Найти в Дзене
Поэзия души

Аз

Аз

*

«Заводной апельсин»

25 февраля 1917 года родился английский писатель и композитор Энтони Бёрджесс (псевдоним Джона Энтони Бёрджесса Уилсона). 

Родным для Бёрджесса был английский язык, но он владел ещё и русским, немецким, испанским, итальянским, валлийским и японским языками. Он был литературоведом, переводчиком, плодовитым автором.

Энтони Бёрджесс – автор одного из самых ценных художественных исследований подростковой жестокости – романа "Заводной апельсин" (1962 г.). 

Роман обрёл популярность главным образом благодаря экранизации Стэнли Кубриком (1971 г.). 

Бёрджесс в интервью Village Voice говорил: «Эта чёртова книга — труд, насквозь пропитанный болью… Я пытался избавиться от воспоминаний о своей первой жене, которую во время Второй мировой зверски избили четверо дезертиров американской армии. Она была беременна и ребенка после этого потеряла. После всего, что произошло, она впала в дикую депрессию и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. Позже она тихонько спилась и умерла».

Лариса Цурунова:

"Моё восприятие романа Берджесса - книги о юных otmorozkax, поколении nadtsatyh -- эмоциональный шок. Шок от того, насколько оправдались предвидения Энтони Бёрджесса: подростковый бандитизм / экстремизм под всевозможными политико-идеологическими «соусами». 

Фильм Кубрика заканчивается сценой «выздоровления» Алекса, гл. героя. Наверное, слишком уж мрачным, страшным вырисовывалось будущее общества, состоящего из таких алексов… Хоть какую-то надежду хотелось режиссёру оставить зрителям... По-видимому.

А в романе герой после выхода из тюрьмы пытается покончить с собой, не желая существовать в новом образе. Психика героя восстанавливается (возвращается к прежнему состоянию), перечеркивая все усилия / старания тюремных экспериментаторов (программа нетрадиционного воздействия на психику с целью перевоспитания преступников, добровольным участником которой Алекс стал, поскольку руководители программы обещают досрочное освобождение). 

Полагаю, что автор скептически относился к необихевиористским теориям.

Насильственным / механическим образом наставить героя на «путь истинный» не удалось. Не исправляет тюрьма… Исправление «со стороны» невозможно. Мне кажется, автор со всей определённостью доказывает это…

Для меня же ясно одно: появление наглых, безнравственных, опасных, безжалостных, эгоцентричных, презирающих людей и чужую жизнь… детей, подростков (молодых людей) закономерно в обществе, в котором интерес к подрастающему поколению, к проблемам молодёжи, к воспитанию и образованию растущих молодых носит декларативный, формальный характер. 

Детей надо бережно выращивать. Всем миром / обществом. Системно. Не жалея усилий, средств, времени… Ничего не жалея для этого… Чтобы не пытаться потом «перевоспитывать» и «бороться». 

Потом - бессмысленно. Как сформулировал Алекс: «…если уж он пошел, то остановиться ни за что не может. В юности каждый из нас похож на такую malennkuju заводную shtutshku».

Стараюсь при каждом удобном случае повторять своим ученикам мысль А.П. Чехова: «...счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз»".