Найти в Дзене
Ирина Зуй

«Итальянка в Алжире» Мариинского театра.

Ильдар свет лапочка Абдразаков, безусловно, лучший Паппатачи Мустафа, но зачем же заставлять Россини в гробу переворачиваться, я не поняла. Заявившись домой ровнехонько в 00-00 часов после состоявшегося в КЗЧ в Москве полусценического исполнения «Итальянки в Алжире» Россини силами десанта Мариинского театра и Маэстро ВАГ, чувствую себя студенткой, пишущей сочинение на тему «Где я провел этим летом, или за что я люблю Маэстро ВАГ». Ваг равно стабильность. Вот другие дирижеры (в том числе модный): вечно с ними гадаешь – вовремя начнет или задержит… С ВАГ стабильность неизбежна, как рок судьбы, как фатум, как наше светлое будущее, как победа Великой России, вот и сегодня первый звонок дали в 19-25, Маэстро начал ровнехонько в 19-45, как и ожидалось. Ровно, точно, как куранты. Исполнение россиниевской увертюры сразу сделало очевидным, что Маэстро сегодня не сказать чтобы в хорошем настроении: невозможно Россини играть без блеска, вот так тускло и вяло. Видимо, музыканты тоже это чувство

Ильдар свет лапочка Абдразаков, безусловно, лучший Паппатачи Мустафа, но зачем же заставлять Россини в гробу переворачиваться, я не поняла.

Заявившись домой ровнехонько в 00-00 часов после состоявшегося в КЗЧ в Москве полусценического исполнения «Итальянки в Алжире» Россини силами десанта Мариинского театра и Маэстро ВАГ, чувствую себя студенткой, пишущей сочинение на тему «Где я провел этим летом, или за что я люблю Маэстро ВАГ».

Ваг равно стабильность. Вот другие дирижеры (в том числе модный): вечно с ними гадаешь – вовремя начнет или задержит… С ВАГ стабильность неизбежна, как рок судьбы, как фатум, как наше светлое будущее, как победа Великой России, вот и сегодня первый звонок дали в 19-25, Маэстро начал ровнехонько в 19-45, как и ожидалось. Ровно, точно, как куранты.

Исполнение россиниевской увертюры сразу сделало очевидным, что Маэстро сегодня не сказать чтобы в хорошем настроении: невозможно Россини играть без блеска, вот так тускло и вяло. Видимо, музыканты тоже это чувствовали и отсутствие куража у ВАГ передалось и им: группа скрипок рассыпалась с самого начала, соло флейты потонуло в вязком звучании струнных. Все первое действие оркестр так и играл, к сожалению. Я давно заметила, что ВАГ не любит бельканто, еще с приснопамятной «Золушки» в Мариинском с Василисой Бержанской, и сегодня это было очень заметно. Скрипки Маэстро подсобрал ближе к концу увертюры, но увы, оркестр звучал тускло и беспомощно на протяжении всей оперы. В конце меня, правда, порадовала группа духовых, но изменить общее испорченное впечатление это уже не смогло.

Вокал с первого действия не задался: тенор Борис Степанов звучал тускло и неуверенно, на верхах фальшивил; меццо Екатерина Сергеева кричала, сбивалась в разговорную манеру, кое-где не успевала за темпами, голос был глухой и невыразительный; баритону Сергею Романову не хватало подвижности голоса. Ильдар свет Абдразаков, не смотря на новый статус управленца высокого уровня, певческого задора не потерял и вытягивал на себе весь спектакль.

Все певцы активно комиковали на сцене (Абдразаков в этом особенно преуспел, как и Сергей Романов). Дует Каймакана и Паппатачи актерски был замечательно сделан, на уровне лучших капустников и КВН нашего времени, чего не скажешь о вокальной составляющей: Абдразаков справлялся замечательно, но он один не смог избавить действо от отчетливого привкуса сельской самодеятельности. Ильдар, бросающийся с бутафорской шкурой тигра (ни один котик не пострадал) к Изабелле и рычащий от восторга перед прекрасной синьориной, безусловно, произвел впечатление на публику и сам явно получал удовольствие от процесса, но при чем тут Россини?

Все ансамбли были в той или иной степени запороты, это даже не был уровень репетиции, это было чудовищно не слаженное и не отрепетированное комическое действо, где, как мне показалось, смешно было и самим певцам.

Теперь про хор Мариинского театра, про который только ленивый не писал. Унисонность исполнения? Нет, не знаем. Подобранные голоса?? А зачем это, интереснее же разнообразие. Умение отличать крик от пения? Ну получается же громко, чего вы, в самом деле, придираетесь? Когда в конце хор вышел на левый балкон, пения не было в принципе, был откровенный крик, да такой, что даже меня, известного оперного мазохиста, поверг в некоторый ступор. Зато хористы славно играли лицами, подпрыгивали в нужных местах, заламывали руки и другими способами изображали слуг Мустафы.

Стильность исполнения? Звучание бельканто? А зачем это все надо на новогоднем огоньке, особенно когда на заднем плане маячат пластиковые пальмы, а на подергивающейся видеопроекции то сияет контурами дворец Шахерезады, то прекрасная морская даль в лунном свете, то тонущий «Титаник»?

Разбирать всерьез музыкальную составляющую этого Голубого Огонька (@историческое название) как-то и неловко: Россини там не было, оперы там не было, но был красующийся на сцене в костюме Паппатачи Ильдар Абдразаков, периодически выдававший отличный звук, великолепный комик и талантливый актер (то, что Ильдар – талантливый певец, мы и так знали).

Слушатели из бельэтажа активно потянулись на выход около 22-30, как раз в начале третьего действия, видимо, кто-то из них рассчитывал послушать оперу Россини и не ожидал попасть на плохое настроение Маэстро.

На сцене не хватало разве что дождика, хлопушек и мишуры, а так Огонек состоялся, а кто ждал оперу Россини – тот сам дурак.

#россини #гергиев #ильдарабдразаков #итальянкавалжире