В 2015 г. во время экспедиции в Баунтовском эвенкийском районе Республики Бурятия были обследованы и описаны сакральные места эвенков. К сожалению, в научной литературе пока не было работ, в которых были бы описаны такие места эвенков, проживающих на территории Бурятии.
У эвенков – охотников и оленеводов – такие места «разлиты», рассредоточены по всей тайге, которая считается не только освоенным пространством, но и «своей землей». «Большинство таких мест у эвенков и эвенов амбивалентны, т.е. и священны, и опасны/запретны одновременно, а также трансграничны». Сакральное место не подкреплено визуальным, материализованным образом, ведь духи-хозяева невидимы. С эти связаны «памятные», часто запретные места – места больших шаманских камланий эвенков, встреч представителей разных эвенкийских родов или территориально-соседских групп; места, где происходили мифологические события. Внешне их можно узнать по знакам, оставленным людьми: по куче камней на перевалах, жертвам и подаркам, повязанным ленточкам и т.д.
В Бурятии эвенки компактно проживают в Баунтовском. Баргузинском, Курумканском (до 1917 г. эта территория носила одно название – Баргузинская тайга), Северо-Байкальском и Муйском районах (ареал расселения эвенков в XVII в. был гораздо шире, следовательно в местах их прежнего проживания остались особо почитаемые места). Многие места в настоящее время труднодоступны (хотя для эвенков преодоление больших расстояний по тайге на оленях не представляло большого труда).
Белая гора – Багдама урэ
Еще в середине XIX в. в конце охотничьего сезона и отёла важенок (май-месяц) у подножия Белой горы (сейчас здесь расположен районный центр Багдарин) собирались оленные люди из родов – I и II Чильчагирский (Чильчагир), Киндигир, Нодягир, Малукчер, Сологор, Мукэгир и др. «Они считали Белую Гору центром всех своих 24-х родов». «Старожилы Баунта помнят, что у подножия Белой горы находилось довольно большое глубокое озеро, на которое приходили кормиться лоси. На их добычу советом старейшин родов налагался строгий запрет…У Белой горы проходили камлания шаманов всех родов. У священных мест горы – бугады различные обрядовые ритуалы иногда проходили помногу дней».
В 700 м восточнее вершины Белой горы на открытой возвышенности находится скала «Лев». Она и правда напоминает скульптуру сидящего льва, если смотреть на неё с запада. Хорошо видны даже нос, глаза, грива, спина царя зверей. (Местные жители называют эту скалу «Бабушка»). Высота этого останца – 6 м (Издалека камень-останец напоминает большой палец, наполовину окрашенный охрой). Эта возвышенность является местом камлания, поклонения Белой горе, Энекэн-Того (бабушке-огню), Энекэн-Буга – высшему божеству эвенков в верхнем мире. Это место освящено шаманкой эвенкийских родов Баунта Ворониной Светланой Ивановной.
Недалеко находится скала «Дедушка». Издалека видно, что на скале в виде пальца сидит дедушка.
Чаша – духовное единение орочонов
«Чаша» Икатская находится на склоне г. Товоккó. В верхней части размеры «Чаши» по оси 1100 м х 900 м. Днище кара 750 м х 370 м. Стенки кара крутые, до 60˚. На дне «Чаши» находится овальное озеро 125 м х 75 м. Поверхность кара составлена из обломков гранита с частичным выходом монолита. Существует 2 версии образования «Чаши». 1-я. Выпахивание ледником коренного ложа. 2-я. Образование «Чаши» за счёт неоднородных горных пород. Высота стен «Чаши» до 320 м. На скате находятся ледники, которые полностью сходят в конце августа.
В 2004 г. была записана легенда о Чаше: «Все оленеводы и охотники Икатского хребта перед началом нового охотничьего сезона или во время отела важенок приезжали в эту Чашу, чтобы поклониться духам этого священного места. Чаша не пропускала на Икатский хребет людей недобрых по своему духу, кичливых, не уважающих природу, её растительный и животный мир… И только люди с чистой душой и добрым сердцем могли спокойно пройти по Чаше на Икатский хребет – символ их духовного мира, единения, спокойствия и таёжной удачи…». (В 1960-е гг. А.С. Шубин отмечал, что орочоны считают кратер священным местом и не посещают его.)
Икатские озера
У подножия Икатского хребта расположены Икатские озёра, их 33, соединенных между собой протоками. Они обильны рыбой, водоплавающей дичью, прекрасно обозреваются с Чаши Икатского хребта. В сторону реки Витимкан находится хребет или голец Деломо-Витимканский, а левее – голец Дывикша (эвенк. Давакса).
Легенду об Икатских озёрах рассказал в 1990-х гг. бригадир оленеводов реки Марикта Молоков Жамсо Иванович. «Давным-давно орочоны Икатского хребта в летнее время собирались у Икатских озер. Они ловили рыбу, добывали лосей на кормовых озерах. Мясо сушили впрок на зимний охотсезон. Старики говаривали, что в Икатских озерах водится огромное чудовище с рыбьим хвостом огромных размеров и большой звериной головой. Оно было духом-хозяином и являлось хранителем этих чистых прекрасных вод, сохраняя их спокойствие от грозных сил природы и неведомых злых духов, а также от непрошенных людей-пришельцев, нарушающих покой этого замечательного озёрного края…».
Пещеры и писаницы
Многие века народами Сибири, в том числе и эвенками, поддерживались традиции почитания писаниц. Отношение к скалам с рисунками было тесно связано с почитанием духов. Вблизи скал с рисунками не разбивали стойбища, не занимались хозяйственной деятельностью. Сохраняется до настоящего времени и отношение к пещерам как к сакральным местам.
В 1999 г. на территории района было зафиксировано 39 археологических памятников, в основном по р. Витим от с. Романовка и ниже по течению; по р. Большой Амалат от с. Байсы до устья р. Ципы и далее вниз по течению до устья Ципы и р. Витим. В большинстве это стоянки. Только в верхнем течении р. Сали (левый приток р. Амалат) имеется писаница. В 1991 г. на левом берегу р. Витим обнаружена пещера Ингурская. Интересны пещеры в районе ручья Долган – Долганская яма, Пломбир, Дельфин [6, с. 95–96].
Места захоронений
В 1952 г. А. С. Шубин вблизи пос. Хойгот (70 км от Багдарина) видел более двух десятков могил. Гробы висели на деревьях. К концу 1960-х гг. их оставалось несколько штук. Остальные сгорели или сгнили [13, с. 63].
В двух километрах от дороги Багдарин – Россошино, на склоне горы, параллельно дороге, он нашел единственную могилу эвенка, захороненного в XX столетии. Гроб был сделан из плах, находился на высоте 1,6 м от земли. Гроб был разрушен [с. 100]. По рассказам россошинских эвенков, в районе Багдарина в XIX в. было очень много могил. Так, по р. Амнунда нельзя было даже найти место, чтобы разбить стойбище. Гробы были уничтожены в 1930-х гг., и перед войной в этих святых местах уже ничего не было. Да к тому же были пожары [13, с. 100].
Перевалы
В настоящее время на всех горных перевалах района стоят скамейки, столики или беседки, имеются маски божеств, на деревьях развешаны разноцветные ленточки, на дереве может быть привязана консервная банка, в которую кладут деньги, или патроны от малокалиберной винтовки, конфеты или папиросы, или просто цепляют волос (кстати, этот обычай соблюдался в течение XX века не только эвенками, но и русскими, и бурятами). Как говорят эвенки, «нельзя проходить мимо священного места, не отдохнув и не оставив что-нибудь из своих вещей. Первым делом угости, если есть водка и табак, так как боги пьющие и курящие, как и орочоны».
«Трёхстенка»
В начале XX в. лесник Александр Корсак обнаружил в районе оз. Баунт петроглифы. Одна группа рисунков находится на западном водоразделе ручья Большой Аян в его среднем течении. Другая – на берегу оз. Баунт в местности Трёхстенка. Трёхстенка – естественный, природный «шалаш» из огромных камней-валунов, закрытая с трёх сторон площадка (как шалаш охотника). На скальных рисунках изображены олени, звери, чумы – дюкия, охотники, сцены из охоты, календарь. Следует отметить, что данное место еще не обследовалось археологами, поэтому трудно сказать, каков возраст этих писаниц.
Эвенки из I рода Чильчагир и рода Киндигир проводили здесь свой традиционный эвенкийский праздник «Больджёр». Шаманы родов камлали, проводились различные спортивно-охотничьи состязания, свадьбы, соревновались сказители, несколько дней исполнялся «Икэн Одёра».
У подножия сопки на берегу озера Баунт, спускаясь с горы, наткнулась на необычное каменное изваяние – скалу, очень похожую на голову человека. Показала фото участникам экспедиции, и все пришли к общему мнению, что это голова эвенка. Видны шапка, нос, губы, эвенкийские скулы, подбородок. Об этой скале нигде упоминаний не было, местные жители тоже о ней ничего сказать не смогли. Участник экспедиции С. Шелковникова сказала, что лицо эвенка открылось нам после обрядов. Назвали скалу Эвэды бада – эвенкийское лицо.
Ольга Владимировна Бураева, доктор исторических наук, доцент Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН