Моя давнишняя задумка: собрать основные понятия, которыми я регулярно оперирую в своих рассказах, в подобие справочника. Напишите, если интересно и стоит писать следующие части. Можно здесь, можно в ТГ-канале.
Некрополистика как вспомогательная историческая дисциплина — явление не современное. Если говорить только о России, то вопросами изучения и сохранения некрополей начали активно заниматься с XIX века. После революции интерес к кладбищам стал неприемлемым как в рамках антирелигиозной пропаганды, так и в контексте биографических исследований социально чуждых родов. Развернулось повсеместное уничтожение кладбищ.
В настоящее же время в обществе развиваются обратные процессы и хватает исследователей, которые интересуются кладбищами профессионально, популяризируют некрополистику.
В общем, некрополистика занимается изучением и сохранением истории через изучение и сохранение кладбищ. Она важна как для биографических изысканий, так и для историков архитектуры, искусствоведов, краеведов.
Само слово некрополь пришло к нам из Древней Греции и в переводе дословно означает "город мёртвых" (νεκρός — мёртвый, πόλις — город). Это название подразумевает большое количество захоронений, то есть несколько могил в крипте собора некрополем не являются.
Могильник — археологический термин, означающий комплекс погребений. Если присматриваться к музейным табличкам с пояснениями, то можно обнаружить, что очень многие древние экспонаты сохранились и были найдены именно в могильниках.
Древнейшие люди клали в могилы предметы, которые могут понадобиться усопшим в ином мире, и эти верования теперь помогают изучать быт, искусство, взаимоотношения, верования наших предков.
Изначально мертвых хоронили разрозненно, рядом со стоянками племени, но с эпохи мезолита появились специальные места для погребений, и именно их называют могильниками. К могильникам можно отнести и комплекс египетских пирамид, и курганные захоронения скифов.
Понятие "могильник" произошло, соответственно, от существительного могила. Учёные не сошлись во мнениях, откуда сие слово появилось, мне же больше всего нравится версия, что истоком было старославянское обозначение холма.
Не имеет внятной этимологии и слово погребение. Обычно им обозначение сам процесс предания тела земле, и тут синонимами становятся понятия "похороны" и "захоронение". Но в то же время "погребение" используется и как "могила", и, кстати, "захоронение" — тоже.
Ну хотя бы захоронение и похороны расшифровывать не нужно, в этих словах явственно видны отсылки к "хранить".
Кстати, в научной терминологии под "погребением" может пониматься и кремация тоже, но термин ингумация (от латинского in — "в" и humus — "земля") подразумевает исключительно захоронение в землю. И слово эксгумация теперь, думаю, расшифровывать не нужно.
Слово кладбище происходит от понятий "кладьба", "укладывать". У греков слово κοιμητήριον буквально означает "спальное место", то есть "усыпальница". По факту это обозначение территории, где производятся захоронения, не важно в каком виде: в мавзолеях, в саркофагах, в могилах и т.д.
Термин колумбарий имеет интересное происхождение. Оно пришло к нам из Древнего Рима, columbarium буквально означает "голубятня", из-за схожести ячеек колумбария с домиками для голубей. Это хранилище урн с прахом умерших. До революции кремация в нашей стране не использовалась по религиозным причинам (не беру в расчет первый российский крематорий 1908 года во Владивостоке, так как его выстроили для японцев). С приходом большевиков и постройкой первых крематориев колумбарии стали появляться повсеместно.
Заодно расшифрую слово крематорий, — оно латинское, crematio означает "сжигание". Словом "крематорий" обозначается как здание, в котором происходит кремация, так и сами печи для кремации.
Слово погост, хотя и используется в наше время чаще всего как синоним кладбища (обычно небольшого, сельского), издревле имело множество иных значений. Погост — еще и это:
— место торга, обычно заодно с постоялым двором, куда съезжались купцы;
— жилое подворье, обычно с церковью и обнесенное стеной, где собирались для торговли и сбора податей;
— селение, являющееся административным центром;
— просто небольшое селение с церковью и кладбищем при ней.
А всё потому, что в Древней Руси гостями называли купцов, — да не всех, а именно приезжих. Поэтому, к примеру, "погостить" и "погост" — вполне себе родственные слова. Хотя, повторяюсь, ныне у нас со словом "погост" совсем иные ассоциации.
Оссуарий — вновь понятие, пришедшее к нам из латыни, от слова os — кость. Этим словом обозначают хранилище человеческих останков (скелетированных причём) в любом из мест, будь то шкаф или декорированная костями часовня в чешском городе Кутна Гора. В нашей стране чаще всего подобные хранилища называют простым и понятным словом костница, но у нас их практически и нет, считанные единицы. Кажется, потому что места для захоронений всегда хватало.
Не то что, к примеру, на Святой горе Афон. Знаете, почему останки почивших братьев веками оказываются в местной костнице? Правильно: потому что места нет на горе. Поэтому хоронят так: умершего монаха предают земле без гроба, читают беспрестанно молитвы за упокой его души, а через три года... вырывают. И смотрят: получился уже скелет, или ещё нужно время. Появилась даже легенда, что если за три года плоть не истлела, то грешен был усопший, дюже грешен. Надо молиться поусерднее. И через какое-то время снова отрыть, проверить. И так до тех пор, пока от усопшего действительно не останется только скелет. Кости промываются в воде с вином и переносятся в местную костницу. А освободившаяся могила... готова принять следующее тело.
Крипта — от древне-греческого κρυπτή, "тайник". Это уже архитектурный термин, однако неразрывно связанный с захоронениями.
То есть словом "крипта" называют подземное церковное помещение (или несколько помещений), в которых производились захоронения. Изначально, ещё в римских криптах при Константине Великом, там хранились мощи святых или мучеников. Впоследствии места стали предоставлять и духовным либо светским властям.
Интересна ширина значений для слова усыпальница, которое у нас не заимствованное и вполне понятное для расшифровки. Это и место захоронения для родственников, то есть членов семьи одного рода. Как усыпальница Годуновых в Сергиевом Посаде.
Но в то же время это и место захоронения кого-то особенно знатного. Например, Архангельский собор в Москве стал усыпальницей для московских великий князей, а после — и царей. И мавзолей Владимира нашего Ильича — тоже усыпальница по факту, одиночная.
Но мавзолей подразумевает и большую пышность, и дополнительные помещения. Он возводится для одного человека или для нескольких отдельных склепов. В нашем словаре это первое понятие, которое произошло от имени собственного, а именно — от пышной усыпальницы, выстроенной для карийского владыки Мавсола. Он жил в 377-353 гг. до н.э., а гробница, которую выстроила ему жена (и сестра) Артемисия II, стала одним из Семи чудес света, наряду с Родосским Колосом и Александрийским маяком.
К сожалению, в 12–14 вв. н.э. мавзолей был разрушен землетрясением, а остатки разобраны на другие нужды. Ныне от него остались только небольшие камни основания, да несколько статуй и прочих артефактов по музеям.
Значение "усыпальница" часто употребляется в качестве синонима значения "склеп". Существуют такие смешения, как "фамильный склеп", "семейная усыпальница" и так далее.
Склеп — слово, пришедшее к нам из польского языка, sklep означает "свод", "подвал". Это специальная постройка, в которой помещается гроб, зачастую в "подвальной" части. То есть по сути покойный не захоранивается. Склепы бывают для отдельных людей или для членов семьи. И возводятся или на кладбище, или даже за его пределами.
В целом это место упокоения для людей достаточно знатных, и поэтому массивная, запирающаяся постройка не только показывала статус, но и охраняла тело от воров.
Логической парой к склепу стала кладбищенская часовня. При этом захоронение человека или, опять же, членов одной семьи, чаще оказывается в подвале такой часовни, а то и вовсе часовня ставится над захоронением. В отличие от склепа, в такой часовне можно и помолиться об умершем, а то и заказать проведение заупокойной литии, если размеры помещения позволяют конечно.
Хотела следом написать о заупокойной литии, но дальше там такой хвост тянется, что, пожалуй, оставлю это до следующего рассказа. А пока завершаю повествование.
В выходные нового рассказа не будет. А почему - следите за путевыми заметками в ТГ-канале. В общем, потом реабилитируюсь. Это будет последнее путешествие в году (кратковременные вылазки не в счёт), и я очень его жду :)