Ею была графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова (1845-1924), урождённая Шувалова. Графиня была статс-дамой Императорского двора, кавалерственной дамой ордена святой Екатерины. Воронцова-Дашкова в 1903 г. вступила во владение Воронцовским майоратом, в который входило и имение в Алупке и была владелицей знаменитого дворца до своего отъезда из России в 1919 г.
Воронцовский дворец в Алупке- уникальное творение человеческих рук и фантазии, шедевр архитектуры, расположенный в обширном парке- памятнике садово-паркового искусства.
Дворец возводили с 1828 по 1848 годы как летнюю резиденцию для видного государственного деятеля Российской империи, генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Семёновича Воронцова (1782-1856). Герой войны 1812 года, Воронцов был инициатором идеи создания дворца на крымском побережье и привлёк к его созданию группу выдающихся европейских архитекторов. Целое состояние стоило внутреннее убранство дворца с его коллекциями мебели, фарфора, картин и статуй.
На рисунке ниже Южный фасад Воронцовского дворца, 1840-е годы. На лестнице еще отсутствуют мраморные фигуры львов, они и название Львиная терраса появились в 1848 году.
После смерти генерала-фельдмаршала в 1856 г. дворец перешёл по наследству его единственному сыну князю Семёну Михайловичу Воронцову (1823—1882) —генерал-лейтенанту, участнику Крымской и Русско-турецких войн. Семён Михайлович очень любил дворец, занимался его благоустройством и с 1864 г. жил в нём постоянно. С.М. Воронцов с 1871 года был также Гласным первой ялтинской Городской думы и активно участвовал в общественной жизни Ялты. Со смертью С.М. Воронцова мужская линия Воронцовых пресеклась.
Но злую роль в судьбе дворца сыграла вдова князя Мария Васильевна Воронцова (1819-1895) . Мария Васильевна была светской львицей и транжирой. В первом браке она была замужем за А.Г.Столыпиным (умер в 1847), от которого имела сына. Мария Васильевна была замужем за одним, любила другого (кн.Барятинского) и имела любовные связи с другими ( в том числе с членами дома Романовых). Урождённая княжна Трубецкая, Мария Васильевна почему-то считала, что её брак неравен и что Воронцов гораздо ниже её по происхождению. Снова овдовев, княгиня унаследовала только благоприобретенные земли и движимое имущество дворца. Воронцова распродала земли, прилегающие к парку, и продала на аукционах часть обстановки Воронцовского дворца. 10 лет она судилась с родственниками мужа и проиграв процесс уехала в Италию, забрав с собой всё что осталось во дворце. До конца своих дней Мария Васильевна жила на вилле во Флоренции со своим сыном от Столыпина (который на самом деле был от Барятинского), сына она звала Булькой. Много лет дворец в Алупке стоял пустым и находился в полном упадке. Последующие хозяева дворца охотились по всей Европе за предметами обстановки, распроданными Марией Васильевной.
Далее дворец вместе со всем имуществом Воронцовых перешёл к старшему внуку фельдмаршала М.С. Воронцова от его дочери Софьи - Павлу Андреевичу Шувалову, так как больше не было прямых потомков Воронцова по мужской линии. Сохранились свидетельства о бракосочетании в 1885г в Алупке между Павлом Андреевичем и баронессой Елизаветой Пилар фон Пильхау, свадьба была более похожа на фарс из-за психической невменяемости жениха. Новобрачные отбыли в свадебное путешествие в Париж, где Павел Андреевич внезапно скончался. Этот брак был оспорен родственниками и признан недействительным, баронесса осталась ни с чем. После внезапной смерти Павла Андреевича в Париже, имущество перешло к его младшему брату Михаилу Андреевичу, который тоже прожил недолго. Оба брата Шуваловы были психически больны и находились под постоянным присмотром и опекой.
После смерти князя Михаила Андреевича Шувалова решением Санкт-Петербургского окружного суда от 1 мая 1904 г. его сестра Елизавета Андреевна унаследовала всё имущество Воронцовского майората.
С 1867 г. Елизавета Андреевна Шувалова была замужем за графом Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым. Супруги были дальними родственниками по линии Воронцовых, их брак был счастливым. После 1904 г. Елизавета Андреевна стала одним из крупнейших землевладельцев в России. Ей с супругом принадлежали 21 имение площадью свыше 160 тысяч га земли.
Графиня Елизавета Андреевна развернула активную деятельность по восстановлению Алупкинского имения к нормальной жизни. В пустующий дворец были перевезены мебель, картины, скульптура. Началась реконструкция старых и возведение новых хозяйственных построек. Она по частям выкупала исторически ценные вещи из Воронцовского дворца на аукционах. Но многое безвозвратно пропало.
Портрет графини Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой работы Александера Кабанеля, Париж, 1973 г.
Супруг Елизаветы Андреевны Воронцов-Дашков Илларион Иванович (1837—1916) — граф, генерал от инфантерии, командир лейб-гвардии Гусарского полка. Участник Кавказской войны, Туркестанского похода и Русско-турецкой войны, свитский генерал, адъютант, министр Императорского двора, канцлер Капитула российских орденов, председатель Главного управления Российского общества Красного Креста. Наместник Кавказа с 1905 по 1915 гг. Член Государственного Совета.
Елизавета Андреевна сопровождала мужа во время его службы Наместником Кавказа и даже в военных походах. С годами генерал стал всё чаще болеть. В его ставке в Тифлисе говорили, что настоящий хозяин на Кавказе не Государь и не его Наместник, а графиня Елизавета Андреевна. Почти открыто Воронцова-Дашкова покровительствовала интересам армянской элиты на Кавказе.
На фото ниже Воронцовы-Дашковы в Алупке. Благополучие семейной жизни часто омрачалось горем утраты самых близких людей. С 1893 по 1919 годы десять членов семьи Елизаветы Андреевны ушли из жизни не по старости, а в результате несчастных случаев, болезней или были убиты.
Непререкаем был авторитет Елизаветы Андреевны и при царском дворе, где её уважали и побаивались. Воронцова-Дашкова была статс-дамой при двух императрицах. Говорят, представителей европейских королевских домов при царском дворе графиня приветствовала лишь кивком головы.
В Алупке графиня сдала в аренду земли под санаторий для учащихся церковно-приходских школ. За это Николай II пожаловал ей бриллиантовое украшение к золотой нагрудной медали на ленте.
В 1915 г. здоровье Иллариона Ивановича ухудшилось, и он наконец подал в отставку. 78-летний генерал покинул Кавказ и окончательно перебрался в Алупку. Пять месяцев спустя И.И. Воронцов-Дашков скончался.
Октябрьская революция застала Елизавету Андреевну в Ессентуках, графиня была арестована и заключена в тюрьму в Пятигорске, где она ожидала своей казни. Спасением стало освобождение Пятигорска Добровольческой армией и Воронцовой-Дашковой удалось выехать в Крым, где собиралась её многочисленная семья.
В апреле 1919 г. Елизавета Андреевна вместе со своей младшей дочерей Ириной, её мужем графом Шереметевым и их пятью детьми, эвакуировались из Ялты на английском военном судне. Как и все, Воронцова-Дашкова думала, что покидает Россию лишь на время.
Графиня Ирина Илларионовна Шереметева (1872, С.-Петербург- 1959, Рим), младшая дочь Елизаветы Андреевны, была фрейлиной, общественным деятелем и сестрой милосердия. Трижды награждена Георгиевскими медалями.
В изгнании Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова поселилась в Германии, где и скончалась в 1924 г. в возрасте 79 лет в городе Висбаден.
У Воронцовых-Дашковых было восемь детей: четыре сына и четыре дочери, которые в свою очередь имели многочисленное потомство. В этот раз упомянем только некоторых из них.
Александр был младшим сыном Воронцовых-Дашковых, русский офицер, полковник Лейб-гвардии Гусарского полка , флигель-адъютант императора Николая II, участник Белого движения. В Крыму служил в штабе генерала П. Врангеля, в эмиграции входил в различные русские военизированные организации.
На фото ниже граф Александр Воронцов-Дашков (1881, С.-Петербург- 1938, Берлин) и великие княжны Романовы у дворца в Алупке, весна 1912 года.
Графиня Мария Воронцова-Дашкова (1903, Царское Село- 1991, Ницца) была внучкой Елизаветы Андреевны, дочерью её сына Иллариона. Мария с детства дружила с детьми Романовых. В 1922 году Мария вышла замуж за князя Никиту Александровича, сына великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Их семья с двум детьми переселялась из страны в страну: Франция, Италия, Чехословакия, Германия, США, пережив множество лишений; в 1960 г. Мария и Никита Романовы вернулись во Францию. В 1991 году, спустя 71 год, Мария Илларионовна вновь посетила Алупку.
На фото ниже Свадьба Никиты Романова и Марии Воронцовой-Дашковой, Париж, 19 февраля 1922 г. Справа от невесты отец жениха, вл.кн. Александр Михайлович (Сандро), стоит за невестой великая княгиня Ксения Александровна. Сидит на переднем плане Ирина Юсупова.
Иван Владимирович Вяземский (1915-1964) был правнуком Елизаветы Андреевны. Иван был французским офицером и дипломатом. В 1947 г. в Берлине, где Вяземский служил в оккупационной администрации, он женился на Клер Мориак, дочери писателя и лауреата Нобелевской премии Франсуа Мориака. В 1947 г. , в разрушенном войной Берлине, у супругов родилась дочь Анна.
Дочерью Ивана Вяземского была французская киноактриса Анна Вяземская ( Anne Wiazemsky, 1947-2017), она была уже праправнучкой Елизаветы Андреевны. Анна Вяземская снималась в фильмах своего мужа, режиссёра-авангардиста Жана-Люка Годара и в фильмах других известных кинорежиссёров. Завершив свою карьеру в кино, Анна Вяземская написала ряд книг, пользовавшихся успехом у публики и получивших различные литературные премии. Одна из её книг- роман ,,Горстка людей" рассказывает историю русской аристократической семьи в годы революции. Анна Вяземская неоднократно посещала Россию и Крым.
© Copyright: Евгений Гатилов, 2024
Свидетельство о публикации №224123100514
Моя публикация в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/oldyalta/permalink/7321680954541731