Найти в Дзене
Roma Traveler

Четыре персонажа в поисках сюжета – стоит ли смотреть современный балет в Большом театре?

Как известно, за последние 25 лет Большой театр активно экспериментирует с современным балетом – за это его иногда ругают любители классики. Решил разобраться и сходил на серию одноактных балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета» на Новой сцене. Очень важный момент – цена. Места есть хоть до последнего дня, партер – в районе 3000 рублей. Очень гуманно. Заодно и на Новую сцену посмотрим. Новая сцена – напротив исторического здания Большого театра. Построена в начале 2000-х и сразу приняла на себя активных посетителей: на период реконструкции основной сцены именно здесь и «жил» Большой театр в течение 6 лет (2005-2011). Если интерьеры исторического здания оформлены в красных и бордовых тонах, то здесь – более спокойные оттенки. В гардеробах и фойе – привычная театральная атмосфера. Кто-то изучает фотовыставки, кто-то сам как фотовыставка. Зрительный зал. Кресла удобные, люстра на месте – все, как полагается в театре. Сам современный балет в России имеет интересную историю. Углубляться

Как известно, за последние 25 лет Большой театр активно экспериментирует с современным балетом – за это его иногда ругают любители классики. Решил разобраться и сходил на серию одноактных балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета» на Новой сцене.

Автограф народной артистки РФ Светланы Захаровой. Фото автора.
Автограф народной артистки РФ Светланы Захаровой. Фото автора.

Очень важный момент – цена. Места есть хоть до последнего дня, партер – в районе 3000 рублей. Очень гуманно. Заодно и на Новую сцену посмотрим.

Фото автора
Фото автора

Новая сцена – напротив исторического здания Большого театра. Построена в начале 2000-х и сразу приняла на себя активных посетителей: на период реконструкции основной сцены именно здесь и «жил» Большой театр в течение 6 лет (2005-2011).

Если интерьеры исторического здания оформлены в красных и бордовых тонах, то здесь – более спокойные оттенки.

-3

В гардеробах и фойе – привычная театральная атмосфера. Кто-то изучает фотовыставки, кто-то сам как фотовыставка.

Зрительный зал. Кресла удобные, люстра на месте – все, как полагается в театре.

Сам современный балет в России имеет интересную историю. Углубляться не будем, ограничимся лишь 21 веком. В 2000-х его активно внедрял худрук Большого театра Алексей Ратманский (из-за чего были и серьезные конфликты в балетной труппе). Многие экспериментальные балеты шли недолго: публика в России требует классики. Хотя сюжеты для современных балетов берутся и из классической литературы, и из абстрактных зарисовок, и просто из «замысла автора».

Названия некоторых: «Болт», «Мастер и Маргарита», «Лабиринт», «Анна Каренина», «Светлый ручей», «Нуреев». Из нашумевших открытий этого сезона – балеты «Пиковая Дама», «Буря». Несколько иллюстраций для примера.

Многие профессионалы и критики говорят, что если ставить одну только классику в привычной хореографии – балет как искусство не будет развиваться. Поэтому действующие артисты совмещают и классику, и современность. Кому-то больше нравится одно, кому-то другое (так же, как зрителям, в принципе). В балетной труппе Большого есть премьеры, которые сделали себе имя прежде всего на современном балете.

Фото автора
Фото автора

Современный балет – всегда поиск. Думаю, название «Четыре персонажа в поисках сюжета» – вполне оправданно. Замысел этих одноактных балетов появился во время пандемии COVID-19: чтобы труппа не сошла с ума на самоизоляции в отсутствие новых перспектив, решили обратиться к творчеству зарубежных хореографов – ими стали Брайан Ариас, Симоне Валастро, Димо Милев, Мартин Шекс.

После 2020 года этот балет иногда повторяют на сцене Большого театра. Причем задействованы в нем подлинные звезды – например, в этот вечер танцевали шесть премьеров и две прима-балерины.

Народная артистка России Светлана Захарова и заслуженный артист России Денис Савин – самые "долгоиграющие" на данный момент исполнители в балетной труппе Большого театра – высочайший профессионализм и драматический, и танцевальный. Это и есть "то, что здесь и сейчас" (и за прошедшие 15 лет русского балета тоже). Денис Савин вообще себе имя сделал на современном балете, по его творчеству энциклопедию этого направления можно писать.

 Фото автора
Фото автора

Заслуженные артисты РФ – премьеры Большого театра Владислав Лантратов, Артем Овчаренко; премьеры балета Вячеслав Лопатин, Игорь Цвирко, Артемий Беляков, солисты Марк Чино, Кристина Кретова, Георгий Гусев, Александр Водопетов и многие другие.

 Фото автора
Фото автора

Первый балет – «Девятый вал»

Музыка – Михаил Глинка и Николай Римский-Корсаков (сделать современный балет на такие имена в русской музыке – смелый эксперимент!). На сцене – 46 человек, такой «массовый танец» с обнаженными торсами. Вот уж истинно «Девятый вал», где легко затеряться. Лантратов, Беляков Овчаренко не затерялись.

Второй балет – «Всего лишь» (Just)

 Фото - телеграм-канал Большого театра
Фото - телеграм-канал Большого театра

Музыка Дэвида Лэнга (под фонограмму, на библейскую тему).

Здесь уже 5 человек в танце под промышленные вентиляторы. Голые торсы сменились голыми ногами. Супруги Игорь Цвирко и Кристина Кретова – выше всяких похвал!

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Третий балет – «Угасание» (Fading)

Фото - телеграм-канал Большого театра
Фото - телеграм-канал Большого театра

Музыка Энрике Гранадоса, 7 исполнителей, все те же Игорь Цвирко и Кристина Кретова. Красивое соло на фортепьяно.

-15

Четвертый балет - «Тишина» (Silentium)

Музыка композитора Арво Пята. Красивое соло на скрипках. Примерный замысел – ангелы забирают умирающую душу. Грустно и торжественно.

Я не знаю, как Светлана Захарова это делает: сложная хореография, великолепная пластика, артистический драматизм. Как зритель скажу: она жила на сцене в своем танце! Просто бриллиант, который в этом балете "ограняли" и дополняли Артемий Беляков, Денис Савин, Игорь Цвирко, Марк Чино и юная прима Алена Ковалева.

Фото - телеграм-канал Большого театра
Фото - телеграм-канал Большого театра

Мои ощущения

В современном балете чаще всего нет сложно костюмированного антуража, свойственного классике. Кажется, что порой замысел автора "идёт пунктиром". И здесь особенно важна способность всех участников этого действа раскрыть замысел через образ, через драматическую выразительность. И при этом хореография не менее ( а то и более) сложная, чем в классическом балете.

Отсюда – особенно высокие требования к профессионализму исполнителей. Драматический талант артистов Большого театра дает такую возможность , и, наверное, поэтому он может позволить себе эти эксперименты, в отличие от творческих коллективов в регионах. Синхронность,четкость, координация движений – здесь просто по-другому нельзя.

Фото автора
Фото автора

Тут ничто не отвлекает от танца. Темный приглушённый тон, строгость и концентрация внимания: и исполнителей, и зрителей. Некоторые сцены, движения – без музыки: и в зале полнейшая тишина. Я никогда такого не видел и не слышал. Забываешь про какое-нибудь дурацкое селфи с люстрой или цены в буфете. Здесь нужно сосредоточение.

И название "в поисках" – как нельзя лучше подходит к замыслу. Все искусство (а современное особенно) – это поиск. И сегодня я вместе с персонажами, кажется, что-то нашел.

После спектакля у выхода из театра артисты традиционно раздавали автографы. Я поразился, насколько они простые в общении люди. Тихо и спокойно вышли, пообщались с поклонниками. Никакой "короны", никаких эксцессов. Большой театр может быть и таким, оказывается.

Мой вывод

Современный балет стоит того, чтобы его смотреть и даже изучать. Если бы у меня было больше времени, я бы с удовольствием посещал чаще такие постановки. И ничего страшного, если какой-то эксперимент на сцене Большого театра не понравится публике. Сюжетов много – поиск продолжается!