Финальный обзор*
Может ли Nokia 808 PureView, выпущенный в далёком 2012 году, по праву называться камерофоном? После нескольких месяцев использования камеры в современных реалиях, могу с уверенностью заявить: насколько интересен фотомодуль с технической стороны, настолько неинтересно и непрофессионально выполнен дизайн фотоприложения (программы). В результате, мы получаем аппарат, которым неудобно фотографировать в творческом режиме. По сути, при всём своём потенциале, на стандартном фотоприложении, Nokia 808 PureView остаётся простой "мыльницей".
Запуск
Покупаю свой экземпляр Nokia 808 PureView в феврале 2022 года за 5000 рублей. Из славного города Воронежа ко мне приезжают почти одновременно две уникальные фотокамеры: наш сегодняшний герой обзора и просьюмер Leica Digilux 2. На сегодняшний день Leica уже умерла от обязательной для модели проблемы с датчиками Sony, а Nokia имеет проблемы с гнездом micro USB.
На борту Nokia 808 16Гб памяти. Если вы планируете использовать телефон только как фотокамеру, этого вполне может хватить. Есть поддержка съёмных карт памяти microSD объемом до 32Гб (возможно - даже много больше). Карта памяти расположена под батареей в батарейном отсеке. Вы можете использовать стандартный кабель micro USB для переноса данных на компьютер.
Аккумулятор камерофона Nokia 808 PureView легко заменяем. Здесь используется батарея Nokia BL-4D. Старайтесь покупать оригинальные батареи, т.к. неоригинальные низкого качества вздуваются и быстро приходят в негодность.
Nokia 808 не нуждается в каких-либо аксессуарах, подобных чехлам. Вы можете не переживать за сохранность стекла, прикрывающего объектив камеры. Опыт небрежной эксплуатации показывает, что случайно поцарапать это стекло практически невозможно.
Каких-либо афокальных насадок к данной модели фотоаппарата не выпускалось. "Из коробки" вы получаете гарантированные 8Мп в режиме PureView; объектив F2.4; программный 2х зум; встроенную подсветку автофокуса; небольшую, но настоящую вспышку; встроенный ND-фильтр; FullHD с неплохим звуком (но без какой-либо стабилизации изображения); сменную карту памяти; заменяемый аккумулятор.
Датчик изображения
Напомню вам, что только в 2021 году (через девять (!) лет) рекорд Nokia 808 по размеру датчика изображения и числу на нём субпикселей будет побит Xiaomi Mi 11 Ultra (в Panasonic Lumix CM1 сенсор в дюйм несёт на борту лишь 20Мп).
Из интервью с одним одним из создателей Nokia 808 PureView Юхой Алахарью (Juha Alakarhu): "Идея камеры сверхвысокого разрешения, встроенной в телефон, родилась в 2007 году в токийском баре с моим боссом Ээро Салмелином. Вначале мы были сосредоточены на развитии технологий: оптики, сенсора, механики, алгоритмов (и множества других деталей). Реальная производственная программа была начата намного позже".
Немного необходимой технической информации: в смартфон Nokia 808 PureView установлен 1/1,2-дюймовый сенсор Toshiba HES9 CMOS (CIS) (41 МП). Размер рабочей поверхности датчика 10,67×8,00 мм. Это чуть меньше, чем датчик оригинального (первого) Sony RX100 из того-же 2012 года (20,2 МП, 1 дюйм, 13,2×8,8 мм). Интересно, что Sony купит бизнес сенсоров изображения Toshiba уже в 2015 году за 155 миллионов долларов. Nokia 808 PureView - наверняка, один из самых сильных аргументов в пользу этого решения.
Размер пикселя составляет 1,4 мкм. Смартфон предлагает 7152x5368 реальных пикселей (38,4 МП) для изображений с соотношением сторон 4:3. Или 7728x4354 реальных пикселей (33,6 МП) для изображений 16:9.
Объектив
Nokia 808 PureView оснащен объективом, маркированным как "Carl Zeiss" с эквивалентным фиксированным фокусным 28 мм (4:3) или 26 мм (16:9). Вполне вероятно, что разработчиком оптики может быть Toshiba. Или, как минимум - производителем. У меня нет уверенности, что это чистокровный Carl Zeiss. Что ни в коей мере не умаляет достоинств этого простого, но эффективного объектива.
Объектив конструктивно состоит из 5 оптических элементов в 1 группе. При фокусировке сдвигается вся группа линз относительно датчика изображения. Все поверхности линз асферические, одна линза из литого стекла с низкой дисперсией. Максимальная светосила F2.4. Хотя объектив называется Tessar, он не имеет ничего общего с оригинальным Tessar.
Подобно объективам в большинстве оптических систем Zeiss Planar или Tessar, фокусировка достигается путем изменения расстояния группы линз до датчика изображения. Преимущество этой конструкции в том, что не требуется подвижная фокусная группа, а значит - не требуется дополнительного адаптивного оптического элемента в обеих типах групп (подвижном и неподвижных).
Объектив состоит только из 1 группы элементов, что обеспечивает высокостабильную, точную механическую юстировку. Линзы частично изготовлены из пластика, что обеспечивает достаточную стабильность при таком размере. Использование пластика позволяет создавать элементы экстремально асферической формы.
Благодаря сравнительно большому сенсору и относительно быстрому объективу (F2.4), Nokia 808 PureView имеет довольно малую глубину резкости. Она эквивалентна F8.
Объектив оснащен механическим затвором и фильтром нейтральной плотности (приблизительно ND8, 3 ступени диафрагмы).
Обратите внимание и на тот факт, что при использовании программного зума используется только центральная часть объектива. И он с честью держит испытание! Объектив здесь не менее удивителен, чем датчик изображения! Повторюсь, что с технической стороны фотомодуль камерофона Nokia 808 PureView и математический обсчёт данных безупречны. Проблемы здесь на уровне пользовательского дизайна фотокамеры.
Передискретизация пикселей
Очень важно быстро обработать информацию с 41Мп датчика изображения. Смартфон Nokia 808 PureView использует процессор Broadcom BCM2763 1,3 ГГц, выполненный по 40нм технологии. Оперативная память - 512 Мб. Уже на момент выхода телефона процессор не новый - его анонс состоялся ещё в конце 2009 года. Процессор поддерживает камеры максимум с 20Мп датчиками изображения, поэтому Nokia приходится оснастить смартфон сопроцессором для работы с их выдающейся камерой. Сопроцессор позволяет получать изображение с более низким разрешением с передискретизацией пикселей (8Мп, 5Мп или 3Мп). Он же необходим при использовании цифрового зума без потерь.
Сама идея передискретизации пикселей ещё более революционна, чем огромный датчик с 41Мп на борту. Nokia оказываются первопроходцами на этом направлении.
В 2012 году нам впервые продают технологию передискретизации пикселей. 38 миллионов эффективных субпикселей пересчитываются в удобное и разумное высококачественное пятимегапиксельное изображение (по умолчанию на камере Nokia 808 установлена именно эта настройка). Сегодня эта функция есть во всех самых дорогих камерах и обозначается разными терминами.
Например, вместе с Leica M11 немецкая компания впервые презентовала технологию TripleResolution - способность камеры записывать RAW-файлы с пониженным разрешением 36 или 18 мегапикселей. В Leica прямым текстом утверждали, что "оптический потенциал" её замечательной оптики может быть раскрыт только в этих режимах.
Конечно, что-то подобное существовало и раньше. Например, мой Canon EOS 1D Mark III мог создавать RAW-файлы плотностью 3Мп. Но только Nokia, сочетая уникальный датчик изображения на 38Мп и передискретизацию, показала, что избыточное число субпикселей на датчике могут иметь серьёзное практическое значение.
Из интервью с одним одним из создателей Nokia 808 PureView Юхой Алахарью: "В режиме по умолчанию камера делает 5Мп изображения, и качество этих 5Мп изображений просто потрясающее. Нам нужно разделить две вещи: выходное разрешение - какое количество мегапикселей реально необходимо вам, входное разрешение - каково исходное разрешение датчика, который используется для захвата изображения. Когда у нас есть огромное входное разрешение, у нас есть много преимуществ: передискретизация улучшает отношение сигнал/шум, динамический диапазон, а выходные файлы имеют очень естественный необработанный вид без признаков интерполяции, повышения резкости или фильтрации шума".
Идея с передискретизацией пикселей настолько важна для Nokia, что эта технология находит отражение в названии модели смартфона - PureView. Так её назвали в Nokia. PureView - третье выдающееся достижение в одной модели камерофона, наряду с уникальным объективом и датчиком изображения.
Передискретизацию пикселей удобно производить на телефоне. С другой стороны, вы можете получить куда более интересные результаты, снимая постоянно на максимальных 38МП и затем, на компьютере, уменьшая снимок на 50% до 9,5Мп (превращая каждые 4 субпикселя в 1 суперпиксель). Это несложно, используя пакетную обработку файлов. Результат будет лучше.
Цифровой зум без потерь
Технология PureView даёт вам качество фотографии, сравнимое с системной камерой. Кроме того, PureView делает возможным использование на Nokia 808 цифрового зума без потерь. В режиме 3Мп вы получаете эквивалент 3,6х «зума», в режиме 5Мп - 3х и около 2х в режиме 8Мп. Это не совсем одно и то же, что вырезание фрагмента кадра из изображения с использованием Photoshop. Параметры экспозиции пересчитываются под кроп и сопроцессор проводит дополнительную обработку сырых данных. Кроме того, в Nokia удалось создать удобную и эффективную систему управлением цифровым зумом в режимах PureView.
Из интервью с Юхой Алахарью: "До 808 PureView мы довольно долго работали с оптическими зумами, и у нас было два продукта с оптическим зумом на рынке (N93 и N93i). Тем не менее, есть некоторые очень большие проблемы с технологией оптического зума в мобильных телефонах.
Чтобы сделать такие объективы достаточно компактными, размер сенсора нужно уменьшать, что приводит к плохому или среднему качеству изображения. Кроме того, оптика становится сложной, с очень большим количеством элементов и двумя движущимися группами. Даже если конструкция оптики выглядит хорошо на бумаге, производственные допуски могут серьезно ухудшить ее характеристики в реальных условиях.
Еще одна проблема — диафрагма — в положении телеобъектива число диафрагмы будет довольно маленьким. Это, очевидно, ухудшит характеристики при слабом освещении, но также снизит резкость из-за дифракции. Другая проблема заключается в том, что время экспозиции может стать слишком большим, что приведет к большому проценту размытых изображений из-за шевеленки".
Вместе с Nokia 808 и технологией PureView пользователю фотокамеры на телефоне предлагают эффективный цифровой зум. Больше не нужно быть привязанным к эквиваленту 28 мм. Пусть этот зум не является впечатляющим, это всё же много лучше, чем ничего.
Общий дизайн
Границы кадра вы будете определять по AMOLED-дисплею в 4 дюйма по диагонали, 360×640 точек (230.400 пикселей). Это очень и очень немного даже по меркам компактных камер, я уже молчу о дисплеях смартфонов. Это очень скромный результат даже для 2012 года. Дисплей сенсорный (выбор точки фокусировки касанием), ёмкостный, поддерживает multi-touch.
Блок камеры на смартфоне выдающийся не только в техническом аспекте, но и в физическом. Блок камеры выдвинут за пределы корпуса почти на 5 мм. Размеры камерофона достаточно небольшие по современным меркам: около 6 см в ширину, 12 см в высоту и около 12 мм в толщину в узком месте. Вес составляет всего 170 граммов.
Корпус выполнен из пластика. Задняя крышка съёмная. Под ней съёмный аккумулятор, SIM-карта и отсек для карты памяти microSD. Есть крепление для кистевого ремешка. И самое главное - отдельная физическая кнопка спуска затвора.
Почти Leica Q2?
Когда я работал с Nokia 808 PureView, меня не покидала мысль сравнить легендарный камерофон 2012 года с возмутительно дорогой Leica Q2. Между ними, кажется, больше общего, чем можно подумать... Конечно, я не смогу провести "перестрелку" между этими камерами, их сравнение "лоб в лоб". У меня нет Leica Q2.
На даже "на бумаге" Nokia 808 оказывается неожиданно технически близкой Leica Q2. Вся разница между смартфоном и фотоаппаратом - вы не поверите - заключается в том, что один аппарат - смартфон, а другой - фотокамера. У вас будет больше возможностей тонкой настройки на последнем. Там будет правильный фотографический дизайн, что крайне важно для любого фотоаппарата. Но, повторюсь, технически системы близки!
В Leica Q2 больше мегапикселей, они крупнее (полнокадровая матрица с разрешением 47,3Мп), а объектив имеет тот же широкий угол в 28 мм - Summilux 28 mm f/1.7 ASPH. У Leica Q2 те-же проблемы, что и у Nokia 808. И решаются они сходным образом: Leica Q2 предлагает цифровой зум. Нажатие небольшой немаркированной кнопки на задней панели камеры приводит к переходу на эквиваленты с фокусным расстоянием 35 мм, 50 мм и 75 мм, что позволяет получать изображения с разрешением 30 мегапикселей, 14,7 мегапикселей и 7 мегапикселей соответственно (обычный кроп с матрицы). Вот такие получаются "портреты" в семь мегапикселей на фотокамере за 300.000 рублей...
Может быть, Nokia 808 PureView лучше, чем Leica Q2?
Первое преимущество камерофона - цена. За работоспособный экземпляр Nokia 808 на вторичном рынке просят от 7000 рублей (на момент написания статьи). Согласитесь, что это несколько меньше 300.000 рублей за Leica Q2.
Очевидно, что Nokia 808 значительно легче и компактнее Leica Q2. Его всегда удобно брать с собой, в то время как камеру за сотни тысяч рублей вы далеко не везде решитесь взять. Платить за удобство приходится размером матрицы (почти дюйм, что всё равно далеко от полного кадра).
Leica Q2 предлагает ступенчатый цифровой зум - эквиваленты фокусных расстояний в 35 мм, 50 мм и 75 мм. Nokia 808 предлагает плавный зум с фиксированным разрешением в 8Мп, 5Мп или 3Мп. Плавный зум всегда лучше. При этом, управление цифровым зумом реализовано очень удобно и изящно - даже лучше, чем в iPhone.
Вы будете в недоумении, но в светосильный объектив Leica Q2 (F1.7) не встроен ND-фильтр (!). Копеечная экономия! Вследствие этого, компактная камера за 300.000 рублей может создать вам ряд неудобств. Объектив Nokia 808 оснащен встроенным фильтром нейтральной плотности. Наличие встроенного ND-фильтра - существенный плюс, пусть объектив Nokia 808 и не такой яркий (F2.4).
В макросъёмке обе камеры имеют удивительно схожие возможности: Nokia 808, как и Leica Q2, может сфокусироваться с минимального расстояния в 17 см. Для более крупного плана придётся прибегать к кропу.
Отвратительный пользовательский интерфейс
Просто замечательно, что Nokia нашла смелось использовать подобные датчик изображения и объектив в своём камерофоне Nokia 808 PureView. Технология PureView замечательна для своего времени. Управлением цифровым зумом без потерь реализовано даже лучше чем на iPhone.
Ужасно то, что потрясающий модуль камеры Nokia снабдила устаревшим программным обеспечением в целом ("мёртвая" операционная система Symbian), и примитивным фотоприложением - в частности.
Кунал Дуа, gadgets360.com, 2013: "Если вы ищете камеру, которая может совершать звонки, купите Nokia 808, потому что с этими двумя вещами она справляется очень хорошо. Однако, если вы хотите эффективную электронную почту, браузер, приложения социальных сетей или игры, ищите дальше, потому что Symbian не подходит".
Барни Бриттон, dpreview.com, 2012: "В качестве камерофона Nokia превосходит своих конкурентов и значительно сокращает разрыв между специализированными камерами и портативными устройствами связи до такой степени, что кажется окончательной конвергенцией. Модель 808 доказывает, что Nokia может внедрять инновации, и ее технология PureView пользуется большим интересом у серьезных фотографов, поскольку она является одной из самых важных инноваций в мобильной фотографии с тех пор, как пять или около того лет назад наступила эра смартфонов".
Одна и та же мысль подчеркивается каждым из обозревателей - Nokia 808 PureView, не являясь и близко удобным смартфоном, остаётся мобильным телефоном с лучшим из существующих фотомодулем. Лучшим технически.
С другой стороны, использование фотомодуля на Nokia 808 далеко не так удобно, как хотелось бы. Дело в своеобразной "шизофрении" с пользовательскими наборами настроек (K1, K2 и K3) в "Художественном" режиме - единственном, где вам доступны хоть какие-то возможности управления. Используя "художественный" режим вам постоянно придётся проверять все съёмочные параметры. Более того, при работе в этом режиме, после отснятого кадра, я рекомендую возвращать настройки к выбранным значениям. Иначе, риск запороть следующий кадр будет чрезвычайно высок.
Nokia 808 PureView, определённо, стремится быть камерой "наведи и снимай". Использование "художественного" режима - боль и разочарование.
Художественный режим
"Художественный" режим предлагает вам сохранить три набора настроек. Учитывая это число наборов, разумно для K1 прописать полное разрешение 38Мп с соотношением сторон 4:3, обычное качество JPEG (достаточное качество для большинства съёмочных ситуаций, RAW камера всё равно не отдаёт); для K2 - 8Мп PureView (4:3), обычное качество JPEG; для K3 - 5Мп PureView (4:3), высшее качество JPEG. Эффекты цвета, параметры насыщенности, контраста и резкости я оставляю во всех наборах настроек - по умолчанию.
Нажав и удерживая палец на экране, можно вызвать меню "Режим фокусировки". Предлагаются четыре настройки: автоматический режим, бесконечность, геперфокальный, крупный план (макро). Полезная для Nokia 808 опция.
Мне не очень нравится точность автофокуса на моём экземпляре 808-го. Поэтому, использование предустановок будет лучшей возможностью получить резкие фотографии. Ручной фокусировки на фотоаппарате нет.
Слева от видоискателя вы можете видеть пять программных кнопок.
Вспышка может быть установлена в автоматическом режиме, принудительно включена или выключена, есть режим подавления красных глаз. Напомню, что смартфон оснащён как сверхярким светодиодом, так и полноценной вспышкой.
Следующая программная кнопка отвечает за установку экспокоррекции во впечатляющем диапазоне от -4eV до +4eV. При установке экспокоррекции внизу экрана выводится гистограмма.
Баланс белого, помимо автоматического режима, предполагает такие настройки, как солнечно, облачно, лампа накаливания, лампа дневного света. Без возможности регулировать силу изменения настройки.
Со следующей кнопкой будьте предельно осторожны - это настройка ISO. Настройка может быть автоматической. Помимо этого, вы можете выбрать конкретные эквивалентные значения: 50ISO, 100ISO, 200ISO, 400ISO, 800ISO и 1600ISO. Всё бы ничего, но выбранное значение не выводится на экран. Вы просто видите, что кнопка "ISO A" стала "ISO M". Очень легко запороть серию кадров, забыв проверить этот важнейший параметр.
Отсутствие визуализации значения выдержки, диафрагмы и ISO - удивительная недоработка со стороны дизайнеров Nokia, создававших что-то на замену традиционному фотоаппарату.
Последняя программная кнопка определяет режим работы встроенного ND-фильтра. Хотя, как мне кажется, этот параметр не требует выноса на такое почётное место, т.к. включение его в автоматический режим - единственно правильное решение.
Настройки этих программных кнопок запоминаются и могут быть уникальны для каждого из трёх наборов "художественного" режима. Что вносит дополнительную путаницу.
Вместе с Nokia 808 PureView вы не контролируете выдержку и диафрагму (только ISO). Ключевые параметры съёмки (выдержка, диафрагма, ISO) не отображаются на основном экране ни во время съёмки, ни после. Во всяком случае - в стандартном приложении для фото и видео, на стандартной прошивке. Учитывая возраст аппарата и отсутствие поддержки - другого у вас, скорее всего и не будет. Всё это делает 808-ю очень примитивной в управлении камерой.
Ложка мёда в бочке дёгтя - Nokia 808 PureView имеет на корпусе отдельную физическую кнопку спуска затвора. Наряду с программной кнопкой справа. Абсолютно правильно и то, что даже на заблокированном смартфоне можно сразу войти в приложение для съёмки фото нажав эту кнопку. Это действительно очень удобно и ставит 808-й на ступеньку повыше, чем популярные смартфоны того времени с неплохо реализованной функцией фотокамеры.
Можно ли было сделать лучше? Думаю, можно было бы подойти к реализации PureView принципиально иначе: функция могла бы быть включена или выключена. При выключенной функции у вас был бы смартфон с датчиком изображения на 38Мп и фокусным объектива экв. 28 мм. При включении функции снимки всегда бы сохранялись в режиме 8Мп, 5Мп или 3Мп - в зависимости от того, какой цифровой зум вы задавали при съёмке. Больше зум - меньше плотность изображения. Параметры соотношения сторон, настроек обработки изображения, настройки ISO, вспышки и прочее - настраивалось бы стандартно в отдельном меню.
Я не понимаю, зачем потребовались эти сложности с тремя режимами съёмки (автоматический, режимы, художественный), где в художественном - целых три пользовательских настройки (K1, K2 и K3). Гибкость настроек и визуализация недостаточны для профессионала. Вместе с тем - вся эта "каша" с настройками запутывает фотолюбителя.
На примере Nokia 808 PureView вы видите, что недостаточно предложить инновационный объектив, датчик изображения и технологию с передискретизации пикселей. Нужно ещё дать пользователю адекватный камере интерфейс управления. Ведь то, что я вижу на 808-м - крайне неудовлетворительный дизайн.
Рецепты художественного режима
Наиболее оптимальным решением будет использовать при съёмке весь датчик изображения в режиме 38Мп (28мм экв. фокусное расстояние без возможности использования цифрового зума). Прочие настройки: формат 4:3, минимальное сжатие JPEG, ISO50, насыщенность +1, контраст -1, резкость -1. Автоматический режим фокусировки с указанием точки по сенсорному экрану. Автоматический баланс белого. Автоматический режим использования ND-фильтра. Учитывая единственно возможный вывод в JPEG, снимал с брекетингом экспозиции (3 кадра, -0,7...+0,7eV).
На полном разрешении, при использовании брекетинга, нужно обязательно задать точку фокусировки вручную, по которой фотоаппарат будет фокусироваться каждый следующий снимок в серии. Между снимками будет интервал, необходимый на очистку буфера и запись кадра. Нужно подождать. Запуск съёмки серии лучше производить программной кнопкой, а не аппаратной (чтобы не сбить точку фокусировки).
При сохранении изображения можно делать ресайз картинки на компьютере до 75% от оригинала, что обеспечит сохранение снимка в приятном качестве, практически без потери мельчайших деталей и в размере 21Мп ("вес" файла уменьшается где-то в 1,5 раза).
Качество картинки с Nokia 808 PureView нужно признать впечатляющим, особенно для 2012 года. Единичные современные смартфоны способны обеспечить аналогичное гладкое изображение без "акварелей".
Единственным серьёзным ограничением при использовании всех возможностей 808-й станет встроенный объектив с фиксированным фокусным расстоянием экв. 28мм. Это достаточно широкий угол, подходящий далеко не под все сценарии съёмки. Цифровой зум без потерь - интересный, но компромиссный вариант. Будет снижение качества картинки до 8Мп или 5Мп. При вырезании фрагмента из кадра вы так же будете терять в детализации.
Canon EOS 1D Mark III против Nokia 808 PureView
Провёл сравнение цифровой зеркальной камеры высокого уровня Canon EOS 1D Mark III, выполненные на отличный объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM с уникальным для своего времени камерофоном Nokia 808 PureView.
На камерофон я снимал в режиме 8Мп для того, чтобы обеспечить фокусное расстояние, эквивалентное цифрозеркалке. Попросту говоря, на 808-м я использовал цифровой зум без потерь. Кадры с фотоаппаратов приведены ниже (первым кадром в галерее ставлю снимок с 1D Mark III).
Canon с первого кадра давал нужную картинку. Цвет сбалансированный и пригодный для дальнейшей редакции. В данной съёмочной ситуации F5.6 оказалось универсальным значением (F8.0 дало менее интересную картинку и я не использовал эти кадры). Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM - один из лучших объективов EF, поэтому 8Мп-ной системе от Nokia конкурировать с японцем тяжело.
Тем не менее, 808-я неплохо держится. На Nokia 808 PureView мне пришлось делать несколько кадров, чтобы получить удачный вариант. Внутрикамерная обработка снимка агрессивная. Зато цвет жирнючий. RAW камера не отдаёт. Камерофон мог бы справиться ещё лучше, но в стандартной программе я не могу регулировать диафрагму или выдержку, параметры внутрикамерной обработки JPEG - мало инструментов для работы над снимком.
Уже дома Canon EOS 1D Mark III сделал сэппуку и отказался включаться, выдав ошибку "Err 20". Nokia 808 PureView продолжал работать.
Другие сценарии использования
Nokia 808 PureView использует современный размер SIM-карт и по прежнему остаётся сотовым телефоном.
Телефон можно использовать как диктофон и для записи видеофайлов (вплоть до FullHD). В записи видео, Nokia 808, конечно, сильно уступает iPhone. Здесь нет какой-либо системы стабилизации - обязательно требуется стабилизированный подвес, монопод или штатив. Автофокус не впечатляет своей скоростью. Съёмка видео с рук на Nokia 808 PureView - достаточно утомительное занятие и малопродуктивное занятие.
Свободный обмен файлами с телефоном через USB - полная противоположность закрытой системе iPhone. В природе есть адаптер с полноценным USB-выходом для прямого подключения к телефону флэшки. По умолчанию используется файловая система FAT32, что накладывает ограничение на размер файла до 4Гб. Приложение "Файлы" позволяет просматривать всю файловую структуру на всех дисках телефона.
Можно воспроизводить аудиофайлы. При просмотре видео могут быть обычные проблемы с кодеками. Nokia 808 PureView "из коробки" без проблем открывает форматы Microsoft Ofice: Word, PowerPoint, Exel. Открывает PDF-файлы.
Есть выход HDMI, а значит Nokia 808 PureView можно напрямую подключить HDMI-кабелем к проектору или телевизору. Телефон может быть достаточно интересным для людей, регулярно проводящих выездные презентации.
Что касается интернета, соцсетей, мессенджеров, почты и другого, то, думаю, заставить Nokia 808 PureView работать с ними полноценно удастся вряд ли. Какие то "костыли", может быть, и существуют, но всё будет далеко не так удобно и надёжно, как на современных смартфонах.
Вывод
В завершение статьи лишь перечислю те четыре революции, которые привнесла в цифровую фотографию Nokia 808 PureView:
- Объектив сверхкомпактного устройства, подобного смартфону, может быть столь же качественным, как объектив на вашей системе.
- Внутри сверхкомпактного устройства, подобного смартфону, можно разместить датчик размером с датчик просьюмера и с разрешением среднеформатной системы.
- Впервые была применена идея передискретизации пикселей (технология PureView), аналоги которой сегодня широко применяются в фотоиндустрии.
- Сам по себе факт существования смартфона, подобного 808-му и качество получаемых с него фотографий, окончательно поставил точку в борьбе за фотолюбителя между просьюмером и смартфоном - оказалось что камера смартфона вполне может заменить фотоаппарат.
Есть и серьёзная проблема: отсутствие динамического диапазона. В сложных съёмочных условиях вы получите начисто потерянные переэкспонированные участки кадра. Учитывая тот факт, что 808-й не отдаёт RAW-файл, сделать что-то с этим будет крайне сложно. Катастрофически не хватает функции HDR. Встроенный ND-фильтр не вытягивает.
Не забывайте и об отсутствии какой-либо стабилизации изображения. Здесь этого просто нет.
Можно по разному относиться к фотографированию на смартфоны. Мне фотографировать на смартфон неприятно и неудобно. Процесс не приносит удовольствия.
Всё вышеперечисленное не исключает того, что в своё время этот аппарат совершил несколько маленьких революций в области цифровой фотографии.
Я невольно представляю себе, а что, если бы на базе Nokia 808 в компании решили создать настоящий просьюмер, оснастив его серьёзным объективом? Сохранив телефонную часть. Смог бы он составить конкуренцию таким фотокамерам, как Sony RX100?
Все финальные обзоры* старых цифровых фотокамер
Моя небольшая коллекция
* Финальный обзор пишется с нуля или компонуется из материалов ранее опубликованных на канале. В любом случае - это не окончательный текст. Возможны исправления и существенная доработка текста