Наверное, это кто-то смотрел и может быть даже досмотрел до конца. Не исключаю, что это кому-то понравилось – «Не бриллиантовая рука», имею ввиду. Потому буду писать без обобщений и высказывать только свое мнение.
Мнение не об этом, ибо тут слов вообще бы не нашлось, даже при определении жанра – ремейк это, пародия, связка рекламных роликов, нетрезвые шутки сценаристов и режиссера, снятые просто для себя, но невесть как попавшие на телеканал?..
О другом хочу поведать.
Ровно десять лет назад на экраны вышел запомнившийся многим фильм Максима Воронкова «Кавказская пленница!», именно с восклицательным знаком, чтоб его не перепутали с тем оригиналом Леонида Гайдая, который заслуженно зачислен в число шедевров советского кинематографа. Запомнившийся вот почему. У Воронкова тоже снимались вроде бы медийные актеры (Добрынин, Стругачев, Степанченко, Задорожная и др.), режиссер работу свою назвал кино-аттракционом, понимая, что придется как-то оправдываться перед зрителями. Но оправдания не помогли. Фильм назвали худшим за несколько десятилетий, Воронков стал, так сказать, нерукопожатым, в том плане, что фактически лишился работы. По телеканалам перестали показывать и его прежние фильмы, некоторые из которых, кстати, регулярно появлялись именно на зимних праздниках («Тайский вояж Степаныча», «Испанский вояж»…).
Почему подвергся критике «восклицательный знак»? Фильм восприняли как издевательство над шедевром, как насмешку над оригиналом, как недостойную попытку переосмыслить, подновить ставшую классической историю о кавказских приключениях Шурика.
Повторюсь, произошло это десять лет назад.
С тех пор, как это ни странно, печальная участь Воронкова не остановила от производства ремейков его коллег. Намного ли выше по уровню получались их фильмы, говорит хотя бы то, что ленты эти имели судьбу однодневок. Массовый зритель не видит их ни на больших, ни на малых «голубых» экранах. Предметом искусства они не стали.
Не хочу сказать, что ремейки – обреченный, недостойный жанр, нет. В мировой киноиндустрии у них свое, и достойное, место, свой зритель, и в нашей - тоже. В конце концов, «Служебный роман» Э. Рязанова есть повторение «Сослуживцев», и «Обыкновенное чудо» М. Захарова имело своего предшественника. Но это – ФИЛЬМЫ, где есть не просто узнаваемые герои и действия, а своя атмосфера, своя душа, своя тональность. Уберите данные слагаемые – и останется только карикатура на произведение, которое мы ценили и любили.
Именно это произошло с «Не бриллиантовой рукой». Остались только, - извините, но в ленте это слово часто повторяется, - юмор на уровне ж..пы и реклама колбасы.
Вывод?
За десять истекших после «Кавказской пленницы!» лет у нас многое изменилось. Майна – как говорят строители, когда краном надо опускать груз. Так вот, мы так опустились, что в самые праздничные дни года позволяем выпускать дешевые поделки, выдавая их за фильмы. И гладить по головке их создателей вместо того, чтобы, как прежде, лишать работы.
Хотя, именно Максима Воронкова мне жалко. У него как у режиссера случались находки, нетривиальные ходы, были серьезные планы на будущее, ожегшись на «шурике», он мог бы сделать нужные для себя выводы…
Нынешние «ремейкисты» уже не знают, что такое ожоги, ибо безвкусие и пошлость вошли в их деятельность настолько, что они сами перестали отличать бриллиант от бутылочного стекла.