Декабристы... Ах, друзья мои, что может быть сложнее и противоречивее темы этой. Веками будут размышлять о том, что побудило нас, молодых, дерзновенных, пойти против самой державной силы, коей является государство наше. Но скажу вам, не было в тех бунтовщиках, как многие называли их, ни корысти, ни жажды власти. Были лишь отвага, смелость и безумная, огненная вера в то, что Россия наша достойна лучшей судьбы, что можно изменить её ход, избавить от оков и вывести к свету.
Знал я многих из них. Кого-то любил, как брата, с кем-то спорил до хрипоты, но всех уважал за их чистоту и преданность идее. Не было среди них ни одного, кто бы не был готов положить свою жизнь на алтарь Отечества, кто бы не мечтал о свободе для нашего народа, о правде и справедливости. Многие из них были друзьями моими с юности, со времён, когда сидели мы за одним столом, спорили, пели, мечтали. Какой же огонь горел в их сердцах, какой неистовостью дышали их слова.
Да, было время, когда и я, подобно им, мечтал о свободе, об избавлении нашей земли от деспотизма и несправедливости. Но судила меня судьба иначе: оставаться в стороне, вдали от событий, что потрясли наш Петербург в ту страшную, холодную декабрьскую ночь 1825 года. Многие говорят, что, будь я с ними, стал бы одним из них. Может быть. А может быть, и нет. Но одно знаю: в душе своей я всегда был с ними, и строки мои, воспетые в тиши, были эхом их борьбы, их стремлений и чаяний.
Они, те, кто поднялся на Сенатскую площадь, были не просто бунтовщиками, нет. Они были теми, кто готов был жертвовать всем ради идеи, ради мечты. И когда узнал я об их гибели, о том, как те, кого знал я, были отправлены в ссылки и на каторгу, сердце моё сжалось от боли. Я понимал, что жестокость властей не сломила их дух, что даже в кандалах они остались свободными.
В своём изгнании часто думал я о них, о тех днях, когда мы были молоды, когда верили, что можем изменить мир. И, может статься, не суждено было им увидеть плоды своих трудов, но знайте: их дело живо, и живо оно в каждом из нас, в каждом, кто ищет правды и стремится к свету. Я писал им стихи, и душа моя, рвущаяся к свободе, вместе с ними парила над петербургскими крышами.
Как же горько осознавать, что многие из них не вернулись, что многие пали в неравной борьбе. Но пусть каждый из вас знает: не было в тех декабристах ни зла, ни жажды разрушения. Был лишь порыв души, стремление к правде и вере в лучшее будущее для России.
Так пусть же их память живёт не как память о бунте, но как символ мужества, символ борьбы за свет, за правду. И хотя дороги наши разошлись, а судьба привела нас к разным берегам, я всегда останусь тем, кто вместе с ними верил, страдал и мечтал о великой и свободной России.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(Отрывок из стихотворения “К Чаадаеву”)
#Пушкин
#Творчество
#Стихи
#ЖизньПушкина
#Русскаялитература
#Пушкинбиография
#Биографиявыдающихсялюдей