Волею судеб пришлось мне покататься по нашим полигонам (и северному, и южному). Хочу рассказать вам, как выглядит старт космической ракеты для сотрудников. Очень впечатляющее зрелище, особенно, если видишь его в первый раз. Наблюдать старт, конечно можно и из бункера рядом со стартовой площадкой, но это не очень интересно. Там вы увидите все, как в новостях по телевизору. Разве что, бункер будет трясти - для придания реалистичности :-). Поэтому, большинство, кто не занят непосредственно в пуске, предпочитают смотреть "Вживую". Для этого есть несколько площадок, на которые вывозят персонал из гостиницы. Гостиница находится в километре от стартовой площадки и там во время старта находиться нельзя, поэтому площадки выбраны на возвышенностях в степи километров за 10 от места пуска.
И вот, в назначенный день всех из гостиницы собирают по списку, грузят в автобусы и увозят на смотровые площадки. На самом деле это не площадки, а просто место в степи, которое незаметно чуть выше.
Обычно, в одной из машин есть рация, по которой транслируют команды с пункта управления. Народ высыпает из автобусов и стоит ждет часа "Х".
Ракета ярко освещена большим количеством прожекторов на мачтах и поэтому сияет в степи как малюсенькая иголочка. В степи, на разные голоса, поют цикады. Народ комментирует, все ведь специалисты. У многих бинокли. Смотри, смотри - продувка!
И вот, наконец 3-2-1- зажигание, подъем! Степь, в полной тишине, ярко освещается вспышкой двигателей и потом иголочка ракеты начинает подниматься, волоча за собой яркий, огненный след. Все так-же поют цикады и в тишине ракета поднимается все выше и выше.
Вот уже приходится задирать голову, ракета начинает валиться по тангажу. Угол рассчитан так, что ракета на зрителей не попадет, но зрителям кажется, что ракета валится прямо на них! И все это беззвучно! Сами посудите, 330 метров в секунду скорость звука, километр за 3 секунды, значит 10 километров это пол минуты! За это время ракета успевает подняться приблизительно на 17 километров.
И вот, наконец, приходит звук. Да какой! В этом звуке есть все, и инфра, и ультразвук. Становится не по себе, аж в животе что-то неприятно резонирует.
Первая мысль, а как тогда там, в эпицентре? Там что твориться? А там, бывает от этого звука заклепки выпрыгивают из конструкций. Однажды нам вырвало бронированную дверь толщиной 20 см и отбросило ее метров на 10. В гостинице иногда лопаются стекла, а балконы все забиты, потому что от этих воздействий, они уже давно начали разваливаться. Бетон потрескался и балконы держатся исключительно на арматуре.
А бывает и совсем не хорошо. Ракета летит, и вдруг факел гаснет. Народ приседает и начинает перешептываться: "АВД" (Аварийное выключение двигателя). Это значит, что что-то пошло не так и с пункта управления подали команду на выключение. Звук еще идет, а ракете уже кирдык! С 17км она падает примерно секунд 20. Так что, когда далеко в степи вспухает облако наземного взрыва, шум ракеты, обычно еще идет. Звук резко обрывается и через некоторое время слышен взрыв, и затухающий шелест (это падают запоздавшие обломки). Над местом падения вспухает грибовидное облако, которое ядовито и поплывет незнамо куда! (может и на вас).
Ракета, как у нас говорят: "ушла за бугор". И с ней пропали наши многомесячные труды. А потом лезешь в соцсети, а там народ теории заговора выдвигает: "да болванку запустили и чтобы скрыть взорвали ракету". "Ничего не умеем" и все в таком духе. Бывает обидно.
Например, лет 15 назад у нас подряд три ракеты "протон" "ушли за бугор". И это при том, что надежность у них тогда была три девятки (Одна авария на 1000 пусков). И вдруг подряд 3 аварии! Долго искали. А ракеты постоянно дорабатывают. И вот обнаружилось, что при очередном изготовлении ракеты, не нашлось нужной стали, чтобы выточить болт-заглушку, который ввинчивался в сопло вместо датчика давления (использовался при отработке). Много лет ракета летала с этой заглушкой и все было нормально. А тут кинулись, а сталь такая больше не выпускается! Инженеры подобрали термостойкую сталь с параметрами даже лучше, чем были. И из этой стали изготовили болты. Сталь и правда оказалась хороша! Она расширялась от нагрева даже меньше чем старая. Это привело к тому, что при нагреве сопло расширялось, а этот болт нет! В результате, болт под давлением просто выдавливало из сопла! В образовавшуюся дыру начинало хлестать пламя из двигателя, прожигая трубопроводы с топливом и окислителем. Ну и взрыв!
На ракете каждый раз что-то дорабатывают, кто мог подумать, на этот злосчастный болт? Это я к тому, чтобы показать Вам, насколько космонавтика серьезное дело. Любая мелочь может стать фатальной. Собственно "протон" уже явно устарел, сейчас ему на смену пришли другие ракеты (например "Ангара").
Часто говорят, что Российская космонавтика уже не та, что вон там Маск и вообще. Лично мне не кажется, что все так критично. У Вас телевизор показывает? Связь есть? Глонасс работает? Значит, не так все плохо. А если денег дадут на серьезные не коммерческие проекты, то все у нас будет тип-топ!
А уж если научимся сами деньги печатать (как Американцы) то хоть куда! хоть на Луну, хоть на Марс а может и на Юпитер!
А решения Илона Маска мне не нравятся. В них по моему больше пиара. Вот в книге Марка Галлая я прочел такой афоризм: "Современные системы управления настолько заумны, а двигатели так мощны, что в принципе можно заставить летать даже топор. Но здравый смысл подсказывает, что если к топору приделать крылья и хвост, то ничего этого не понадобится.". Вот мне и кажется, что все эти Масковские "мехадзилы" это как раз из области топора с двигателем.
А его корабль для полета на Марс точно никуда не полетит. Там слишком много проблемных решений.