Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Ждём поросёнка в меню на 1 января

Что подавать на ярославский стол 1 января? Конечно, поросёнка! Кандидат исторических наук Мария Александрова рассказывает:
"Если мы говорим именно о 31 декабря - 1 января, то в жизненном цикле русского крестьянина это был переломный момент. Это был даже не какой-то светский рубеж перехода одного года на другой год. Его отмечали именно как переход от Святых вечеров к Страшным вечерам, когда уже можно разгуляться! 1 января - это именины Василия Великого, Василия Кесаретского. Этот праздник называли иногда «Щедрый вечер», «Васильев вечер». И вот в этот день принято было есть свинину. У кого поменьше денег, то, может быть, подавал просто куски свинины. Кто побогаче, старался приберечь целого поросёнка, чтобы зажарить его на Васильев вечер. Была такая традиция, зафиксированная этнографами, «ломать Кесаретского». Хозяин, глава семьи, брал жареного поросёнка и отламывал, не резал, а именно отламывал части и раздавал своим близким, то есть жене, потом по старшинству детям, внукам и так далее.

Что подавать на ярославский стол 1 января? Конечно, поросёнка! Кандидат исторических наук Мария Александрова рассказывает:
"Если мы говорим именно о 31 декабря - 1 января, то в жизненном цикле русского крестьянина это был переломный момент. Это был даже не какой-то светский рубеж перехода одного года на другой год. Его отмечали именно как переход от Святых вечеров к Страшным вечерам, когда уже можно разгуляться!

1 января - это именины Василия Великого, Василия Кесаретского. Этот праздник называли иногда «Щедрый вечер», «Васильев вечер». И вот в этот день принято было есть свинину. У кого поменьше денег, то, может быть, подавал просто куски свинины. Кто побогаче, старался приберечь целого поросёнка, чтобы зажарить его на Васильев вечер.

Была такая традиция, зафиксированная этнографами, «ломать Кесаретского». Хозяин, глава семьи, брал жареного поросёнка и отламывал, не резал, а именно отламывал части и раздавал своим близким, то есть жене, потом по старшинству детям, внукам и так далее. То есть в этой истории совместились и поросёнок, и великий святой. Вообще, свинья считалась нечистым животным, во многих религиях её употребление в пищу запрещено. У нас же говорилось, что у Бога нет ничего нечистого, и «свинку огонь подпалит, а Василий Великий освятит», и можно её уже кушать.

Кстати, в столице была очень распространена мода подавать к столу рождественского гуся. Но крестьяне Ярославской губернии выставили против гуся конкурентов – каплунов. Это откормленные петухи, которых особенным образом выкармливали в маленьких клетушечках, чтобы они за свою недолгую жизнь не очень успели потрудиться и походить. Им давали с руки шарики из манной каши. Они питались буквально как VIP-персоны. Но при этом к Рождеству их всех забивали и отправляли на ярмарки в крупные города. Это был наш деликатес, составляющий альтернативу рождественскому гусю, который пришёл к нам из Европы. И ростовское село Семибратово было в числе самых авторитетных поставщиков каплунов в обе столицы."

Подробнее о новогодних и рождественских традициях старого Ярославля можно послушать в 9-м эпизоде нашего подкаста с историком Мариной Александровой:
Слушать в
ВКонтакте
Слушать в
Яндекс-Музыке
Слушать в
Apple Podcasts.