Санкт-Петербург по праву считается культурной и императорской столицей. А среди императорской роскоши по праву одним из самых заметных объектов является музей Фаберже – частное собрание уникальной коллекции императорских пасхальных яиц от знаменитого ювелирного мастера.
Музей расположен на набережной реки Фонтанки во дворце Нарышкиных-Шуваловых. Здание было отреставрировано, и сами интерьеры выглядят впечатляющими. Кстати, помимо собрания ювелирного искусства там находится и несколько любопытных живописных экспонатов.
Также помимо яиц в залах дворца выставлены образцы серебряной посуды 18-19 веков. Чаши, кубки и ендовы из серебра в свое время использовались по назначению и демонстрируют масштаб роскоши, в которой жили приближенные к императорской семье дворяне-офицеры.
Всего в коллекции находится 9 яиц Фаберже. Одно из них – яйцо «Ренессанс» - подарок императора Александра III своей супруге Марии Федоровне на Пасху в 1894 году, год его смерти. Карл Фаберже создавал не просто ювелирные изделия, а подарки-сюрпризы. В каждом яйце был свой секретик. Сюрпризом яйца «Ренессанс» было второе яичко из горного хрусталя с изображением Иисуса Христа. Оно помещалось в первое как в шкатулку.
Еще одно яйцо – «Коронационное» - выполнено тем же мастером Перхиным, что и предыдущее. Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Внутри него – копия коронационной кареты Екатерины II. Карету делал мастер Штайн в течение 15 месяцев.
А в следующем 1898 году по заказу Николая для Александры Федоровны будет сделано яйцо «Ландыши». Императрица любила жемчуг и розовый цвет, а ландыши были одними из любимых ее цветов. Цвет этот был модным, его называли сёмушным. Сюрпризом этого изделия стал трилистник с портретами самого Николая и двоих дочерей – Ольги и Татьяны. Портреты выдвигались с помощью специального механизма, приводимого в движение кнопкой-жемчужинкой. Кстати, во всех пасхальных яйцах использовались портреты, сделанные акварелью, которая считалась более долговечной, чем фотография.
Но не забывал последний русский император и про мать, Марию Федоровну, которая также привыкла получать роскошные подарки еще при жизни своего супруга. Для нее фирмой Фаберже выполнено яйцо «Петушок» с часами. Цифры выложены бриллиантиками. Петушок на верхушке тоже прятался, а сделан был из золота и покрыт настоящими цветными перьями.
Еще одно яйцо для Марии Федоровны из нефрита «Лавровое дерево» - тоже с птичкой в верхушке. Вдовствующая императрица любила птичек. Оно было подарено сыном в 1911 году. Цветочки на лавровом кусте сделаны из аметистов и бриллиантов. Основу конструкции, конечно же, составляет золото.
В том же году для жены Николай II заказывает и дарит яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Оно без секрета, то есть скрытого механизма. Сюрпризом в нем являются портреты и живописные миниатюры, написанные акварелью художником-миниатюристом Зуевым.
Последнее яйцо для императорской фамилии было сделано Карлом Фаберже в 1916 году для Марии Федоровны. Оно называется «Орден Святого Георгия». В то время по причине Первой мировой войны вдовствующая императрица находилась в Киеве. Туда и был доставлен подарок лично Карлом. Под медальонами с Георгиевским крестом были спрятаны миниатюрные портреты самого Николая и его сына Алексея – оба находились в ставке в Могилеве с 1915 года и были награждены Георгиевскими крестами «за службу и храбрость». Только это яйцо Мария Федоровна сможет забрать с собой в Данию, на родину, когда будет вынуждена бежать из России во время революции.
Но не императорским домом единым зарабатывал Карл Фаберже. Августейшие заказы приносили ему славу, но доход он получал от выполнения частных заказов. Так, к примеру, русская купчиха Варвара Базанова-Келих заказала у модного ювелира 7 яиц. И если императорские стоили от 4 до 10 тысяч рублей, то она платила от 10 тысяч за свои ювелирные покупки. Одно из самых крупных – яйцо «Шантеклер». Оно похоже на яйцо для Марии Федоровны, тоже в синих цветах и с петушком. Но крупнее, а петушок сделан полностью из золота и бриллиантов.
Также в собрании музея есть яйцо Консуэло Вандербильт, герцогини Мальборо. В 1902 году она посетила Россию и Зимний дворец. Вероятно, там и познакомилась с удивительной коллекцией пасхальных ювелирных шедевров. Это яйцо-часы. Бриллиантовая змейка была неподвижна, а вращался циферблат.
Но помимо подарков членам фамилии Николаю необходимо было делать презенты и своим приближенным, дальним и прочим родственникам по случаю различных праздников, в том числе и на Новый год. Самостоятельно уследить за этим, конечно, было невозможно, поэтому у императора был целый кабинет, ведающий подарками. В музее находится большое собрание всяческих модных предметов и аксессуаров того времени – портсигары, рамки для фотографий, пряжки и набалдашники для тростей. Обратите внимание на зажигалки в виде самоваров.
Также в мастерской Фаберже изготавливали и относительно недорогие подвески – стоимостью 3-5 рублей. Они тоже приносили доход мастерской. В 19-начале 20 века считалось хорошей традицией дарить дочерям на пасху подвеску в виде яичка. Таким образом к замужеству у девушки собиралось приличное ожерелье, которое было и богатым украшением, и личным капиталом «на всякий случай». Так что затея собирать шармы для браслета – не современная выдумка.
#подарки #пасха #новый год #Санкт-Петербург #Фаберже