Найти в Дзене

О человеческой глупости и названиях самолётов Поликарпова

Когда я искал информацию по почтовым самолётам 30-х годов, то наткнулся на статью под названием «Самолёт П-2: первый воздушный почтальон отечественной гражданской авиации».

В статье говорилось о разработке первого специализированного советского почтового самолёта. Над которым сначала работал конструктор А.А. Семёнов, а в ходе работы его сменил Н.Н. Поликарпов.

Цитирую:

… задача была дополнена требованием предусмотреть не только доставку газеты «Правда», но и возможность перевозки пассажиров. Первый П-2 был в рекордные сроки достроен, уже в июле первый самолёт приступил к испытаниям.

Далее упоминается, что в качестве двигателя был выбран немецкий «Майбах», самолёт мог вмещать 5 пассажиров либо 540 кг почты. А пассажирская версия самолёта получила заводское название ПМ-1. Далее рассказывается, как самолёт этот пытался долететь до Парижа, но не смог из-за постоянных поломок.

Далее мы читаем:

В 1927 году работы над проектом почтового и пассажирского самолёта П-2 были возобновлены. В первую очередь была заменена силовая установка.
Обновлённая машина оказалась более удачной, и до получения окончательных результатов испытаний было принято решение о выпуске серии из 60 экземпляров. Был расширен и спектр применения этих самолётов. Появились учебно-тренировочные версии, а также борта для нужд Красной Армии, где они использовались в качестве разведчиков, а позже для доставки корреспонденции и грузов к линии фронта.

Однако далее мы читаем, что по итогам испытаний самолёт военными не был принят и:

В результате заказ на П-2 сократили вдвое, и все 25 построенных для Красной Армии борта были лишены вооружения и переданы в Осоавиахим. К началу 1933 года на почтовых и пассажирских перевозках работало 14 экземпляров П-2.

Ну и в завершении мы узнаём:

К середине 30-х готов эта модель утратила актуальность, поскольку в КБ Поликарпова был разработан новый самолёт П-5 («почтовый-пятый»). Самолёт оснащался более мощным 500-сильным двигателем М-17, развивал скорость до 244 км/ч и мог нести до тонны полезной нагрузки. Эта машина стала одним из самых массовых советских бипланов. Их было построено более 6 тысяч единиц, 1000 из которых эксплуатировалась как почтовые и грузопассажирские.

Вроде бы нормальное и интересное (написано грамотно с точки зрения русского языка и даже весьма увлекательно) описание по истории советской авиации. Но сразу бросается одна странность.

Вот фото самолёта П-2, который летал в Париж (подписи к рисункам я сохранил из статьи):

-2

А вот фото самолёта П-2 «второго поколения»:

-3

Мне одному кажется, что между этими самолётами слишком мало общего. Они явно из разных классов авиационной техники. Если вы также думаете, то вы совершенно правы.

Так в чём же дело?

Авторы статьи не удосужились посмотреть хоть какой-то авиационный справочник и в рассказе про один самолёт, смешали сразу несколько машин. Сбили с толку их названия самолётов, поскольку у Поликарпова было две машины с индексом П-2 (так же, как и две П-1). Причём, хотя индекс был одинаковый, полное обозначение у них разное — бывает и так.

Давайте внесём ясность. На первом фото мы видим самолёт, который именовался П-2, что означает «Пассажирский второй». Но также использовалось и обозначение ПМ-1, что означает «Пассажирский Майбах первый». Оба названия принадлежат одному самолёту, построенному в одном экземпляре и имевшему собственное название «Московский Авиахим».

Для почтовых перевозок этот самолёт никогда не предназначался, хотя, конечно, почту можно было возить на любом пассажирском аэроплане.

Этот самолёт действительно отправился в перелёт по маршруту Москва-Берлин-Париж-Москва, но долететь смог лишь до Берлина, где окончательно сломался. И на этом его история заканчивается:

ПМ-1 «Московский Авиахим»
ПМ-1 «Московский Авиахим»

Кстати раз есть П-2, то должен быть и «один». Название П-1 имела гражданская версия разведчика Р-1 — переработанная Поликарповым версия британского разведчика De Havilland D.H.9A. С разведчиков снимали вооружение и всё дополнительное военное оборудование, а кабина стрелка приспособливалась под приём мешков с почтой или какого-то иного груза. Но в данном случае есть некоторое расхождение, поскольку в П-1 на базе Р-1 индекс «П» означал «почтовый», а в названии самолёт ПМ-1 индекс «П» подразумевал «пассажирский».

Самолёт П-1
Самолёт П-1

Но у Поликарпова были и ещё самолёты с индексами П-1 и П-2.

И начнём с первого. Спроектирован он был Поликарповым как школьный или школьно-тренировочный самолёт и получил обозначение 2УБ III. Что означает двухместный, учебный, с двигателем БМВ III. По итогам испытаний военные решили принять самолёт на вооружение и изготовить десять машин. Обозначение новой машине дали П-1, что означает «Переходный первый», поскольку в дальнейшем его предполагалось использовать не для первоначального обучения, а в качестве именно переходного при освоении более сложных военных аппаратов.

Поликарпов П-1
Поликарпов П-1

В 1927 году Поликарпов для замены П-1 создал самолёт П-2, который планировали использовать не только как переходной самолёт, но и как корпусной разведчик. Последовал заказ на 60 машин.

Поликарпов П-2 (очень похож на Р-5, но гораздо меньше размерами. Р-5 длиной 10.56 м, а П-2 всего 7.84 м в длину)
Поликарпов П-2 (очень похож на Р-5, но гораздо меньше размерами. Р-5 длиной 10.56 м, а П-2 всего 7.84 м в длину)

Интересно, что самолёт П-2 испытывался одновременно с У-2. Но если У-2 стал массовым и известным, то П-2 по результатам испытаний в качестве разведчика строить совсем не стали, первоначальный заказ сократили вдвое.

Построенные самолёты ограниченно использовались как учебные и тренировочные. На 1 января 1932 года в составе ВВС Красной Армии числилось 25 экземпляров П-2, а через год осталось только 14.

То есть авторы статьи «Самолёт П-2: первый воздушный почтальон отечественной гражданской авиации» смешали вместе историю двух разных самолётов Поликарпова, которые имели одинаковые индексы, но относившиеся к разным классам. Причём, оба этих самолёта к почтовым перевозкам никакого отношения не имели.

Кстати, на приведённом выше фото, которое я взял из статьи, точно показана не загрузка почты в самолёт П-2 второго поколения, а погрузка почты в самолёт По-2 (если фото 1944 года) или У-2, если фото 1943 года. В любом случае, до того времён ни один из самолётов Поликарпова с индексом П-2 точно не дожил. Видимо, авторы не очень улавливают разницу между П-2 и По-2.

Впрочем, и завершающий абзац статьи про П-5 тоже показывает не шибко большие знания по истории авиации. Поскольку написанное всё-таки относится к разведчику Поликарпова Р-5, у которого действительно существовали почтовые версии: П-5 — на колёсном шасси, и Па-5 — на поплавках.

Такая вот забавная ситуация получилась из-за того, что авторы не захотели потратить 15-20 минут на то, чтобы разобраться в ситуации с самолётами Поликарпова. Но, зато у меня был повод познакомить вас с одной из страничек истории нашей авиации.

-8

В завершении порекомендую ещё свою статью:

Самолёты литовской авиации в Красной Армии