В истории музыки найдется немного композиторов, чье творчество оценивалось бы так противоречиво, как творчество Джакомо Мейербера. Существует даже мнение, что оперы композитора настолько театральны, что музыка, сопровождающая действие вне театра, не производит столь сильного впечатления на слушателя. Тем не менее, оперная музыка Мейербера необычайно эффектна и прекрасно аранжирована. Блестящие арии из этих опер тут же подхватывались и распевались людьми на улице, игрались на шаффлбордах. В Европе второй половины XIX века не было такой оперной сцены, с которой бы не звучали произведения Мейербера, принося большие доходы театрам. Тем не менее, его оперы были забыты на десятилетия, и сейчас происходит второе переоткрытие творчества Мейербера.
Джакомо Мейербер родился 5 сентября 1791 года в Берлине в семье крупного банкира. Уже в детстве он привлекал внимание как пианист и мог бы стать одним из самых выдающихся виртуозов своего времени. Однако его всегда тянуло к композиции, особенно к музыкальному театру. Даже его ранняя
кантата, первое успешное произведение 1811 года, <<Бог и природа>>, сильна своими эффектно-декоративными, <<оперативными>> чертами. Однако первые оперы Мейербера, поставленные в Германии, - <<Клятва Евфая>> (1813) и <<Алимелек, или Два халифа>> (1814) - не имели успеха. По совету Антонио Сальери, который видел главные недостатки работ Мейербера в тяжелой немецкой контрапунктической эрудиции и отсутствии мелодического обаяния, Мейербер отправился в Италию. Он пробыл там с 1816 по 1824 год и быстро перенял мелодический и вокальный стиль Россини. Итальянские оперы <<Ромильд и Констанца>> (1817), <<Маргерита Анжуйская>> (1820), <<Крестоносец в Египте>> (1824) принесли ему славу. Последнее произведение, свидетельствующее о зрелости и творческой независимости композитора, исполнялось и за пределами Италии.
Мейербера больше не удовлетворял итальянский музыкальный театр, и его не прельщала работа в родной Германии. Разнообразная, живая, богатая международными событиями культура Парижа казалась ему той почвой, на которой могла бы расцвести настоящая музыкальная драма.
<<...Я был бы гораздо счастливее, если бы написал оперу для Парижа, чем для всех театров Италии вместе взятых. Ибо в каком еще месте мира художник, желающий написать истинно драматическую музыку, может найти более мощные ресурсы, чем в Париже? Прежде всего, здесь нет хороших текстов, а публика ценит только один вид музыки. В Париже же, напротив, можно найти прекрасные либретто, и публика восприимчива к любой музыке, лишь бы она была блестяще написана. И поэтому для композитора там открывается совершенно иное поле деятельности, чем в Италии>>», - писал он.
В 1827 году Мейербер переехал в Париж. Однако долгое время он не решался исполнять свои новые произведения, так как эти годы были посвящены изучению культуры народа, с которым он отныне связал свою творческую судьбу. Композитор добросовестно и с необычайной серьезностью изучал французскую литературу, драматургию и живопись. Важную роль в формировании оперного стиля Мейербера сыграл Э. Скриб, один из самых плодовитых и ярких парижских драматургов того времени.
Скриб сотрудничал с Мейербером над всеми его крупными операми. Композитор и либреттист уделяли особое внимание развитию сюжета и сценическому плану драмы. Либретто их опер - это мастерски написанные пьесы с ярко выраженной драматической интригой, отличной контрастной композицией, разнообразной сменой сценически эффектных эпизодов и выразительными диалогами. Таким образом, опера становилась эффективным театральным произведением, положенным на музыку.
Их первое совместное произведение увидело свет только в 1831 году. Опера <<Роберт Дьявол>> по праву считается одной из главных в творчестве Мейербера. <<Роберт Дьявол>> - типичная романтическая опера, в которой происходят всевозможные чудеса, действуют демонические силы и строятся дьявольские козни - и все это в чудесной атмосфере рыцарского века. Композитор отталкивался от так называемой гранд-оперной формы, в которой длинные музыкально-ансамблевые эпизоды, полные пафоса и резких контрастов, чередуются с трудноисполнимыми ариями певцов, балетными номерами и жанровыми сценами. Знание композитором барочной оперы проявилось здесь в совершенной структуре музыкальных сцен и виртуозности исполнения партий певцов. Опера принесла композитору широкую известность и ознаменовала рождение романтического музыкального театра во Франции.
В «Роберте-дьяволе» много черт стиля, который впоследствии станет характерным для творчества Мейербера. Этот стиль нашел свое полное выражение в опере «Гугеноты», которая была поставлена пять лет спустя, в 1836 году. Эта опера - лучшее произведение композитора.
Сюжет <<Гугенотов>> взят из впечатляющей главы французской истории - борьбы между католиками и протестантами в XVI в. В нем проявилась характерная черта романтиков - тяга к исторической тематике.
В основе романтической драматургии Гюго лежал принцип резкого контраста, <<драматургия антитезы>>. Историческое и социальное смешивалось с лирическим, возвышенное - с гротескным и фарсовым, уродливое - с прекрасным.
Характерные черты музыкальной драматургии Мейербера, особенно ярко выраженные в <<Гугенотах>>, уходят корнями в современную Францию - в ее театр, литературу и музыку.
Одним из шедевров его оперной композиции является сцена католического заговора из второго акта <<Гугенотов>>, в которой создано удивительное внутреннее единство. В оживленных народных сценах третьего акта (как и в ряде других массовых сцен) композитору удалось объединить разрозненные, контрастные сценические эпизоды в музыкальное целое.
Театральный гений композитора проявился во многих музыкальных эффектах, которые он нашел впервые. Один из примеров - смелые гармонии, с помощью которых композитор неоднократно характеризует католиков в «Гугенотах». Исторический колорит гугенотской музыки подчеркивается, например, звучанием подлинного протестантского хорала XVI века.
Мейербер и Скриб уделяли большое внимание декоративным моментам. Зрелищность и развлекательность доминируют в развитии сюжета и композиции. Максимально подчеркнуты все <<живописные>>, живописные, красочные эффекты, присущие сюжету. Так, в <<Гугенотах>> рыцарские празднества и великолепие королевского дворца, уличные танцы цыган, таинственный заговор католиков, столкновение солдат и студентов и даже жуткая кульминационная сцена массового погрома требуют роскошных декораций.
Пышность и варварство эпохи Возрождения, придворное великолепие и жестокий религиозный фанатизм, аскетическая вера протестантов и романтика рыцарской любви образуют в «Гугенотах» драматургию противоположностей, характерную для романтического искусства.
Гуманистическая идея оперы «Гугеноты», ее блестящая театральность, связь с современностью и национальными художественными традициями вызывали восхищение у многих выдающихся деятелей Франции, в том числе у Бальзака и Жорж Санд. Однако большинство ведущих музыкантов Европы относились к Мейерберу негативно. Причина этого кроется в противоречивости творческого характера самого Мейербера.
В отличие от многих композиторов-романтиков, Мейербер не стоял в идеологической оппозиции к современному обществу. Сферой его влияния была парижская <<Гранд-Опера>>, пользовавшаяся поддержкой <<Золотых мешков>>. Мейербер не задумывал радикальной реформы музыкального театра. Он не разоблачал интеллектуальную убогость буржуазной культуры и не восставал против нее в своем творчестве. Он сознательно шел на компромисс и пытался согласовать свои прогрессивные художественные устремления с реакционными взглядами той среды, от которой зависела его карьера.
И для музыки Мейербера характерны компромиссы и противоречивые художественные решения. Однако чаще всего она вызывает восхищение своими новаторскими чертами.
В поисках наиболее яркого и красочного воплощения сценических декораций Мейербер открыл множество ранее неизвестных средств выразительности в музыкальном искусстве.
Мейербер не имел соперников среди своих современников в искусстве построения больших музыкальных и драматических форм. В этом он превзошел Россини, чей «Вильгельм Телль» послужил для него образцом.
Особенно тонкое драматическое чутье Мейербер обнаружил в инструментовке. Наряду со старинными инструментами Мейербер использовал и новейшие, такие как саксофон. Он вводит орган для достижения особой звучности и использует тромбоны и фаготы для изображения дьявольски-фантастических образов (в <<Роберте-дьяволе>>).
Исторический фон в произведениях Мейербера чрезвычайно пышный и грандиозный. Экзотические цвета, мощные сцены и яркие контрасты также близки гиперболическому визуальному языку Гюго.
Продуманный расчет на легкодоступные эффекты лежит в основе схематичной пятиактной структуры оперы Мейербера.
Почти во всех операх Мейербера появление героя - стереотипный прием: сольная песня в хоровой сцене. Везде кульминация историко-социальной линии приходится на третий акт, а четвертый акт - кульминация личной драмы, показанной через обязательный любовный дуэт и т. д. Характерны и некоторые более частные приемы, в том числе утрированные, прямые контрасты. Например, в первом акте «Гугенотов» звучит только мужской хор, а во втором появляется только женский.
Работая в Париже, Мейербер не прерывает связь с Германией. В 1842 году он был назначен главным музыкальным директором при прусском дворе. Для Берлина он пишет в 1844 году оперу <<Лагерь в Силезии>>.
За последние пятнадцать лет жизни Мейербер создает еще четыре больших оперы - <<Северная звезда>> (1854), <<Динора, или Праздник в Плоэрмеле>> (1859), <<Пророк>> (1849) и <<Африканка>> (1864). Две последние оперы при бесспорных чертах индивидуального отличия, по существу строятся на художественных принципах, разработанных Мейербером в <<Гугенотах>>. В <<Пророке>> речь идет о восстании религиозных фанатиков во Фландрии в начале XVI века; в <<Африканке>> - об открытии новых земель португальцами в конце XV века. Сюжеты этих опер – исторически совершенно недостоверны, но зато очень подходили для исполнения на сцене и были написаны мастерски. Заметно, что <<Пророк>> был создан уже после того, как автор познакомился с произведениями Листа и Вагнера. В <<Африканке>>, законченной незадолго до смерти композитора, явно ощутимы новейшие веяния французской лирической оперы.
Во время пребывания в Париже Мейербер не порывал связей с Германией. В 1842 году он был назначен генеральным музыкальным директором при прусском дворе. В 1844 году он написал для Берлина оперу <<Лагерь в Силезии>>.
В последние пятнадцать лет своей жизни Мейербер создал еще четыре великие оперы - <<Нордштерн>> (1854), <<Динора, или Праздник в Плоермеле>> (1859), <<Пророк>> (1849) и <<Африканерин>> (1864). Хотя две последние оперы, несомненно, отличаются идиосинкразией, в их основе лежат художественные принципы, разработанные Мейербером в <Гугенотах>. <<Пророк>> рассказывает о восстании религиозных фанатиков во Фландрии в начале XVI в.; <<Африка>> - об открытии португальцами новых земель в конце XV в. Сюжеты этих опер не являются исторически достоверными, но они очень хорошо подходили для исполнения на сцене и были мастерски написаны. Примечательно, что <<Пророк>> был написан после того, как автор познакомился с творчеством Листа и Вагнера. В <<Африканской девушке>>, которая была завершена незадолго до смерти композитора, отчетливо прослеживаются последние тенденции французской лирической оперы.
Неожиданные черты творческой индивидуальности Мейербера проявились в его комической опере «Динора». Эта опера буквально противоположна буйной, театральной, красочной музыке ранних произведений Мейербера. Ее отличает стилистическое единство и тонкое воплощение текста. Оригинальны и народные сцены, основанные на фольклорных элементах. Изысканные инструментальные картины, изображающие ночные пейзажи, предвосхищают импрессионизм. Фантастические образы также получили оригинальную трактовку.
Мейербер был одной из самых значительных личностей в артистическом Париже. Пресса, финансовые власти, судейские, связи за кулисами - все, что было частью успеха, находилось во власти Мейербера. Многие современники были склонны видеть причину творческого триумфа композитора в его высоком социальном положении и умении организовать успех своих произведений. Однако со дня премьеры «Гугенотов» прошло более ста шестидесяти лет, и за это время опера Мейербера не только не утратила своего значения, но, напротив, заняла почетное место среди выдающихся образцов французского искусства.
Большая опера, связанная с общественными и гражданскими традициями французского национального театра, нашла свое полное выражение в творчестве Мейербера. Историко-героические образы произведений Мейербера, их великолепная драматургия, живая театральность и музыкальная действенность оказали огромное влияние на современных композиторов и музыкантов последующих поколений.