Финальный обзор*.
Перед вами одна из самых последних и прогрессивных Sony Digital Mavica с записью фото и видео на дискеты 3½ дюйма (floppy disk, 1,44Мб) из 2000 года. На дискету Sony MVC-FD95 сохраняет 4 (четыре) фотографии в максимально возможном качестве. За одну фотопрогулку исписываю, в среднем, пачку дискет (10 штук). Из выполненных фотографий сохраняю не более 20-ти общим "весом" до 7Мб (семь мегабайт дискового пространства на все двадцать снимков). Сегодня сложно представить фотоснимки в таком малом размере.
Романтика 2000-го
Начало 2000-го года изобилует интереснейшими моделями цифровых фотокамер, завоёвывающих массовый рынок. Плёночная фотография ещё "в деле" и двухмегапиксельная FD95, как и многочисленные её цифровые "братья", ещё не могут соревноваться с хорошим плёночным фотоаппаратом. Паритет наступит при плотности цифрового изображения в 5-6Мп. Это будет скоро и, по прежнему - очень и очень недешево. В 2000-м году цифровые системы берут удобством: цифровое изображение органично вписывается в цифровую (компьютерную) среду обработки. При этом большинство пользователей остаются "на плёнке".
Sony MVC-FD95 анонсирована 2 февраля 2000 года. Согласно пресс-релиза, новая на тот момент линейка Digital Mavica включает камеры Sony MVC-FD85, Sony MVC-FD90, Sony MVC-FD95. Все три станут доступны уже в мае 2000 года по цене 700, 800 и 1000 долларов соответственно. Sony MVC-FD73 Digital Mavica (модель 1999 года) ещё некоторое время будет выпускаться по цене в 500 долларов. Таков круг актуальных фотокамер Digital Mavica на начало 2000 года.
Согласно пресс-релиза, "цифровая камера Mavica MVC-FD95 поднимает планку, сочетая простоту использования дискет с 2,1-мегапиксельной CCD-матрицей Super HAD™, мощным 10-кратным оптическим зумом, видоискателем с линзой и цветным ЖК-дисплеем. Мощное сочетание высокого разрешения и масштабирования (эквивалентно объективу 35 мм камеры с объективом 400 мм) делает Digital Mavica MVC-FD95 особенной не только на рынке дискет 3½ дюйма, но и во всей индустрии цифровых фотоаппаратов".
Основные продающие качества FD95:
- запись на дискету (максимальная простота переноса изображения на компьютер в то время),
- 2Мп CCD-датчик 1/2,7 дюйма (плотности изображения уже достаточно для использования в газете, журналах, интернете, печати 10х15),
- 10х оптический зум с функцией оптической стабилизации изображения (объектив 39–390 мм (экв.) с постоянной светосилой F2.8).
Учитывая время появления Sony MVC-FD95, нужно сравнивать камеру с моделями 1999 года, уже присутствующими на рынке или анонсированными. В целом, рынок компактных цифровых фотокамер предлагает плотность изображения 1-2Мп, а кратность оптического зума, действительно, не превышает традиционные 3х. Ещё меньше уделяется внимания прямому ручному управлению съёмочными параметрами с корпуса фотокамеры. Всё на достаточно примитивном уровне - профессионалы остаются на плёнке, цифровых задниках или цифровых зеркальных камерах. Видео-режим ещё примитивен - 320x240 точек, со звуком, но продолжительностью не более 15 секунд. Для загрузки фотографий на компьютер требуется подключить вашу цифровую фотокамеру кабелем USB, установив соответствующий драйвер.
Перечислю ряд наиболее интересных 2Мп компактных цифровых камер 1998-1999 года с которыми в 2000 году будет конкурировать Sony MVC-FD95.
Olympus C-2020 Zoom (анонс 19 октября 1999 года) - 2Мп, объектив 35–105 мм (экв.) F2.0–2.8, запись на SmartMedia. Стоимость около 800 долларов. Есть оптический видоискатель. Питание от четырёх элементов питания AA.
Sony Cyber-shot DSC-F505 (анонс 18 августа 1999 года) - 2Мп, оптика 38–190 мм (экв.) F2.8-3.3, запись на Memory Stick. Рекомендуемая цена 1100 долларов. Карточки Memory Stick ещё очень редкие и дорогие, а комплектной будет мало. Электронный видоискатель. Питание от специального аккумулятора. Сегодня эта фотокамера есть в моей коллекции. В сравнении с Sony MVC-FD95 она кажется устройством из будущего, хотя выпущена даже раньше.
Вне всякого сомнения F505 принципиально более удобная и существенно более компактная фотокамера. Карты памяти для неё ещё дороги, требуется установка ПО на компьютер. Зато снимки не пропадут, будучи некорректно записанными или прочитанными с дискеты. Признаюсь, что дискеты 3½ дюйма - не самый надёжный носитель информации. Особенно - при наличии лишь одной копии снимка.
Kodak DC290 Zoom (анонс 12 августа 1999 года) - 2Мп, объектив 38-114 мм (экв.) F3.0-4.7, запись на CF. Рекомендуемая цена 1100 долларов. Есть оптический видоискатель. Питание от четырёх элементов питания AA.
Olympus C-2500 L (анонс 18 марта 1999 года) - датчик изображения 2Мп в достаточно крупном размере 2/3 дюйма, оптика 36-110 мм (экв.) F2.8-5.6, запись на SmartMedia и CF. Есть электронный видоискатель. Рекомендуемая цена 1300 долларов. Питание от четырёх элементов питания AA.
Nikon Coolpix 950 (анонс 15 февраля 1999 года) - 2Мп, оптика 38-115 мм (экв.) F2.6-4.0, запись на CF. Есть согласованный оптический видоискатель. Рекомендуемая цена 880 долларов. Питание от четырёх элементов питания AA.
Canon PowerShot Pro70 (анонс 27 марта 1998 года) - датчик 2Мп с соотношением сторон 3:2, оптика 28-70 мм (экв.) F2.0-2.4, запись на CF (2 слота). Короткая выдержка в 1/8000 сек. RAW-формат. Оптический согласованный видоискатель точно центрированный на всех фокусных расстояниях. Рекомендуемая цена 1200 долларов. Питание от специальной аккумуляторной батареи. Нет встроенной вспышки.
Дизайн Canon PowerShot Pro70 во многом заимствован у линейки компактных видеокамер Canon Optura. Дизайн Mavica тоже "видеокамерный". Удивительно, но даже Pro70 из 1998 года выглядит куда современнее описываемой фотокамеры.
Ни одна из компактных цифровых фотокамер того времени не предлагала сочетание 10х стабилизированного оптического зума, 2Мп датчика и управление с корпуса, которые предлагал Sony MVC-FD95. Достаточно редкой была функция ручной фокусировки с выделенным для этого кольцом на объективе.
На начало 2000 года фотоаппарат оказывается уникальным. Разочарованием может показаться использование дискет для записи снимка, которые чрезвычайно тормозят съёмочный процесс. Но, с другой стороны, это камера не для репортажа, а использование дискет - скорее плюс, т.к. загружать фотографии на компьютер, где бы вы не находились, было чрезвычайно просто. Никакой необходимости в установке драйверов.
Камера имеет функцию копирования всего содержимого дискеты (через внутренний буфер). Без разницы, что записано на магнитном диске - скопируется всё! Это позволяло "тиражировать" отснятый материал прямо "в поле" и делиться им, что было очень кстати. Эта функция позволяла мне переносить данные с плохо прочитывающихся на компьютере дискет на новые дискеты. Так удалось спасти несколько снимков.
Может быть, дискеты - не самое слабое место камеры. Сегодня это делает её, в определённом смысле, даже привлекательной. Слабое место камеры в её датчике на 2Мп, не самом лучшем объективе и чрезвычайно высоком сжатии jpeg-файлов. Очень жаль, что здесь не 4Мп, а только 2Мп. Очень жаль, что нет режима tiff с записью одного кадра на дискету.
В сравнении с перечисленными выше фотокамерами Sony MVC-FD95 может показаться "динозавром" из прошлого. Особенно таковым он кажется в сравнении с анонсированной в том же году, но позже фотокамерой Olympus E-100RS.
Olympus E-100RS (анонс 22 августа 2000 года) - специализированная скоростная фотокамера, датчик 1,4Мп в размере 1/2 дюйма, оптика 38-380 мм (экв.) F2.8-3.5 с оптической стабилизацией, запись на на SmartMedia и CF. Электронный видоискатель. Рекомендуемая стартовая цена 1500 долларов. Питание от четырёх элементов питания AA. Пожалуй, E-100RS - первая компактная фотокамера, которой можно было снимать для СМИ репортаж. Сегодня E-100RS есть в моей коллекции - это отличный фотоаппарат.
Если мы вспомним, что ещё позже, но в этом же 2000 году будет анонсирован Canon PowerShot G1 - не первый в своём классе, но лучший! - появится ещё больше вопросов по поводу целесообразности Sony MVC-FD95.
Камеры на дискетах
Сегодня Sony Mavica MVC-FD95 может стоить на вторичном рынке одинаково с Sony Cyber-shot DSC-R1. Зачем выбирать двухмегапиксельную FD95, если можно купить замечательный во многих аспектах R1? Может быть потому, что я не получу нового опыта с R1? Сегодня обе фотокамеры - MVC-FD95 и DSC-R1 - есть в моей коллекции. Mavica воспринимается интересней.
Моё первое подробное заочное знакомство с фотокамерами Sony, пишущими на дискеты, состоялось несколько лет назад прочтением замечательного обзора Sony Mavica MVC-FD85 от пользователя Newbilius на Хабре.
FD95 - более серьёзный агрегат для профессиональной подготовки иллюстраций в газету, буклет, журнал, на сайт. Одна из топовых моделей Sony в 2000-м году.
Представьте себе, что цифровая компактная фотокамера Sony Mavica FD-95 была анонсирована 2 февраля 2000 года. Это само по себе неудивительно. Удивительно, что ещё в августе 1999 года миру была представлена Sony Cyber-shot DSC-F505, куда более прогрессивная и концептуальная модель. Очень, кстати, красивая внешне фотокамера.
Технологии в то время не просто сменяли друг друга - они множились, теснились, уживались и взаимопроникали друг в друга. Это было время, когда камеры на дискетах (гибкий магнитный диск или floppy disk) спокойно уживались с камерами на флэш-памяти. Существовал адаптер для MemoryStick в форм-факторе дискеты (floppy disk). Но тут уже не было всё так просто с чтением таких "дискет" - нужен был специальный драйвер. Да и запись на подобную фальшь-дискету занимал в два раза больше времени.
Sony Mavica FD-95 сохраняет отснятые цифровые фотографии на дискету самого распространённого в те времена размера - 3½ дюйма. Мне самому ещё довелось работать с этим типом носителя информации. Более того, учась в школе, я записывал данные на пятидюймовые дискеты. Конечно, на дискеты я тогда записывал файлы, а не фотографии. Sony Mavica FD я себе позволить не мог. Не факт, что вообще знал об их существовании. Но я хорошо помню звук, с которым записывается информация на floppy disk. Вот почему фотокамеры типа Mavica FD давно были мне любопытны. Они объединяют фотографию и что-то знакомое мне, с чем я сталкивался в своё время учась в школе, а потом - в вузе.
Именно это острое чувство ностальгии подтолкнуло меня обменять пару разноцветных бумажек на весьма атмосферную вещь - цифровую фотокамеру, записывающую 2Мп-ные снимки на дискету. Думаю, для тех людей, что родились много позже, фотокамеры, подобные Sony Mavica FD-95, будут представлять, в лучшем случае - коллекционный интерес. Ведь никаких прочих ассоциаций камера вызывать не будет. Мне даже немного жаль новое поколение коллекционеров и историков цифровой фотографии. Они не смогут ощутить всю полноту "вкуса" ушедшей эпохи.
Сделка с самим собой
Иду на сделку с прагматизмом и выбираю Sony Mavica FD-95: здесь датчик на 2Мп, 12-битный цвет, универсальный светосильный 10х зум-объектив с системой оптической стабилизации. Вместо имитации звука протяжки плёнки - натуральный звук записи на floppy disk со всеми вытекающими позитивными "вибрациями". И никакой альтернативы с картами MemoryStick - дополнительный слот появляется только в следующих моделях (уже на излёте популярности этих фотокамер).
Использование дискет 3½ дюйма стандартной ёмкостью в 1,44 МБ вместе с двухмегапиксельной камерой предполагает два серьёзных ограничения: сжиматься JPEG-файлы будут сильно, а на дискету вместится не более 4 фотографий.
Конечно, сегодня покупать подобную фотокамеру абсолютно непрактично. По данным digitalkameramuseum.de, "цифровые Mavica занимали до 40% продаж, являясь первыми цифровыми камерами массового рынка. Сегодня большая часть из них совершенно бесполезна, кроме моделей на CD-дисках и профессиональных моделей FD-91, FD-95".
Гордон Лэнг о фотокамерах Mavica: «Сегодня серия Mavica может показаться старомодной, но к концу девяностых годов она была самой продаваемой цифровой камерой в США, особенно популярной в школах и на объектах недвижимости. Конечно, она была медленной, но такой же медленной была передача данных с других цифровых камер того же периода. Удобство было ключевым моментом, и я помню, как фотографировал продукты, обзоры которых делал для журнала PCW, протягивая дискету нашему художественному отделу, который использовал Mac. По сравнению со съемкой на пленку, проявкой, сканированием и последующей отправкой файлов обратно, это казалось будущим».
Успех Mavica FD объясняется просто: в те времена, покупая цифровую фотокамеру, вы сталкивались со множеством проблем совместимости. Требовались специальные карты памяти (как правило - дорогие), специальные соединительные кабели, специальные программы и драйверы. Камеры на floppy disk были чрезвычайно просты в этом отношении. Вы покупаете пачку дискет, вставляете дискету в камеру, делаете снимок, извлекаете дискету и смотрите снимок без проблем на любом компьютере, т.к. почти все из них были оборудованы читающими дискеты устройствами. Очень просто, быстро и эффективно!
Без паники!
Не знаю, как вас, а меня 2Мп не пугает. У меня уже есть Olympus E-100RS на 1,4Мп. Представьте себе, насколько это разные фотокамеры: Sony Cyber-shot DSC-F505V, Sony Mavica FD-95 и Olympus E-100RS. Все они анонсированы в одном году! Вот таким революционным для истории цифровой фотографии было начало 2000-х. Вот почему я так люблю это время.
Пугает ли меня объём дискеты в 1,44Мб? Скажу так: в своё время я начинал с компактной двухмегапиксельной Olympus C-120 и самое первое время ходил и фотографировал на комплектную карту памяти ёмкостью 8Мб. Как вы видите, "напугать" меня сложно.
Мой первый цифровой фотоаппарат Olympus C-120 был куплен в 2003 году. Sony Mavica FD-95 приобретена в 2023 году. Оба фотоаппарата - двухмегапиксельные фотокамеры. Интересно, многое бы изменилось, если бы в 2003 году я смог приобрести FD-95?
Запись фотографий на дискету в 2023 году - чрезвычайно удобно. Особенно - в корпоративном секторе. Но это ещё не всё! Sony Mavica не была бы Sony Mavica, если не умела записывать видео со звуком на дискету 1,44Мб. Когда современная камера отказывает вам в записи видео на SD-карту 10 класса скорости на 32Гб из соображений недостаточной скорости работы последней, возникает вопрос - какого чёрта?
При записи видео со звуком на FD-95 вы можете использовать зум и автофокус. Многие владельцы цифровых компактных фотокамер начала 2000-х были лишены такой возможности.
Когда я вижу этот солидный объектив, когда я вижу этот замечательный микрофон, я понимаю, что технологии датчика изображения и процессорные технологии "не успевают" за ними. Запись видео сохраняется в формате MPEG и составляет 15 кадров в секунду при максимальном разрешении 320х240 точек. Продолжительность видео, конечно, ограничена - 15 секунд. Буфер камеры составляет, кажется, 1Мб, так что много вы не запишите.
Покупка фотокамеры
На момент написания финального обзора, на том же Авито, крупнейшей российской интернет-барахолке, по запросу "Sony Mavica" находится пять фотокамер. За них просят от 5 до 10 тысяч рублей. Ряд фотоаппаратов продаются как не рабочие. Цены совсем негуманные для столь бесполезной сегодня фотокамеры.
Свой экземпляр Sony MVC-FD95 я приобретаю по описанию "полностью в рабочем состоянии" с тремя дискетами, внешним блоком питания (оно же - зарядное устройство) и батареей, которая по заявлению продавца держит 30 мин работы (оживлена "лягушкой"). Комплект обходится в 6000 рублей, что считаю - дорого для подобной камеры.
Продавец отправляет Авито-доставкой (я предпочитаю СДЭК - работают оперативней). Сделка защищена - если камера откажется включаться - можно будет сразу отправить назад. Никто ничего не теряет, кроме времени. Sony MVC-FD95 работает от сетевого адаптера - вы можете проверить её даже без рабочей батареи, достаточно включить в сеть. В моём офисе СДЭК не делают проблемы и позволяют подключить к розетке. На Почте РФ будут против. Это нужно учесть при оформлении доставки.
Дизайн корпуса
Определяется "видеокамерным" прошлым серии Mavica и форматом носителя для записи фотографий и видео. Камера действительно большая - 126 x 124 x 184 мм. Вес - 990 грамм. Интересно, что Sony MVC-FD95 воспринимается даже более легкой, чем она есть на самом деле. Иллюзия связана с её большим угловатым корпусом. Беря камеру в руку мы заранее предполагаем, что у неё больший вес. С фотокамерой Sony RX10, например, всё наоборот.
Корпус фотокамеры выполнен из крепкого пластика чёрного цвета. Ряд центральных элементов покрашено более светлой краской. Это означает, что при активной эксплуатации эта краска будет стираться. Есть хороший мягкий резиновый наглазник, резиновая вставка спереди на рукоятке. Резина качественная.
Рукоятка фотокамеры большая и достаточно удобная. За счёт достаточной высоты фотокамеры (определяется форматом дискет) все пальцы найдут себе место, включая мизинец. Есть небольшой выступ под большой палец.
Режимы работы фотокамеры (фото, видео и воспроизведение) переключаются рычагом под большой палец. На Sony F505 этот элемент управления выполнен более "жестко", что исключает случайное переключение. Здесь же, работая с камерой или перенося её, вы можете случайно сдвинуть переключатель.
Включается камера специальным сдвижным переключателем с кнопкой-блокиратором под монитором. Вы не сможете включить камеру той же правой рукой, что удерживаете её. Потребуется вторая рука.
Джойстика на камере нет. И очень жаль. Четырёхпозиционная кнопка с возможностью нажатия - слабая альтернатива джойстику. Самый неудобный элемент управления на камере.
Кнопки прямого управления с корпуса достаточно многочисленны и дополняют функционал камерного меню. С корпуса вы можете выбрать способ экспозамера, настройку баланса белого, программу (P, A, S), способ фокусировки, включить макрорежим, отключить стабилизацию. Режим работы вспышки выбирается кнопкой на задней панели. Остальные кнопки служат для управления параметрами отображения информации и навигации по меню.
Здесь же есть кнопка, включающая и выключающая большой монитор. Мне очень понравилась логика работы этой связки: ЭВИ, оснащённый датчиком глаза и отключаемый LCD-монитор. ЭВИ всегда в режиме ожидания и автоматически включается при приближении к нему глаза, а основной монитор может быть включен или выключен по кнопке. Вы можете одновременно использовать оба монитора или использовать любой из них отдельно. Изящная логика, которую потеряют последующие камеры с ЭВИ.
Загрузка дискеты осуществляется со стороны рукоятки. Кнопка извлечения дискеты под большим пальцем. Очень интересный звук издаёт металлическая пружина при извлечении дискеты. Мне эти звуки устойчиво напоминают музыкальную тему из телешоу "Кто хочет стать миллионером" - та самая музыка, когда игрок даёт окончательный ответ, но ещё не известно, правильный он или нет.
Разъёмов для соединения с компьютером кабелем нет. Есть служебный разъём, но использовать его для своих нужд вы не сможете (только для сервисного обслуживания). Есть видеовыход для подключения к телевизору.
Встроенная вспышка достаточно мощная и открывается только по нажатию на механическую кнопку (справа на корпусе). Башмак для установки внешней вспышки есть, но он "холодный". Подключение вспышки осуществляется через разъём AAC, стандартный для Sony тех лет.
Видоискатель электронный. Оптика видоискателя с коррекцией диоптрий.
Гнездо крепления для штатива металлическое, распложено по оптической оси объектива.
Прошивка фотокамеры
Меню фотокамеры дополняет кнопочное управление с корпуса, являясь изящным и простым. Характерная черта первых цифровых фотоаппаратов.
При первом включении вам будет предложено установить дату. Как правило, год устанавливаемый в прошивке "по умолчанию" - год анонса модели. В данном случае это 2000 год. Батарейка даты до сих пор держит заряд при смене аккумулятора.
На трёх иллюстрациях ниже вы можете видеть типовые экраны Sony Mavica MVC-FD95 в трёх режимах работы: фото, видео, просмотр.
Ниже в галерее вы можете увидеть основные вкладки простого меню Sony Mavica MVC-FD95. Здесь вы можете, например, запустить таймер, выбрать эффект изображения (ч/б, сепия и другое), установить запись фотографии со звуковым комментарием (режим VOICE), ввести поправку экспозиции.
Готовим камеру к работе
Электропитание - первое, о чём следует задуматься при покупке любой старой камеры. Это почти всегда - дополнительные траты. Питание Sony MVC-FD95 осуществляется от батарей типа Sony NP-F550 (F570). Эти батареи по прежнему в ходу, т.к. обеспечивают энергией популярные светодиодные осветители. Без батареи к FD95 вы ещё долго не останетесь.
Батареи от моделей Sony Fххх сюда не подойдут, т.к. у них нет выемки на спинке и контакта в форме пластинки сбоку. Хотя разъёмы + и - точно совпадают, как и ширина/толщина батареи. Проблема совместимости батарей - извечная проблема фото- и видеотехники.
В ожидании доставки вы можете пользоваться камерой "на проводе". Разъём и зарядка те же, что и на моделях Sony F505 или Sony F717.
Батарея типа Sony NP-F550 работает в камере очень долго, даже при активном просмотре и удалении кадров с дискеты. NP-F550 может быть заряжена прямо внутри камеры при использовании сетевого адаптера, подобного Sony AC-L15A или любого совместимого. Я остановился на AC-L15A, как на самом компактном и лёгком варианте (комплектные адаптеры очень громоздки).
Вместе с фотокамерой Sony MVC-FD95 продавец отправляет три дискеты. Это неплохо для старта. Но, учитывая, что на одну дискету входит только 4 фотографии, нужно больше дискет.
Переходник на MemoryStick найти очень сложно, дорого, писать фотографии на этот адаптер камера будет в два раза дольше - игра не стоит свеч. К покупке не рекомендую.
Дополнительные дискеты заранее куплены на wildberries.ru, поэтому приезжают в Челябинск одновременно с фотокамерой. Выхожу из дома и забираю сразу обе посылки - удобно. Коробка из 10 штук обошлась в 380 рублей (доставка бесплатная). Продавец намекает, что дискеты "отлично подойдут для творчества", предлагая делать из них подставки для карандашей или кашпо для растений :D Я планирую использовать их по назначению.
13 рабочих дискет обеспечат мне возможность сделать 52 фотографии, чего уже достаточно для фотопрогулки. Старые дискеты, опять же, можно поискать на работе. Дома я избавился от дискет уже очень давно и бесповоротно.
Рабочие дискеты придётся пронумеровать и использовать последовательно.
Инструкция к фотоаппарату на русском языке была скачана на сайте Sony. Приятно, что документ оказался с возможностью поиска и гиперссылками, а не какой-нибудь убогий скан. Отлично, что компания хоть как-то поддерживает модели более чем 20-летней давности. Перевод местами своеобразный, но всё что нужно - понятно. Есть описание возможных проблем, коды ошибок, техническая информация.
Вам обязательно придётся потратиться на USB-привод для чтения дискет (floppy disk). Портативный дисковод для дискет был найден на ozon.ru за 778 рублей (бесплатная доставка из Китая в отделение Почты России). Дешевле найти не удалось. Есть старые компьютеры на работе со встроенным приводом - первое время использовал их.
Безымянный китайский привод проработал очень недолго. При очередной установке дискеты одна из внутренних металлических деталей замялась, что привело к порче дискеты и вывело из строя привод. Срочно на Авито за 550 рублей был куплен другой USB-привод для чтения дискет - на сей раз брендированный Samsung. Полное название модели FDD Samsung SFD-321U/YBK. Совсем другие впечатления от использования.
Приобретая внешний USB-привод для чтения дискет (floppy disk) для вашей фотокамеры Sony, выбирайте фирменное устройство NEC, Samsung, Sony и других известных брендов!
"Системные" звуки на камере я оставил, как есть по умолчанию, т.к. если выключить на камере все звуки (нажатие кнопок, затвор), то отключается звук подтверждения фокусировки. Для меня звуковое подтверждение фокусировки важно.
Ещё более важно изменить настройку параметра нумерации файлов. Если оставить значение "по умолчанию", то на каждой следующей дискете нумерация файлов будет совпадать с предыдущей. Не знаю, зачем было так делать. Идём в меню FILE - FILE NUMBER и выбираем SERIES вместо NORMAL.
Ношение фотокамеры
Камера большая. Действительно - большая. Не воспринимается тяжёлой (около килограмма), но объёмная. Больше цифровой зеркальной камеры с универсальным объективом. Это значит, что Sony MVC-FD95 откажется помещаться в фирменную сумку Sony LSC-AMB для зеркального фотоаппарата. Этой камере нужна действительно большая сумка. Внутренний отсек сумки должен быть не меньше 22х10х15 см (длинна, ширина, высота). И это - без учёта дополнительных аксессуаров - достаточно объёмного блока питания и пачки дискет.
Камере может потребоваться хороший ремень для переноски. Я стараюсь не использовать нашейные ремни, но здесь это будет единственным вариантом. Когда вы будете менять дискеты, фотоаппарат лучше держать на шее.
О крышке объектива беспокоиться не стоит. Если она не утеряна - значит не сломана и функционирует. Конструкция её впечатляет своей надёжностью. Я ещё не видел более массивной крышки объектива.
Здесь стоит напомнить о правильном способе прикрепления поводка крышки объектива к камере - цепляйте не за ушко ремня, а вокруг самого штыря крепления.
На переднюю часть камеры я навинчиваю три повышающих переходных кольца: 52-55, 55-58 и 58-62 мм (установить переходник 52-62мм не представляется возможным из-за конструкции фотоаппарата). "Воротник" из повышающих колец может служить своеобразной "блендой" и позволит прикрепить к камере отличные афокальные насадки Olympus TCON-14B и Olympus WCON-08B для достижения общего 18х оптического зума. А так же - ND-фильтра на 62 мм при необходимости. Потребности в макрообъективе возникнуть не должно - камера отлично справляется сама.
Чистка объектива Sony MVC-FD95
Sony MVC-FD95 оказалась в полностью рабочем состоянии. Вопрос с аккумулятором был ожидаем и он был решён покупкой новой батареи. Но внутри объектива обнаружился грибок - результат неправильного хранения. О чём продавец умолчал. Нельзя сказать, что это каким-то образом серьёзно сказывалось на качестве 2Мп-ных снимков. Разве что - при съёмке против ярких источников света. Тем не менее, это действовало на нервы и я решил разобрать объектив.
На фотокамере Sony MVC-FD95 разборка линзоблока имеет свою специфику. Фотокамера собрана как видеокамера, что усложняет дело. Сервисную инструкцию по разборке Sony MVC-FD95 можно загрузить отсюда. Я смог забраться под переднюю защитную линзу и снял переднюю группу линз, обеспечивающую на данной модели оптическую стабилизацию изображения, убрав грибок со всех поверхностей. Чтобы залезть глубже, кажется потребуется заходить сзади - это полная разборка фотокамеры.
Объективы подобной конструкции (с блямбой оптического стабилизатора изображения) устанавливались на некоторые топовые модели Sony Mavica с записью на дискеты и оптические диски.
Для начала необходимо снять пластиковый чехол передней части объектива. Держится на двух винтах (обозначено стрелками на корпусе) и двух защёлках (видно на взрыв-схеме). Будьте аккуратны со шлейфом. Шлейф достаточно крепкий - отключать его при частичной разборке объектива не потребуется.
Затем потребуется снять с линзоблока лицевую панель со встроенной защитной линзой (держится на одном винте). Эту деталь можно вымыть в мыльной воде и просушить. Обратите внимание на эфемерную белую пластиковую деталь в правом нижнем углу линзоблока. Её задача - парковать линзы при выключении камеры и при отключении стабилизатора изображения. Будьте с ней осторожны.
Чтобы снять следующую группу линз необходимо освободить их от обвеса системы стабилизации. Для этого потребуется выкрутить два винта, аккуратно придерживая линзоблок за верхнюю часть.
Для удобства сборки обозначьте расположение и ориентацию блоков магнитов системы стабилизации.
Теперь определим, как линзоблок удерживается в корпусе объектива. Это достигается за счёт двух пластиковых штырьков (на 12 и на 3 часа). В корпусе есть соответствующие технологические отверстия. Кроме того, линзоблок удерживается двумя металлическими штифтами, прижатыми металлическими пластинками (на 6 и 9 часов).
Вытягивать штифты лучше миниатюрными плоскогубцами или цепким пинцетом. После чего линзоблок можно аккуратно извлекать. Обратите внимание на способ крепления к корпусу - не сломайте тонкие пластиковые ограничители у штифтов (хорошо видны на фото снизу).
Если вы сломаете пластиковый ограничитель, система стабилизации начнёт работать рывками (по горизонтали или вертикали - смотря какой ограничитель будет сломан). В таком случае придётся его подклеивать или наращивать.
Две линзы в системе стабилизированной группы проклеены между собой гармошкой, что обеспечивает их подвижность относительно друг друга. Не уверен в герметичности данной конструкции, хотя, судя по отсутствию между стёкол грибка, можно надеяться на определённую герметичность. Тем не менее мыть стекла в мыльной воде, конечно, не стоит.
За неимением ничего лучшего, я тщательно обработал все поверхности и складки спиртом и аккуратно прогрел феном. Это всё, что пришло в голову для борьбы с грибком. Специальных средств под рукой не было.
Сложность при обратной сборке может заключаться в правильной установке и выравнивании снятого линзоблока. Линзы не должно перекашивать относительно друг друга, мех между ними должен иметь ровную складку. Нужно чтобы пластиковые выступы на 9 и 6 часов легко вошли в свои гнёзда и не сломались. Не забудьте проверить белый пластиковый стопор в правом углу. При установке защитного стекла он должен войти в свой паз.
Скорость работы
Кто ещё помнит 3,5-дюймовые дискеты и много работал с ними, записывая и считывая с них информацию, обратит внимание, что дисковод в фотоаппарат встроен быстрый. Все операции с дискетой осуществляются примерно в два раза быстрее, чем на компьютере начала 2000-х.
При работе с камерой вы обратите внимание на то, что в EXIF-данные файла камера ничего не пишет. Выписывайте настройки съёмочных параметров на бумагу (диафрагма, выдержка, примерное фокусное расстояние), или пишите JPEG-файл со звуковым комментарием.
Между полным нажатием кнопки спуска затвора и спуском затвора есть существенный лаг, что делает фотокамеру ограниченно пригодной для съёмки быстрых процессов. Впрочем, с такой скоростью записи на дискету, никто не удивится, что на камере нет режима серийной съёмки.
На дискету 1,44Мб помещается 4 фотографии JPEG в максимальном качестве или 15 секунд видео со звуком 320х240 точек. Конечно, фотокамере на дискетах далеко до Olympus E-100RS, выпущенного чуть позже в том же 2000-м году. Самое удивительное, что по видеовозможностям FD95 достаточно прогрессивна для своего времени и обходит упомянутый выше E-100RS.
Светочувствительность
В фотографии есть три важнейших изменяемых параметра: выдержка, диафрагма и светочувствительность. На фотоаппарате Sony Mavica MVC-FD95 вы можете менять отдельно выдержку, отдельно диафрагму (мастер-режима нет). Изменить светочувствительность невозможно. Судя по всему, она всегда в автомате. Нигде не написано, в каких она может изменяться диапазонах, а в свойствах файла значения параметров съёмки не прописываются.
Кажется, я впервые сталкиваюсь с неизменяемой настройкой ISO. Первый сюрприз при работе с камерой. Это значит, что для достижения хорошего результата вам нужно использовать максимум доступного света. Лучше всего использовать специальную внешнюю вспышку Sony, синхронизируемую по кабелю. В фотокамере холодный башмак (без контактов), но есть разъём AAC.
На следующей фотографии калькулятора, сделанной на широком угле в 39 мм, использован режим макросъёмки и вспышка отработала отлично. Обратите внимание, что корпус объектива при работе со встроенной вспышкой может создавать небольшую тень.
При работе со вспышкой нужно помнить о предвспышке и, если в кадр попадает яркий отражающий свет предмет, фотоаппарат уменьшит импульс вспышки при экспозиции кадра. Фотография получится недоэкспонированной.
Для выбора режима работы вспышки есть отдельная кнопка с индикатором. Расположена под монитором. Если вспышка поднята вручную и зарядилась - индикатор загорается оранжевым светом. Удобно контролировать вспышку в тех местах, где её использование нежелательно.
При длительной выдержке вспышка использует синхронизацию по «задней шторке», срабатывая в конце экспозиции, а не в начале. Перенастроить этот параметр невозможно.
Встроенная вспышка всем хороша, но не умеет работать в отраженном свете. Вы можете настроить интенсивность вспышки через меню съёмки с опциями «Высокий», «Нормальный» и «Низкий». Вспышка действительно мощная. Режимы её работы: автоматический, снижение эффекта красных глаз, принудительная, отключена. Для использования вспышки нужно вручную поднять её нажатием кнопки слева.
При съёмке на Sony Mavica MVC-FD95 нужно давать максимум возможного света, как, впрочем, при съёмке на любую другую фотокамеру. Просто здесь нужно относиться к этому предельно внимательно.
Выдержка
На фотоаппарате Sony Mavica MVC-FD95 вы можете менять выдержку в диапазоне от 8 секунд до 1/500 секунды при записи неподвижного изображения, или от 1/8 секунды до 1/500 секунды при записи движущегося изображения. Как вы видите, скорость затвора ограничена его типом. При съемках в условиях яркого освещения, на открытой диафрагме, потребуется ND-фильтр на 52 мм.
Следующая фотография выполнена на хорошо "прогретую" фотокамеру (монитор и датчик работали непрерывно в течении 20 минут). Условия недостаточного освещения. Цветной шум на грани приемлемого, горячих пикселей изображения нет. Есть один-два битых (судя по всему) пикселя. Монитор фотокамеры можно отключать, что может уменьшить нагрев.
По данным imaging-resource.com: "Работа FD-95 при слабом освещении — одно из наиболее значительных улучшений по сравнению с предыдущими моделями Mavica. В нашем тестировании режимы экспозиции камеры «Автоматический» и «Сумерки» не очень хорошо работали в условиях низкой освещенности (мы получали едва пригодные для использования изображения при освещённости в 5,5 люкс), но это все равно было значительным улучшением по сравнению с более ранними моделями. Наилучшие результаты мы получили при использовании режима приоритета выдержки, который давал нам пригодные для использования изображения при освещенности всего 0,13 люкс (хотя изображение было относительно темным, но все же имело хорошее количество деталей). Это действительно необычайно темно, и FD-95 работает в этой категории не хуже, а то и лучше, чем подавляющее большинство цифровых камер, представленных на рынке в июне 2000 года".
Диафрагма
На Sony Mavica MVC-FD95 вы можете менять диафрагму от F2.8 до F11 (9 вариантов). Во всём диапазоне зума экв. 39-390 мм возможно установить F2.8. Это должно благотворно сказаться на способностях к портретной съёмке.
Если установка выдержки или диафрагмы по мнению камеры неприемлемы, индикатор установки на мониторе или на видоискателе будет мигать. Вам нужно сделать снимок, чтобы проверить, права камера в своём выводе или нет.
На камере нет специального диска режимов и PAS-режимы выбираются по нажатию кнопки PROGRAM AE слева от видоискателя. Для регулировки параметра нужно нажимать кнопки + и -, расположенные рядом.
Вечером решил сфотографировать кактусы на окне, не вставая с рабочего места. В программном режиме фотоаппарат выбрал диафрагму F2.8, поэтому пришлось переснять в режиме приоритета диафрагмы и установить F4.0 (для обеспечения большей глубины резкости). Иглы кактуса и боке, как мне кажется, получились неплохо. Использован практически полный 10х зум. Снято с расстояния в 90 см.
Способ экспозамера
На фотокамере есть только два способа экспозамера: по всему кадру и точечный. Фиксация экспозиции происходит при полунажатии кнопки спуска затвора Sony Mavica MVC-FD95. Другого способа зафиксировать найденные сочетания съёмочных параметров невозможно.
На корпусе есть кнопка AE, но, по логике инженеров, это кнопка фиксирует значения выдержки, диафрагмы в соответствующих режимах S и A. Ни о какой фиксации экспозиции речи не идёт. M-режима нет. Получается, нет никакой возможности зафиксировать экспопараметры от кадра к кадру. Что, как мне кажется, должно было создавать неудобство при профессиональном использовании камеры. Требуется более точный контроль среды.
Точечный экспозамер включается отдельной кнопкой SPOT METER, расположенной справа. На монитор, по центру кадра, выводится "прицел" - именно по этой точке и будет выполнен точечный замер экспозиции. Нужно нажать кнопку спуска затвора наполовину, замерить экспозицию и не отпуская кнопки, перестроить кадр.
На следующем кадре синица, снятая из окна на максимальном зуме 390 мм (экв.) с настройкой точечного экспозамера по птице. Наблюдаем обычные для мавик того времени фиолетовые окантовки и некоторое виньетирование в углах кадра. Полученное изображение напомнило мне что-то давно забытое плёночное с какого-нибудь Таир-3С из комплекта "Фотоснайпер". Есть что-то такое в атмосфере снимка.
Ещё один пример - съёмка интерьерных ламп в одной из местных столовых. Использование точечного замера позволило сохранить детали "нити накала".
На следующем кадре экспозамер по всему кадру отработал очень хорошо. Неплохо отработал и объектив. Конечно, сжатие JPEG файла критическое, что не могло не сказаться на передаче в кадре мелких деталей.
Экспокоррекция
Только через меню - отдельной кнопки нет. Нужно запустить быстрое (и единственное) меню на камере, нажав на четырехпозиционной кнопке под монитором ВВЕРХ (подписано MENU). Выбрать в меню CAMERA параметр EXPOSURE. Отрегулировать значение экспонирования в диапазоне от +2,0eV до –2,0eV, с шагом в 1/3 eV.
Сразу столкнётесь с тем, что четырехпозиционная кнопка достаточно неудобна в использовании. Выступающий монитор создаёт дополнительные затруднения в работе с кнопкой.
Отличная работа экспонометра по всему кадру и возможность использования точечного замера позволяют не задумываться часто об экспокоррекции.
Баланс белого
Нужно ли беспокоиться о балансе белого на фотокамере Sony Mavica MVC-FD95? Безусловно, т.к. камера не позволяет снимать в RAW, а значит за балансом белого придётся присматривать "в процессе".
Просто нажимайте кнопку WHITE BALANCE слева на фотоаппарате, чтобы выбрать нужную установку. AUTO (без индикации на мониторе, по умолчанию) - автоматически регулирует баланс белого. IN DOOR (значок лампы) - для мест, где условия освещения быстро меняются. При ярком освещении, таком, как в фотографических студиях. Под натриевыми или ртутными лампами. OUT DOOR (значок солнца) - при фотографировании на улице, восхода/захода солнца, ночных сцен, неоновых огней или фейерверков. Так, во всяком случае, написано в инструкции.
Есть режим ручной установки баланса белого. Для этого существует вторая кнопка рядом с основной, по нажатию которой камера регулирует баланс белого и помещает найденное значение в память. В инструкции рекомендуют работать с белым листом.
Фокусировка и оптика
Sony Mavica MVC-FD95 предлагает 10х оптический зум и два способа фокусировки: автоматический и ручной. При зуммировании и фокусировке передняя линза остаётся неподвижной, габариты объектива не изменяются.
При автоматической фокусировке автофокус работает всё время, пока включена камера (непрерывная фокусировка, нерегулируемая настройка). Что меня удивило не меньше отсутствия настройки ISO - камера не выводит не малейшей подсказки, по какой зоне кадра произошла фокусировка. Даже в инструкции молчок. Оказывается, я должен догадаться сам, что есть центральная и, судя по всему, единственная точка фокусировки. На мониторе она никаким образом не отмечена, что просто удивительно.
В случае Olympus E-20 в режиме LiveView на мониторе (защитной плёнке) я рекомендовал маркером нанести центральную точку. Здесь, кажется, нужно сделать так же.
Зафиксировать найденный фокус можно переключив камеру в режим ручной фокусировки или прижав наполовину кнопку спуска затвора. Других способов нет.
При ручной фокусировке (переключатель FOCUS на левой стороне камеры) задействовано электрическое кольцо спереди на объективе. При его повороте центр картинки автоматически увеличивается на весь экран. При остановке вращения кольца, через некоторое время, фотоаппарат возвращает картинку. Всё сделано так, как мне нравится.
Кнопка PROGRAM AE слева от видоискателя предлагает вам, кроме программного режима, приоритета диафрагмы и выдержки, обычного и усиленного режима сумерек, ландшафтный режим и панфокусный режим. Два последних связаны с фокусировкой напрямую.
В ландшафтном режиме вы фокусируетесь на отдалённых объектах, игнорируя расположенные ближе. Панфокусный режим чуть интересней. Для объектива с фокусным расстоянием в 39 мм (экв.) и диафрагмой F11, допустимого круга нерезкости 0,035 мм гиперфокальное расстояние составляет 4 м. При этом предметы от 2 м до бесконечности на снимке будут «резкими». Это и делает Sony Mavica MVC-FD95 в панфокусном режиме автоматически. Рычаг изменения фокусного расстояния установлен в широкоугольном положении экв. 39 мм.
Кроме того, есть режим макросъёмки, включаемый через отдельную кнопку, расположенную у переключателя способа фокусировки. Если вы фотографируете что-то расположенное близко - всегда включайте макрорежим.
На imaging-resource.com пишут, что "MVC-FD95 отлично справляется с макросъемкой, захватывая минимальную область размером 35,96 x 26,97 мм". Я фотографирую маленькие глиняные пальчиковые куклы. Ширина головы куклы составляет 2,5 сантиметра. Впечатляющий результат.
Объектив Sony Mavica MVC-FD95 доказывает свою универсальность. Можно подобраться ещё ближе, но возникают проблемы со светом. Едва заметной бочкообразной дисторсии на самых коротких фокусных расстояниях и затенения объекта камерой можно избежать, используя незначительное приближение.
Mavica FD95 отлично справляется с макросъёмкой. Интересно, что Olympus MCON-35 ничего не добавляет к макровозможностям Sony MVC-FD95, а скорее убавляет от них.
При этом, на длинном конце Sony MVC-FD95 может 390 мм (экв.), что в начале 2000 года было очень здорово. Суперзумы появятся очень скоро, но на момент анонса FD95 ничего подобного на 2Мп у конкурентов и самой Sony не было. Мне всегда нравится работать с суперзумами - это весело!
Немало помогает фотоохоте встроенный оптический стабилизатор изображения. Он очень неплох. На этой Mavica он стабилизирует группу линз в самой передней части объектива - интересное техническое решение. На корпусе есть отдельный переключатель STEADY SHOT.
На следующей фотографии ворона, снятая на полном зуме 390 мм (экв.) и с помощью замечательной дополнительной афокальной насадки Olympus TCON-14B, обеспечившей суммарно около 550 мм (экв.). Насадка удерживалась у объектива фотоаппарата вручную.
Надёжное соединение можно обеспечить только тремя повышающими кольцами 52-55 мм, 55-58 мм, 58-62 мм. При этом соединение выглядит надёжно, никаких люфтов пластика, не смотря на вес Olympus TCON-14B. Качество картинки вы можете оценить ниже. Кажется, картинка с MVC-FD95 только выигрывает от присоединения TCON-14B.
Уже на 5х оптическом увеличении и более афокальная насадка TCON-14B может использоваться без виньетирования.
Что касается афокальной насадки Olympus WCON-08B, то с тремя повышающими кольцами объектив даёт виньетировование, но превращает 39 мм в 31 мм (экв.).
Дискета в XXI веке
На самом деле, когда будет открыт перенос сознания человека с биологической матрицы в компьютер (оцифровка сознания), это будет занимать столько же времени, сколько я копирую фотографии с дискет, записанных на Sony Mavica MVC-FD95. Т.е. перенос сознания человека будет сопоставимой по времени процедурой. Даже в XXII веке это будет долго и не без сбоев! Я почти уверен.
Для копирования фотографий с дискет изначально я использовал один из рабочих компьютеров, где я нашёл работоспособный привод. Некоторые из вас смогут вновь пережить самые ностальгические чувства, рассматривая эти фотографии старого железа.
Помещаем дискету внутрь. Загорается зелёная лампочка. Теперь нам надо пройти на "Дисковод (А:)", чтобы увидеть содержимое дискеты.
Парочка дискет долго отказывалась читаться на древнем приводе рабочего компьютера, хотя на Mavica они читаются без проблем. Пришлось вспомнить былое и прижать дискету в приводе пальцем - прочиталась! Можно ли представить что-то подобное с более современными носителями информации?
Камера записывает снимки в корневой каталог диска и создаёт HTML-документ на основе полученного цифрового изображения. По нажатию на ссылку вы можете загрузить на компьютер файл (загружается туда, куда ваш браузер обычно сохраняет файлы из интернета). На иллюстрации ниже вы видите, что на дискету записан один файл с фотографией и звуковым комментарием к ней; одно черно-белое изображение в два цвета GIF (режим "текст") и один видео-файл.
Конечно, можно копировать обычным способом - перетаскиванием файлов с диска на компьютер. На старом приводе у меня это занимало до 4 минут на дискету. Теперь представьте, что у меня 10-12 дискет с фотографиями :)
Все стало гораздо удобнее, когда я, наконец, получил из Китая внешний привод для чтения дискет. Он подключается по USB-проводу, запитываясь по нему же. Дисковод оказался весьма современным устройством. Постоянно жужжит, раскручивая диск, и копирует данные с дискеты меньше чем за минуту.
С помощью внешнего привода я смог отформатировать одну самую капризную дискету и теперь у меня в строю все 13 дискет (!).
Интересно, что с современным устройством для записи и чтения дискет, этот древний носитель приобретает неожиданный интерес для меня. Не только, как "флэшка" для моей Mavica, но и для резервного дублирования некоторых важных документов. Например, текстовых файлов. Мне кажется, что при правильной записи и хранении - дискеты весьма надежны.
Проблемы сохранения файлов на компьютер
Уже понятно, что для сохранения отснятого материала на фотокамеру вам потребуется компьютер со встроенным приводом для чтения и записи дискет либо его внешний USB-вариант.
Любой современный USB-привод и, тем более - приводы старых устройств, окажутся менее качественными, чем тот привод, что встроен в фотокамеру Sony MVC-FD95. Это неизбежно приведёт к ошибкам чтения дискет, записанных на фотокамере, невозможности прочесть файл (как правило - первый или последний из четырёх) и, как следствие - отказ в копировании и зависание при копировании.
Решается проблема путём полного копирования "неудачной" дискеты на Sony MVC-FD95. Вставляете "проблемную" дискету в фотокамеру. Выбираете MENU - FILE - DISK TOOL - DISK COPY. Камера переписывает всё содержимое дискеты в буфер. Извлекаете "проблемную" дискету. Вставляете заведомо качественную пустую дискету. Камера её записывает. Дискета-копия читается без проблем.
На фотокамере Sony MVC-FD95 можно копировать не только всё содержимое дискеты, но и отдельную фотографию.
Внешняя вспышка Sony HVL-F32X
Если у вас есть в коллекции старые фотокамеры Sony с холодным или горячим башмаком для вспышки или вовсе без него, но с разъёмом ACC - Sony HVL-F32X способна подключиться к ним ко всем и работать в удобном автоматическом режиме. Данная вспышка может быть использована для фотосъёмки с отражённым светом. Вот почему я остановился именно на этой модели вспышки для моей фотокамеры Sony MVC-FD95.
На коробке отмечена совместимость вспышки с системами Cyber-shot и Mavica. Сама вспышка и выносной кронштейн сделаны в Японии. Инструкция, кстати, напечатана там же. Ведущее число вспышки (условное значение, описывающее мощность устройства) равно 32. Что следует уже из названия модели. Достаточно для любительских нужд. Питается вспышка от четырёх батарей размера AA.
Для крепления вспышки используются традиционные прижимной и стопорный винты. Батареи AA вставляются необычно (вертикально). Крышка кажется немного хлипкой и ненадёжной - закрывайте аккуратно. Более того, она держится на двух упорах и может легко полностью отсоединиться и потеряться. Будьте осторожны.
Батареи AA из отсека вынимаются с трудом (сидят в гнёздах достаточно плотно).
Голова вспышки может быть откинута вверх, но механизма её поворота нет (кронштейн, кабель и фантазию в помощь). Откидывается на угол в 45, 60, 75, 90 градусов. Подпружиненного фиксатора нет. Функции "зуммирования" так же нет - конструкция удешевлена. При первом осмотре вспышка поразила размерами лампы и отражателя.
Рассеиватель встроенный, выдвижной.
Дисплей достаточно большой и информативный. С красной подсветкой.
Справа на корпусе вспышки есть резиновая заглушка порта крепления соединительного шнура. На самом шнуре есть разветвитель и дополнительный разъём для подключения к треногам с дистанционным управлением (ведь мы занимаем вспышкой порт ACC на фотокамере). Продуманный момент.
При внешнем осмотре вспышки обращает на себя внимание длинный ряд ярких красных светодиодов, которые будут подсвечивать точку фокусировки (две степени яркости свечения или могут быть отключены - выбирается кнопкой AF ILLUMINATION).
Включение / выключение вспышки осуществляется сдвижным переключателем.
Три режима работы: автоматический через горячий башмак, автоматический по кабелю, ручной. С корпуса можно регулировать мощность срабатывания вспышки (копками +/-, актуально в мануальном режиме).
Естественно, есть кнопка TEST для проверки вспышки перед тем, как убрать её в снаряжение. В фильме Альфреда Хичкока "Окно во двор" эту функцию вспышки Sony HVL-F32X могли бы активно использовать в одной из финальных сцен, но в 1954 году вспышка ещё не была произведена :D
Перезаряжается вспышка действительно долго. Даже не смотря на то, что используются хорошие батареи и целых 4 штуки.
Из особенного - кнопка MODELING, которая заставляет лампу вспышки гореть постоянно в течении 2 секунд, чтобы вы могли проверить направление и зону теней на будущем кадре. Не знаю, насколько функция будет востребованной, но профессиональный фотограф Эл Би Джеффриc из указанного выше фильма её оценил бы по достоинству :D
Вспышка не защищена от пыли и влаги. Не за эти деньги.
Выводы
Sony Mavica MVC-FD95 - отличная идея развлечь себя цифровым ретро с записью на дискету 3,5 дюйма. FD95 - самая продвинутая модель Mavica, исторически точная (без разъёма под MemoryStick), полностью оправдывающая своё название MAgnetic VIdeo CAmera (MAVICA).
Помимо всего прочего, вместе со стабилизированным объективом 39-390 мм (экв.) F2.8 и датчиком 2Мп вы получаете универсальное устройство, выдающее фотографии приемлемого качества. Даже внутри помещений.
Конечно, FD95 не заменит вам вашу любимую фотокамеру, но она однозначно привнесёт в вашу жизнь новые эмоции. Если вы ещё застали дискеты 3,5 дюйма, если вам приходилось с ними работать - FD95 будет настоящим сюрпризом, неожиданным возвратом в прошлое. Звук и вибрации работающего дисковода ни с чем не сравнятся.
Хотите настоящего погружения в историю цифрового фото - берите на фотопрогулку FD95. Будет непросто, но ощущения того стоят! Сделайте больше! Возьмите с собой две пачки дискет и снимите на них видеоролик со звуком!
Краткая справка по Sony Mavica MVC-FD95
Объектив: 39–390 мм (экв.); F2.8 (max F11)
Матрица: CCD, 1/2,7″, 4:3
Максимальное разрешение фотографий: 1600x1200 точек (2Мп)
Скорость затвора: 1/500 сек. – 8 сек.
Светочувствительность: авто.
Режимы съёмки: P, A, S, видео
Скорость серийной съёмки: нет.
Видоискатель: электронный
Монохромный ЖК-дисплей: нет
Цветной монитор: 2,5″, 123.000 точек
Форматы изображений: JPEG.
Карты памяти: нет, используются дискеты 3½ дюйма (floppy disk, 1,44Мб)
Башмак для вспышки: есть, холодный (подключение через AAC-разъём)
Питание: батарея NP-F550.
Примерные размеры (В х Ш х Д): 120 х 125 х 185 мм
Полный снаряженный вес: 990 грамм
Фотографии Sony Mavica MVC-FD95 для финального обзора выполнены на старую цифровую фотокамеру Olympus Camedia E-20 с использованием вспышки Olympus FL-36R и афокальной насадки Olympus MCON-35 (на крупных планах).
Все финальные обзоры* старых цифровых фотокамер
Моя небольшая коллекция фотокамер
* Финальный обзор камеры компилируется из множества опубликованных ранее на канале материалов. Некоторые данные и иллюстративный материал обновлены. Финальный обзор может исправляться и дописываться в будущем.