Говоря о национальной школе политической экономии, исследователь оказывается в сложном положении. Разве можно говорить о национальной или иностранной медицинской науке? Считается, что политическая экономия как наука так же универсальна и едина, как всякая наука, опирающаяся на неизменные законы природы. Наука исследует в явлениях то, что является постоянным и всеобщим. Границы государств не являются барьером для этих законов. Политическая экономия исследует человеческую деятельность в производстве, обмене и потреблении благ, выявляет эти законы и дает рекомендации в соответствии с обстоятельствами. Декларируется, что предметом экономической науки является сугубо материальный сегмент. Прочие разделы социальной науки подлежат вниманию других отраслей.
Усилия экономической науки направлены на поиск условий, при которых каждый индивид может обрести благосостояние, а страна стать процветающей. Мир представляется большим рынком, где государства, как отдельные лица, богатеют в свободной конкуренции, производя товары с наименьшими издержками, чтобы продавать их по низкой цене как можно в большем количестве. Кризисы исследуются как закономерные события, подчиненные определенным годовым циклам.
Однако между человеком и человечеством история поставила нации. Классическая школа политэкономии ничего об этом не говорит. А ведь у каждой нации неодинаковые силы, ресурсы, различные интересы, и, самое главное, своя уникальная культура. Через эту уникальную среду проявляются правила поведения и традиций каждого народа. Древний закон для иудеев сохраняет актуальность и поныне, а сыны Исмаила стараются держаться своего порядка. Эти основания обладают необычайной прочностью, поражающей рассудок. Нация живет, проявляя в экономике свои особенности, изменяясь во времени и сохраняя основания и мотивы. Одно и то же социальное недомогание в отношении хозяйственной жизни, как то: величина заработной платы, труд женщин, детей и т.д. - проявляется у народов различно. Без учета религии и нравов рассуждения об экономике - лишь упражнение ума в идеальном пространстве. Проповедуемое учение политической экономии будет либо содействовать укреплению нации, либо ослаблять, однако характер нации остается неизменным. Несомненно, для каждого народа имеет значение независимость и могущество страны, однако целью его хозяйственной деятельности является не простое обогащение, а более сложный идеал: исторический и политический. В результате такого рассуждения возникают вопросы: является ли экономическое недомогание следствием одной и той же причины? Должны ли лекарства быть одинаковыми во всех случаях?
Каждой нации присущ свой характер и свои определяющие черты, которые проявляются не только в культуре, но и в хозяйственной деятельности. Французской традиции школы политической экономии, давшей начало науке об экономике, свойственен поиск согласия с мирозданием, в котором нация несет свою историческую миссию. Во внутренней организации ее традиционна иерархия приоритетов: дом, город, провинция, государство. Следование миссии – это скрытый код, побуждающий французов воспринимать экономику прежде всего как науку моральную, имеющую свои уникальные мотивы и ограничения. На этом поприще острота французского ума дала миру также систему математического моделирования, позволившую присвоить политической экономии статус естественной науки.
Как тонко подметил французский философ и дипломат Жозеф-Мари граф де Местр (1753-1821), либеральная идея о «человеке вообще» не имеет реального воплощения. Есть французы, итальянцы, русские и т.д., но невозможно встретить абстрактного общечеловека, обитаемого в воображаемых пространствах. Какое бы то ни было собрание людей, оно не может образовать нацию. Миссию нации нельзя делегировать. В отношении каждого народа экономическая наука должна подбирать меры, применимые к обстоятельствам, свойственным этому народу, его особому состоянию и интересам при соответствующем положении мира. Если бы совершенство было уделом человеческой природы, то выявленные законы отличались бы стабильностью и постоянством, однако это не так. Игнорирование этого, попытка неисполнения миссии нации, непременно повлечет за собой трудности, в том числе и экономического характера.
При знакомстве с экономическими мыслителями Франции, автор стремился придерживаться хронологического порядка, выявляя произведения, в которых лучше раскрывалась суть идей. Исследования начаты с начала 17 в., когда был опубликован трактат, в котором впервые прозвучало сочетание «политическая экономия». Писатель первого экономического трактата - человек искусства, волей судьбы обративший свой взор на факторы экономики для обогащения и укрепления страны. Последующие писатели развивали это направление на основе умозаключений, стремясь превратить их в школу. Идеи формировались в рамках философских доктрин, родившихся из католической теологии. Изучение вектора развития политической экономии совместно с исходными философскими доктринами, по нашему мнению, позволит четче увидеть традицию французской школы.
Данное исследование не претендует на полноту представительства всех течений и оттенков французской школы, однако основные доктрины представлены в достаточной мере.
Ссылка на книгу:
https://vk.com/s/v1/doc/kLxbXRfOknFvKlT0bpmR1u9UC9_Cd2QREib20uaJlkV4RXKIGBo