История Рождества Христова описана в Священном Писании. Через тексты Священного Писания Бог сообщает людям все, что им необходимо знать о Нем.
Книги Нового Завета начинаются с четырех Евангелий, в которых описывается рождение, жизнь, смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа.
Евангелие Матфея. Евангелие предназначалось для христиан из евреев. Автор сам был иудеем и писал он для иудеев же, обратившихся в христианство. Текст Евангелия начинается с родословия Иисуса Христа. Повествование ставит своей целью показать, что Иисус есть обетованный Мессия, потомок Авраама и Давида. Предполагаемая дата его написания около 50 г.
Евангелие Марка. Марк (до обращения Иоанн) был иудеем. Его причисляют к лику 70 апостолов. Евангелие было обращено к римским христианам. Важно было оттенить личность Иисуса Христа как Сына Божия. Евангелие было написано не позже 67 года.
Евангелие Луки. Лука, по свидетельству апостола Павла, происходил из языческой семьи. Евангелие приводит родословие Иисуса от самого Адама с целью показать, что Иисус – Сын человеческий. Евангелия от Луки повествует о рождестве Иисуса. Написания Евангелия около 62 или 63 года.
Евангелие Иоанна. Предполагает знакомство читателей с остальными Евангелиями. Написано для язычников. Имеет целью подтвердить истину, что Иисус есть Сын Божий, Вечное Слово, единое с Отцом. Святой Иоанн Богослов написал новое Евангелие, которое дополнило и подтвердило истинность повествования первых трех Евангелий. Написано в Ефесе в 70–100 годы.
Священном Писании отсутствует упоминаний о днях рождения. Христиане в своем взгляде на дни рождения и смерти держались ветхозаветной традиции, по которой дни рождения — дни плача, а вся земная жизнь — юдоль плача.
Точная дата рождения Спасителя никак не влияет на достоверность Евангельских событий.
Летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в Европе благодаря трудам латинского монаха Дионисия Малого, жившего в VI веке. Он выбрал 754-й год (от основания Рима) в качестве года рождения Иисуса Христа, что соответствовало данным 3-й главы Евангелия от Луки.
Согласно исторических и астрономических данных, приводимых Иосифом Флавием, Ирод умер в марте - апреле 750 года. Иисус родился годом или двумя ранее.
Сегодня считается, что 749 год (от основания Рима) – самая оптимальная и исторически обоснованная дата Рождения Иисуса Христа, которая не противоречит Евангельскому повествованию.
Расчетный день Рождества Христа: 25 декабря.
За точку отсчета берётся дата падения Иерусалима (586 год до Р.Х., 9 ава), которое пришлось на следующий день после субботы, и начало служения 1-й чреды выпадает на 7 нисана (7 апреля) или на 28 элула (22 сентября). Зачатие пророка Иоанна Предтечи принято на день 23 сентября. Лк. 1:5-12.
На 6-й месяц после зачатия пророка Иоанна, произошло Благовещение, когда Деве Марии было сказано о том, что у Неё родится первенец Мессия Лк. 1:24-38. Этот день приходится на 25 марта, от которого через 9 месяцев, родился Господь Иисус Христос, что выпадает на 25 декабря.
Догмат о Непорочном зачатии Иисуса Христа был утвержден в 431 году на III Вселенском соборе в Эфесе.
Греческий текст. Синодальный перевод.
«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Святаго Духа. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее» (Матфея 1: 18–24).
Пророк Исайя предрекает Ему имя Еммануил, а ангел повелевает дать имя Иисус? Митрополит Московский Филарет: «Между именами Еммануил и Иисус существует взаимная сообразность и единство… Что препятствует нам, людям, чтобы был с нами Бог? Грехи ваши разлучают между вами и между Богом, — говорит сам пророк Исайя (Ис. 59, 2). Разлучение с Богом и состояние греховности есть одно и то же. А приближение к Богу и спасение от грехов опять есть одно и то же. Таким образом, Емманунл — с нами Бог, и Иисус — Спаситель от грехов также есть одно и то же. Следовательно, и пророчество точно, и событие верно пророчеству. Еммануил есть Спаситель; Иисус есть С нами Бог»
Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился как Сын Человеческий от Марии — представительницы человеческого рода. Но как Сын Божий Он рождается от Самого Бога по действию Святого Духа. Мария в 14 лет объявила священникам, что дала обещание Богу навсегда остаться девою. Священники обручили Марию и восьмидесятилетнего старца Иосифа, с тем, чтобы Иосиф, под именем мужа, был попечителем Марии. Однажды явился перед Нею Ангел и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты из всех жен!» Лк. 1-28. «Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога! Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». «Как будет это, когда я мужа не знаю?». «Дух Святой найдет на Тебя; и сила Всевышнего осенит Тебя; поэтому и рожденный Тобою назовется Сыном Божиим». (Лука Лк. 1:26–39). В Вифлееме, в холодную зимнюю ночь, родился Богочеловек, Спаситель мира.
«Таинство странное вижду и преславное, – с удивлением воспевает Святая Церковь, – Небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона).
Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» (Лк. 2).
Самые ранние известия о праздновании Рождества Христова относятся ко второй половине II века. Рождение Христа праздновалось в день Богоявления. Праздник Богоявления отмечал сразу три великих события — Рождение Иисуса, принесение даров и Крещение (Богоявлением). После прекращения гонений Церковь хотела научить христиан ценить земную жизнь и чтить ее начало и конец во Христе.
«День Рождения Христа в Вифлееме» - выделение праздника произошло не позднее середины IV века (с 354 года). К V веку римская традиция празднования Рождества Христова 25 декабря приобрела всеобщее признание, только армяне сохранили древнею — праздновать 6 января, с Крещением.
Православный Восток старается придерживаться традиции Иерусалимской Церкви, в которой празднование тесно связано с местом самого события. Славяно-русский Студийский Устав (редакции Константинопольского Патриарха Алексия). В нашей современной Службе праздника имеют место песнопения церковных песнотворцев первого тысячелетия бытия Христовой Церкви.
Структура Службы праздника: Антипролог, Пролог, Первая строфа, Вторая строфа, Третья строфа, Эпилог.
Рождественский служебный устав окончательно сформировался в IV веке. Так, например, если навечерие праздника прилучается на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. На Рождество принято дарить подарки и это тоже неслучайно, ведь волхвы преподнесли младенцу дары: золото как Царю, ладан как Священнику и смирну как человеку, который должен умереть.
К истинным рождественским традициям можно отнести славление. «Христос раждается, славите»! В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол богородицу и богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. В сёлах церковнослужители ходили по домам с молитвами и пением. Часто в обряде славления участвовали и простые люди, их называли славильщиками. Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве.
2 июня 1897 года был принят закон "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности".
Праздничными нерабочими днями официально стали 25 и 26 декабря - Рождество Христово.
24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь. Дата Рождества Христова переместилась на 7 января.
24 сентября 1929 года. Постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества было запрещено. Официальные торжества также были отменены как "буржуазные и поповские пережитки". Рождество 7 января объявили «Днем индустриализации».
Председателю Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцину (о введении празднования Рождества как общегосударственного праздника) 20 декабря 1990 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Председателю Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцину
20 декабря 1990 года
«Глубокоуважаемый Борис Николаевич!
С чувством истинного удовлетворения религиозные граждане России восприняли принятый Верховным Советом РСФСР "Закон о свободе совести", восстанавливающий справедливые отношения государства к верующим, составляющим значительную часть населения нашей республики.
От имени всех православных христиан России приношу Вам глубокую благодарность за большие и напряженные усилия в законодательной сфере по защите интересов верующих граждан и установлению их подлинного равноправия со всем населением страны.
В связи с этим обращаю Ваше внимание на статью 14 "Закона о свободе совести" РСФСР, в которой говорится о том, что государственным органам республики предоставляется право в ответ на просьбу массовых религиозных объединений принимать решения по объявлению дней больших религиозных праздников нерабочими днями.
В некоторых наших республиках, как и во многих зарубежных странах, принадлежащих к христианской традиции, приняты законы и постановления, которыми в реестр общегражданских нерабочих дней наряду с государственными праздниками включены и великие религиозные праздники. Такими ежегодными великими праздниками на Руси искони, вот уже более 1000 лет являются дни празднования Рождества Христова и Святой Пасхи.
Отмечаю, что для православно верующего населения России имело бы исключительно важное значение, если бы широко отмечаемый во всем мире праздник Рождества Христова, который по принятому в Русской Православной Церкви юлианскому стилю совершается 7 января, стал, начиная с 1991 года общегражданским в Российской Федерации, это было бы поддержано всеми ее здравомыслящими гражданами.
Пасха Христова всегда празднуется в воскресенье, и мы искренне надеемся, что ныне не повторятся печальные явления недавнего прошлого, когда первый день Святой Пасхи объявлялся рабочим днем.
Вместе с тем для всех христиан Великая Пятница, наступающая за день до праздника Святой Пасхи, также является днем особенного благоговейного почитания великих Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. России, на долю которой выпали величайшие испытания, этот день особенно близок, понятен и дорог. В силу этого обращаюсь к Вам с просьбой предусмотреть возможность объявления Великой Пятницы также нерабочим днем.
Не ставлю сейчас вопроса о двух других великих христианских праздниках - Крещении Господнем (19 января) и Благовещении Пресвятой Богородицы (7 апреля), так как в 1991 году они совпадают с выходными днями.
Надеюсь на понимание изложенного мной вопроса Вами и членами возглавляемого Вами Верховного Совета РСФСР.
Да дарует Господь Вам, дорогой Борис Николаевич, все потребное для успешного продолжения самоотверженного служения на благо нашей Родины.
С искренним уважением
Алексий, Патриарх Московский и всея Руси, народный депутат СССР»
Постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1990 г. "Об объявлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днем".
"В связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия и уважая религиозные чувства верующих, Верховный Совет РСФСР постановляет:
Объявить 7 января (Рождество Христово) нерабочим днем.
Первый заместитель Председателя. Верховного Совета РСФСР Р.И. Хасбулатов.
Москва, Дом Советов РСФСР
27 декабря 1990 г.".
Традиции празднования включают:
- Сочельник. День перед Рождеством, 6 января. В сочельник принято делать дома уборку, посетить церковь, сходить на богослужение, исповедаться и совершить причастие.
- Колядование. Дети ходят по улицам, заходят в гости к соседям и поют коляду, тем самым желая хозяевам добра, богатства и благополучия.
- Праздничный стол. На 6 января в православных семьях готовят праздничный ужин, в котором должно быть 12 постных блюд.
- Украшение дома. Дома и квартиры на Рождество украшают фигурками ангелов и зажигают в них рождественские свечи.
«С нами Бог в Иисусе в деле Искупления. Без Него мы были бы только с грехом и диаволом. Он Своей земной жизнью исполнил закон Божий, который мы нарушили. Страданием Своим Он смыл грехи, которые мы творили. Смертью Своей (Иисус) умертвил смерть, на которую за нашу греховность мы были осуждены. Своим сошествием во ад (Он) освободил нас от темноты власти диавола. Своим Воскресением вновь приобрел для нас жизнь Божию» (Еф. 4, 18).