знаю, что еще не раз в нем окажусь, каждый раз находя что-то новое.
Как говорится, не переключайтесь!
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!