Найти в Дзене

Царские подарки в музее Фаберже

Санкт-Петербург по праву считается культурной и императорской столицей. А среди императорской роскоши по праву одним из самых заметных объектов является музей Фаберже – частное собрание уникальной коллекции императорских пасхальных яиц от знаменитого ювелирного мастера.

Музей расположен на набережной реки Фонтанки во дворце Нарышкиных-Шуваловых. Здание было отреставрировано, и сами интерьеры выглядят впечатляющими. Кстати, помимо собрания ювелирного искусства там находится и несколько любопытных живописных экспонатов.

-2
-3
-4
-5
-6

Также помимо яиц в залах дворца выставлены образцы серебряной посуды 18-19 веков. Чаши, кубки и ендовы из серебра в свое время использовались по назначению и демонстрируют масштаб роскоши, в которой жили приближенные к императорской семье дворяне-офицеры.

-7
-8
-9
-10
-11

Всего в коллекции находится 9 яиц Фаберже. Одно из них – яйцо «Ренессанс» - подарок императора Александра III своей супруге Марии Федоровне на Пасху в 1894 году, год его смерти. Карл Фаберже создавал не просто ювелирные изделия, а подарки-сюрпризы. В каждом яйце был свой секретик. Сюрпризом яйца «Ренессанс» было второе яичко из горного хрусталя с изображением Иисуса Христа. Оно помещалось в первое как в шкатулку.

-12
-13

Еще одно яйцо – «Коронационное» - выполнено тем же мастером Перхиным, что и предыдущее. Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Внутри него – копия коронационной кареты Екатерины II. Карету делал мастер Штайн в течение 15 месяцев.

-14

А в следующем 1898 году по заказу Николая для Александры Федоровны будет сделано яйцо «Ландыши». Императрица любила жемчуг и розовый цвет, а ландыши были одними из любимых ее цветов. Цвет этот был модным, его называли сёмушным. Сюрпризом этого изделия стал трилистник с портретами самого Николая и двоих дочерей – Ольги и Татьяны. Портреты выдвигались с помощью специального механизма, приводимого в движение кнопкой-жемчужинкой. Кстати, во всех пасхальных яйцах использовались портреты, сделанные акварелью, которая считалась более долговечной, чем фотография.

-15

Но не забывал последний русский император и про мать, Марию Федоровну, которая также привыкла получать роскошные подарки еще при жизни своего супруга. Для нее фирмой Фаберже выполнено яйцо «Петушок» с часами. Цифры выложены бриллиантиками. Петушок на верхушке тоже прятался, а сделан был из золота и покрыт настоящими цветными перьями.

-16
-17

Еще одно яйцо для Марии Федоровны из нефрита «Лавровое дерево» - тоже с птичкой в верхушке. Вдовствующая императрица любила птичек. Оно было подарено сыном в 1911 году. Цветочки на лавровом кусте сделаны из аметистов и бриллиантов. Основу конструкции, конечно же, составляет золото.

-18
-19

В том же году для жены Николай II заказывает и дарит яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Оно без секрета, то есть скрытого механизма. Сюрпризом в нем являются портреты и живописные миниатюры, написанные акварелью художником-миниатюристом Зуевым.

-20
-21
-22

Последнее яйцо для императорской фамилии было сделано Карлом Фаберже в 1916 году для Марии Федоровны. Оно называется «Орден Святого Георгия». В то время по причине Первой мировой войны вдовствующая императрица находилась в Киеве. Туда и был доставлен подарок лично Карлом. Под медальонами с Георгиевским крестом были спрятаны миниатюрные портреты самого Николая и его сына Алексея – оба находились в ставке в Могилеве с 1915 года и были награждены Георгиевскими крестами «за службу и храбрость». Только это яйцо Мария Федоровна сможет забрать с собой в Данию, на родину, когда будет вынуждена бежать из России во время революции.

-23
-24

Но не императорским домом единым зарабатывал Карл Фаберже. Августейшие заказы приносили ему славу, но доход он получал от выполнения частных заказов. Так, к примеру, русская купчиха Варвара Базанова-Келих заказала у модного ювелира 7 яиц. И если императорские стоили от 4 до 10 тысяч рублей, то она платила от 10 тысяч за свои ювелирные покупки. Одно из самых крупных – яйцо «Шантеклер». Оно похоже на яйцо для Марии Федоровны, тоже в синих цветах и с петушком. Но крупнее, а петушок сделан полностью из золота и бриллиантов.

-25

Также в собрании музея есть яйцо Консуэло Вандербильт, герцогини Мальборо. В 1902 году она посетила Россию и Зимний дворец. Вероятно, там и познакомилась с удивительной коллекцией пасхальных ювелирных шедевров. Это яйцо-часы. Бриллиантовая змейка была неподвижна, а вращался циферблат.

-26
-27
-28

Но помимо подарков членам фамилии Николаю необходимо было делать презенты и своим приближенным, дальним и прочим родственникам по случаю различных праздников, в том числе и на Новый год. Самостоятельно уследить за этим, конечно, было невозможно, поэтому у императора был целый кабинет, ведающий подарками. В музее находится большое собрание всяческих модных предметов и аксессуаров того времени – портсигары, рамки для фотографий, пряжки и набалдашники для тростей. Обратите внимание на зажигалки в виде самоваров.

-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40

Также в мастерской Фаберже изготавливали и относительно недорогие подвески – стоимостью 3-5 рублей. Они тоже приносили доход мастерской. В 19-начале 20 века считалось хорошей традицией дарить дочерям на пасху подвеску в виде яичка. Таким образом к замужеству у девушки собиралось приличное ожерелье, которое было и богатым украшением, и личным капиталом «на всякий случай». Так что затея собирать шармы для браслета – не современная выдумка.

-41

#подарки #пасха #новый год #Санкт-Петербург #Фаберже