РЖД под конец года показали первый купейный вагон габарита Т. Вагоны увеличенного размера в России ждут уже несколько лет. Ранее был представлен плацкарт, который не пошел в серию, а теперь дело дошло до купе. Такие вагоны вскоре станут самыми массовыми.
Долгожданный вагон
Глава РЖД Олег Белозеров на встрече с президентом РФ в январе 2024 года говорил:
«В конце года пройдет сертификацию и встанет у нас в строй, в работу новый пассажирский вагон габарита Т. Он отличается от предыдущего тем, что он шире на 30 сантиметров, а это означает, что полка будет длиннее: не 1,83 метра, а два метра. Традиционная проблема пройти по вагону – на пять сантиметров шире [будет] проход в вагоне. Появится дополнительное персональное пространство. Соответственно, такие заделы дополнительные сделали, начали реновировать пассажирские вагоны».
В августе 2023 года, выступая на железнодорожном форуме в Петербурге, глава ФПК Владимир Пястолов анонсировал обновление «Красной стрелы».
«Первый состав из габарита Т – будет состав поезда “Красная стрела”. Я делаю анонс. И мы <…> на следующий год вместе с производителями обязуемся в рейс отправить первый поезд из вагонов габарита Т – абсолютно свежих, новых, комфортных, широких, приятных», – сказал Пястолов на форуме «PRO//Движение. Экспо».
Так что вагон был действительно долгожданным. Но не первым.
Экспериментальный плацкарт
Первый плацкартный вагон такого габарита был презентован в 2020 году, однако в серию не пошел.
Вместо этого в РЖД инициировали обсуждение того, каким должен был плацкарт внутри. В итоге, кажется, остановились на двух вариантах.
Первый – ничего не менять и оставить нынешнюю планировку.
Второй – сделать капсульный плацкарт, где у каждого пассажира будет индивидуальная ячейка. Использовать такие вагоны в ночных поездах.
Самый массовый вагон
Тверской вагоностроительный завод планирует в ближайшее время перейти к производству одноэтажных вагонов габарита Т. На эти цели (в том числе) пойдет кредит, который завод взял у ВЭБ.РФ на 7,27 миллиарда рублей.
«Производитель запустит в серийное производство новый модельный ряд одноэтажных вагонов в габарите Т. Их отличительной особенностью станет повышенная пассажировместимость и возросший уровень комфорта — будут увеличены ширина проходов и размеры спальных мест», – говорилось в пресс-релизе ТВЗ по итогам подписания соглашения с ВЭБ.РФ.
Что известно про новый вагон
Трансмашхолдинг и РЖД показали первый купейный вагон локомотивной тяги модели 61-4533 увеличенного габарита в предпоследний день года.
Судя по фото, вагон еще толком не готов, но торопились отчитаться, что успели.
В отличие от широко распространенного габарита 1-ВМ, длина вагона в габарите Т увеличена на 73 см, ширина – на 28 см. На 9 см шире станет проход по салону, на 15 см длиннее — спальные места в купе.
Но о хорошем – всё. Увеличение габаритов приведет еще и к появлению одного дополнительного купе. А это значит, что в вагоне будут перевозить 40 человек, а не 36. А ведь это увеличение нагрузки на проводника, туалеты и т.д.
«Это инновационная разработка специалистов ТМХ и РЖД, которая обеспечивает увеличение пассажировместимости, повышение уровня комфорта для пассажиров, повышение эксплуатационных и сервисных характеристик, уровня содержания отечественных материалов и комплектующих. В совокупности эти решения повышают эффективность вагона по сравнению с предшествующими моделями», – говорится в релизе завода.
«Четыре кузова уже изготовлены, еще два находятся в стадии изготовления. В декабре проведены работы по сборке вагона, монтажу электрических систем, внутреннего оборудования и интерьера», – сообщает производитель.
К сожалению, по фото нельзя судить, есть ли в вагоне что-то поистине инновационное, кроме столика для пассажиров верхней полки. И то непонятно, насколько он прочный и не будет ли он дребезжать и отваливаться, пока пассажир спит.
На столиках можно рассмотреть логотипы, которые могут указывать на наличие быстрой зарядки. К сожалению, про регулировку температуры воздуха в купе в релизе ничего не говорится.
Перестал обещать производитель и новую тележку с пневмоподвешиванием, о которой говорилось в 2020 году.