1 января 2024 г.
Американское издание "Нью-Йорк Таймс" пишет о катастрофе Южно-Корейского "Боинга 737" в аэропорту г.Муан, ссылаясь на отзывы экспертов и аналитиков случившегося происшествия с самолётом.
Причиной жесткого крушения лайнера, в котором выжили только два члена экипажа, назван ряд наложившихся друг на друга неоднозначных фатальных факторов.
Это и ремонт взлетно-посадочной полосы в аэропорту, которая была сокращена по длине пробега на 300 метров, и потеря пилотом контроля над двигателями и шасси, после того, как в двигатель попала птица, и установка в окончании полосы радиомаяка на бетонном фундаменте. Именно в этот ФУНДАМЕНТ И ВРЕЗАЛСЯ САМОЛЁТ, ПРОСКОЧИВ ВПП НА ФЮЗЕЛЯЖЕ без выпущенных шасси, И НЕ СУМЕВ ЗАТОРМОЗИТЬ.
После удара на большой скорости о рукотворный "холм" из бетона и земли высотой в два метра (а так же установленный на этом холме радиомаяк, тоже имевшем свою высоту в два метра), самолёт разлетелся на куски, и вспыхнул факелом в огне горящего авиационного керосина!
...Примерно такая же авиакатастрофа произошла сорок три года назад 18- го ноября 1981- го года в Норильске. Тогда, заходящий там на посадку, фактически новый, авиалайнер Ту-154Б-2 не долетел до полосы и при скольжении к ней зацепил правым крылом торцовый радиомаяк ,после чего развалился на куски.
Впрочем, подробности того случая были таковы.
" Рейс №3603 из красноярского аэропорта "Северный" вылетел с достаточно большой задержкой из-за плохих ноябрьских погодных условий в Норильске. Вместо 11 часов утра, самолёт поднялся в небо только в 17ч.38 минут. Полёт до Норильска составлял всего два часа.
На борту было 160 пассажиров и 7 членов экипажа. Командиром Воздушного судна был опытнейший летчик Геннадий Шилак.
Самолёт Ту-154 Б-2 летевший в Норильск был выпущен в марте 1981- го года и сумел налетать лишь 697 циклов "взлет-посадка" за семь месяцев эксплуатации. КВС Г.Шилака характеризовали, как испытателя, постоянно изучавшего машины на которых он летал. Во время рейса в Норильск Геннадий Шилак (имевший звание "Заслуженный пилот СССР") так же занялся проверкой работы автомата тяги и обучением своего второго пилота.
Заход на посадку в Норильске Г.Шилак решил проводить в специальном "директорном режиме" с включенным автоматом тяги, вместо общепринятой курсо-глиссадной.
Данный режим требует иметь расчетный вес самолёта при посадке. Экипаж имел расчет на вес воздушного судна в 78 тонн. Но это было фатальной ошибкой. При кратком взлете из Красноярска и кратком снижении в Норильске лайнер сэкономил 2 тонны топлива. К тому же и среди пассажиров с багажом был перевес ещё в четыре с лишним тонны - это сотрудники Красноярского аэропорта в спешке неправильно посчитали вес пассажиров.
В итоге лайнер весил все 85 тонн, а это означало многое при посадке с активацией автомата тяги в ручном режиме.
При повышенной массе самолёта ,посадка требовала увеличения скорости автоматом тяги на 5км/ч , а летчики отталкиваясь от веса в 78 тонн держали меньшую скорость посадки в 265 км/ч, в то время как требовалась скорость 270 км/ч.
Лайнер должен был зайти на финишную глиссаду для посадки, на расстоянии в 10 км от аэропорта и на высоте 500 метров. Но из-за ошибок в расчетах самолёт был снижен до высоты в 437 метров и зашел на глиссаду в 9 -ти километрах от аэропорта.
Геннадий Шилак уверенно управлял тяжёлой машиной и даже порыв попутного ветра помог ему приподнять лайнер и добавить ему посадочной скорости. Но на автомате тяги была установка скорости в 265 км/ч и он снизил скорость самолёт на посадку. Это приблизило землю...
Когда до посадки на ВПП было всего два километра всё вроде бы шло нормально. Но тут самолёт повинуясь автоматике начал слишком быстрое снижение из-за перебора веса.
Шилак потянул штурвал управления на себя, но руль высоты уже не слушался его. Оказалось, что большие отклонения штурвала на малой высоте были малоэффективны для конструкции самолёта - это выявила позже данная катастрофа при следственных действиях.
На высоте в 90 метров от земли скорость тяжелого лайнера упала до 260 км/ч.
Самолёт клюнул носом вниз, а Шилак ещё думал, что автомат тяги добавит скоростного режима двигателям и лайнер увеличит скорость полёта.
Когда самолёт устремился носом к земле, Шилак всё ещё тянул штурвал на себя до упора, но огромная машина не реагировала на его действия.
В этот момент в кабине прозвучал особый тревожный сигнал об опасном сближении с землёй.
Ещё за 9 секунд до столкновения с поверхностью, всё шло в полёте, как обычно. Но потом всё мгновенно поменялось. И самолёт упал на заснеженное поле в 475 метрах от торца ВПП.
Далее приводим фрагмент расшифровки финальных переговоров с диспетчером.
" Авиадиспетчер: Резко не снижайтесь, ниже десяти. Крик штурмана: Оценка-а-а! Командир (КВС) : Держать по приборам. Штурман: Решение! Авиадиспетчер видит что происходит, он кричит: Без снижения! Без снижения следуйте, 480, прекратите снижение! Второй пилот: Пи***ц! КВС: Всем взлетный! Бортинженер: Взлетный. Авиадиспетчер кричит: На второй круг уходите! КВС: Убрать шасси! Пи*** нам! "
Шилак и его команда успевает ещё дать двигателям взлетный режим, но неубранные стойки шасси тут же коснулись земли. Сразу все три. Самолёт на большой скорости скользит по целине и нос воздушного судна приподнимается готовясь к взлету.
В этот решительный момент задранный резко нос послужил тому, что хвост самолёта ударился сильно о землю. Неизвестно ещё чем бы всё закончилось , но буквально через пятьдесят метров впереди , этот лайнер ждало рукотворное препятствие в виде радиомаяка.
Самолёт врезается правым крылом в восьмиметровую каменную насыпь курсового радиомаяка и начинает разваливаться на несколько частей. При этом ещё повезло, что на месте крушения не возникло пожара...
Площадь разброса обломов составила до 300 метров в длину и 70 метров в ширину.
На месте от удара погибли сразу 79 человек пассажиров, а так же КВС, штурман, второй пилот и старший бортпроводник. Позже в течение недели в больницах Норильска не выжили ещё 16 пассажиров данного рейса.
Общее число жертв случившейся авиакатастрофы составило 99 человек.
Выжили 65 человек пассажиров, и три члена экипаж. Среди последних оказались бортинженер и два бортпроводника. При столкновении с препятствием "борт" разломило и люди высыпались в снег. Вместе с ними высыпался, по его воспоминаниям, и бортинженер...
Комиссия расследования пришла к выводу, что имели место конструктивные недоработки самолёта. Было выявлено, что на малой скорости самолёт практически неуправляем штурвалом "вверх-вниз". Данное крушение самолёта вошло в авиационные учебники под названием "катастрофа Шилака".
Экипаж был признан невиновным в случившемся. "
* * *