Найти в Дзене

1940: Письмо ученика 9-го класса

Под данной картинкой в букваре текст: «СССР — Страна Советов. У нас в стране все равны». За текст в букваре 30-х — 40-х годов не ручаюсь, но полагаю, что он был схож. Так что ученик 9-го класса Морозов Боря решил, что он тоже равен и имеет право высказать свою точку зрения. Увы, но есть у меня подозрения, что несколько позже он об этом пожалел. [Не позднее 23 февраля 1940 года] Копия Дорогой Анастас Иванович! Вот уже несколько раз перечитывал я Вашу речь на XVIII съезде ВКП(б). Сколько ценных знаний взял я из нее. Читая Вашу речь, я во многом убедился, в чем еще сомневался или хорошо не представлял, много чего понял, во многом нашел подтверждение тому малому, но правильному пониманию мною жизни, на рельсы которой я еще только становлюсь. Иногда я прямо таки восхищался: уж так, ну как Вам сказать, — бьете Вы в саму точку. Ну, разве не воскликнул я: «Правильно», когда читал об универмагах, крупнейших, чем в Америке, которые в данный момент действительно не подходят. Разве не вырва
Оглавление

«Букварь» 1991
«Букварь» 1991

Под данной картинкой в букваре текст: «СССР — Страна Советов. У нас в стране все равны».

За текст в букваре 30-х — 40-х годов не ручаюсь, но полагаю, что он был схож.

Так что ученик 9-го класса Морозов Боря решил, что он тоже равен и имеет право высказать свою точку зрения.

Увы, но есть у меня подозрения, что несколько позже он об этом пожалел.

Письмо ученика Б.И. Морозова А.И. Микояну

[Не позднее 23 февраля 1940 года] Копия

Дорогой Анастас Иванович! Вот уже несколько раз перечитывал я Вашу речь на XVIII съезде ВКП(б). Сколько ценных знаний взял я из нее. Читая Вашу речь, я во многом убедился, в чем еще сомневался или хорошо не представлял, много чего понял, во многом нашел подтверждение тому малому, но правильному пониманию мною жизни, на рельсы которой я еще только становлюсь.
Иногда я прямо таки восхищался: уж так, ну как Вам сказать, — бьете Вы в саму точку. Ну, разве не воскликнул я: «Правильно», когда читал об универмагах, крупнейших, чем в Америке, которые в данный момент действительно не подходят. Разве не вырвалось из моих уст: «Ах, вот как!», - когда я узнал, что недохват товаров текстильной промышленности является результатом отставания некоторых ее областей.
Кто посмеет отрицать факт о «холостых выстрелах», который вы так правильно подметили, который я сам наблюдал в своей школьной жизни, но он не доходил до моего сознания. Вообще, открыто сказать, Ваша речь послужила кладом для моих знаний. Если бы было время, я рассказал бы Вам о моей жизни, о том, как бросил меня отец, о том, как я учился, как начал читать книги, и как роднили они меня с миром.
Извините, последнее выражение не мое, я его где-то слышал или вычитал. Кажется, в сочинениях Горького.
Написал бы Вам о том, как много и часто приходилось мне рассказывать неграмотным соседям о международном положении нашей страны. О войне в Абиссинии, Испании, Китае и Хасане, о конфликте в районе озера Буирнур в МНР, об англо-франко-советских переговорах, договоре о ненападении с Германией, о пактах взаимопомощи с прибалтийскими странами, о II мировой войне и вообще об империалистических войнах, о надеях в Финляндии и о пр[очем], пр[очем].
Приступим к цели: что заставило меня писать это письмо? На этот вопрос я отвечу так: безобразие, которое творится в нашей стране. Ответ не очень-то приятный, но я считаю его правильным. Дело в том, когда не было крупы, я говорил маме: «Крупа будет!». Когда не стало сахара, я сказал маме: «Сахар будет. Не должно быть, чтобы в нашей стране не было сахара!» Дальше.
Придя один раз из очереди за мануфактурой, мама начала обижаться, что нет мануфактуры, рассказывая, как много было ее раньше. Я сказал, что мануфактуры нет потому, что наша страна переживает разруху, нанесенную ей империалистической и гражданской войнами. К тому же и царская Россия была не очень то развитой. В ответ на это она сказала: «Не развитая, да зато мануфактуры было, сколько хочешь, а очереди даже и не знали!».
Я сослался на возросшую потребность, на широкого потребителя, но сам подумал: «А и вправь, в царской России индустрии совсем не было, сейчас мы ее построили. Текстильная ж промышленность была, а все-таки она не удовлетворяет нашего потребителя». Виной этому я считаю малое внимание ЦК ВКП(б) и СНК. Почему бы, например, не поставить текстильную промышленность наряду с черной металлургией и не заботиться о ее росте. Ну, это я уже здорово отвлекся. Да, в конце разговора я сказал матери, что не дождемся мы и конца II-й пятилетки, как будет у нас мануфактуры, сколько хочешь.
Но вот прошла II-я пятилетка, началась третья, а мои предсказания не оправдались: мануфактуры не было и нет. Привезут ее иногда - народ давится. Почему ж нет рыбы, дык я и сам не придумаю. Моря у нас есть, и остались они те же, какие и прежде были. Но тогда ее было, сколько хотишь и какой хотишь, а сейчас я даже представление потерял, какая она на вид. А, между прочим, японцу сдаем в аренду, чтобы он угнаивал рыбой свои поля.
Наконец, где девался хлеб? Кажется, и собрали мы 6 м[миллиардов], пудов зерна. Посчитаешь - по 35 с лишним на каждого человека. Войны затяжной тоже не было, а хлеба уже 2 месяца как нет. Или это безобразие творится только по Гомельской области или по всей стране? А мы еще хотим построить коммунистическое общество, главным принципом которого будет: «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям».
Дальше, в газетах пишут, что во Франции, Англии, Германии буржуазия вводит карточную систему, которой недоволен пролетариат. А в нас в стране, где победил пролетариат, в стране, на полях которой проливали кровь наши отцы и матери, сейчас вводится настоящая карточная система: железнодорожники и станционные рабочие (грузчики и др(угие]) выписывают хлеб из Гомеля (наверное, для всего народа), получают его по карточкам (личностям), посылая ко всем чертям посторонних, педагоги получат хлеб из своего буфета и пр[очее].
И кто им только дал право позорить страну! Мы еще хотим победить в грядущих боях, когда столкнутся две системы - капиталистическая и социалистическая. Нет, при таких порядках и при таких [не]достатках никогда нам не победить, никогда нам не построить коммунизм!
Прошу Вас, дорогой Анастас Иванович, ответьте мне на все мои вопросы: почему нет мануфактуры, крупы, рыбы, обуви, сахара, конфет, спичек, почему не стало хлеба? С нетерпением жду ответа.
Морозов.
Мой адрес: БССР, Гомельская область, ст[анция] Буда-Кошелевская, Сталинская Школа Nº 1.
Уч[енику] 9-го класса «А» Морозову Борису Ивановичу.

РГАЭ. Ф. 7971. Оп. 16. Д. 76. Л. 169-169 об. Заверенная копия, машинопись.

К данному письму имеется чудесный комментарий:

Письмо было переслано из Секретариата А.И. Микояна в Главное Экономическое Управление НКВД СССР для принятия мер 23 февраля 1940 г. В свою очередь, начальником отдела торговли продтоварами НКТ СССР Мосин направил следующее письмо заведующему облторготделом города Гомеля:
«23/II-40 г[ода].
ЗАВ(ЕДУЮЩЕМУ) ОБЛТОРГОТДЕЛОМ — г[ород] ГОМЕЛЬ
При сем направляю Вам письмо ученика 9-го класса Сталинской школы Nº 1 Морозова Б. В письме Морозова явно сквозит несоветское отношение по отдельным моментам («японцу сдаем моря, чтобы он угнаивал рыбой свои поля», его фразы о карточной системе, о построении коммунизма «при таких порядках» и т[ак] д[алее]). По этому письму можно предполагать, что ученик Морозов находится под влиянием враждебно настроенной к Советской власти среде.
Прошу Вас поручить специальному работнику личной беседой с учеником Морозовым разрешить интересующие его вопросы и выяснить обстановку, вызвавшую враждебно настроенное письмо на имя т[оварища] Микояна.
О результате сообщите НКТ СССР.
НАЧ[АЛЬНИК] ОТДЕЛА ТОРГОВЛИ ПРОДТОВАРАМИ НКТ СССР (МОСИН)».

Опубликовано в сборнике документов «Советская повседневность и массовое сознание 1939 — 1945»), с. 164-166.

Благодарю за внимание! 👍 порадует автора :)

А это уже письмо Микояну от фронтовика: