"Прошло уже много лет с того момента, как мы спустились под землю. Взрослые говорят, что наверху опасно. Даже если раздобыть костюм с защитой от радиации и замкнутой системой дыхания, велик шанс стать добычей страшных и жутких монстров.
Временами их рычание доносится до нашего укрытия, но гермозатвор крепок, поэтому нам бояться нечего. Иногда мужчины собираются на охоту и выходят на поверхность. Обычно при необходимости какого-нибудь оборудования или необычного материала, топлива, в общем, по мере надобности.
Самое ценное – это медикаменты и патроны. А ещё книги. Мне повезло, мой отец во время одной из вылазок забрался в школьную библиотеку и принёс несколько разных учебников. Мы с друзьями их с радостью перечитываем и узнаём, каким был тот мир. Довоенный.
Оказывается, на земле была не только зима, но и весна, лето, осень. Всё, что я слышал, говорит о том, что сейчас на улице почему-то всего зима. А ещё дни стали совсем короткими – синтетические облака или что-то такое не пропускают нужное количество света.
Когда мне исполнилось 8 лет, мне разрешили завести питомца. Отец принёс с поверхности крупного таракана. Крысы, кивсяки и мокрицы переносят радиацию. Тараканы же безопасные, только укусить могут больно. Жил он у меня в банке, да только когда совсем голодно стало, соседские ребята вытащили его и, пожарив на костре, съели. Отец обещал поймать нового. Да только я отказался. Вот раньше у людей были настоящие питомцы – собаки, кошки, хомяки, даже попугаи всякие.
А ещё мне рассказывали, правда это или нет – не знаю, что раньше в реках и озёрах рыбу ловили на специальные устройства с крючком – удочки назывались. Рыбу ели, готовили по-разному, жарили, солили, коптили, варили уху, да даже сырую ели иногда. Сейчас нельзя есть то, что плавает в этих чёрных мутных водах. А если к берегу подойти, то оно своими щупальцами само тебя схватит и утащит в бездну своего водоёма.
Цветы когда-то придавали миру невероятную красоту, а об их ароматах слагали легенды. Не знаю, пахли ли они приятнее, чем мазут или краска? В нашей действительности это самые распространённые и привычные запахи. Ну, ещё аромат горящей древесины.
Глядя на картинки из учебников, мне хочется верить, что цветы пахли также здорово, как и выглядели. Кстати, несколько лет назад соседский отец принёс какой-то цветок с поверхности. Хотел подарок сделать, так его вместе с семьёй на карантин посадили. Потом оказалось, что этот цветок разносил какую-то лихорадку через споры, и только чудом никто не пострадал.
Не понимаю, чего людям того времени не хватало? У них была столь чудесная и волшебная планета! Поля, реки, горы, разнообразие животных, птиц, еда, о которой я и не смею мечтать. Да они даже мыться могли каждый день! Учились в школах. Занимались спортом или, как говорят, физкультурой.
Мы же в бункере разве только железки таскаем, вот и всё разнообразие физической культуры. Мой отец говорит, что, возможно, я в старости смогу вернуться на поверхность. Или если не я, то мои дети. Правда, придётся отвоёвывать каждый метр территории от скверны, которую сами же люди повсюду рассыпали по всей планете.
Когда-то давно у людей были праздники. Один из них назывался Новый год. Обычно в этот день готовили что-то вкусненькое, собирались у экранов телевизора – это такое устройство, которое разговаривало и показывало людям разные чудеса. Если верить соседке бабе Зое, то завтра как раз должен наступить очередной Новый год – 2466.
Отец обещал в этот раз принести с поверхности что-то вкусное, оставшееся от прошлого мира. Например, год назад я впервые попробовал консервированное мясо. Это было действительно вкуснее, чем то, что мы едим сейчас. Сегодня он вместе с товарищами отправился на склад с припасами. Надеюсь, он вернётся. И даже неважно – с подарком или нет.
Возможно, никто никогда не прочтёт эту историю, но мне хотелось бы донести до людей, что нужно ценить то, что они имеют. Если всё время бороться и искать во всём выгоду, то это приводит вот к таким последствиям. Планета болеет, и пока она не выздоровеет, мы вынуждены укрываться глубоко под землёй. И это считается огромной удачей и везением".
Подпись: Неизвестный мальчик, переживший Третью мировую войну. 2465 год.