Найти в Дзене

История Новогодних празднеств в России от древности до современности

Циклическое время – основа первобытных культур, где естественно принято узнавать о том, что с тобой будет, из песен, сказаний, легенд, сказок. Цикличное время менее невротично согласно К.Хорни, так как в нём всё предопределено и объяснено. Человек циклического времени меньше переживает, так как априори знает, что с ним будет (как у В.С.Высоцкого – «...но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути»). Именно циклическое время связано с сакральными традициями и ритуалами человеческой жизни, где именно цикличность, сменяемость, повторяемость событий, столь важна — на уровне жизни рода — рождение ребёнка, свадьба, похороны. Именно в этих, сакральных ритуалах, человек погружается в иное время, время, где остальное оказывается наносным и преходящим, но остаётся понимание сущности человека и его взаимоотношений с внешним миром — то есть, время экзистенциальных вопросов и ответов. Дискретное и циклическое время Циклическое время состоит из трёх времён — сакрального циклического време

Циклическое время – основа первобытных культур, где естественно принято узнавать о том, что с тобой будет, из песен, сказаний, легенд, сказок. Цикличное время менее невротично согласно К.Хорни, так как в нём всё предопределено и объяснено. Человек циклического времени меньше переживает, так как априори знает, что с ним будет (как у В.С.Высоцкого – «...но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути»).

Именно циклическое время связано с сакральными традициями и ритуалами человеческой жизни, где именно цикличность, сменяемость, повторяемость событий, столь важна — на уровне жизни рода — рождение ребёнка, свадьба, похороны. Именно в этих, сакральных ритуалах, человек погружается в иное время, время, где остальное оказывается наносным и преходящим, но остаётся понимание сущности человека и его взаимоотношений с внешним миром — то есть, время экзистенциальных вопросов и ответов.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Дискретное и циклическое время

Циклическое время состоит из трёх времён — сакрального циклического времени, суть которого — возвращение к периоду первосоздания, началу событий, началу времён — это глубинные религиозные таинства, причащаясь к которым можно погрузиться в период, когда всё только начиналось. Такое время циклично, так как в период праздника или религиозных таинств повторяется.

Второе время — цивильное, гражданское, где некоторые праздники повторяются, и создаётся иллюзия, что возможно начать жизнь с чистого листа — пример — ежегодное празднование Нового года с извечными надеждами на лучшее в ближайшем будущем.

Третье — родовое циклическое время, память и мифология рода и семьи, как его части, и событий, с ними связанных. Имянаречение чаще связано с родовым временем (назвать в честь любимого или близкого родственника или предка), но также пересекается с цивильным (модные поветрия — популярные в определённый временной исторический период имена), и с сакральным, когда ребёнка посвящают богу (здесь могут быть варианты от имени самого бога — Яхве — Илия, или равности богу Михаил, до служения ему) или наделяют его божественными качествами.

Современный человек, стремясь убежать от тревожащих его мыслей о смысле жизни или понимании её бессмысленности, всё равно находит прибежище в циклическом времени, только на сей раз — заменитель его — это привычки и зависимости, в которых наблюдается та же цикличность, повторяемость, но с одним важным отличием — если в первом случае человек стремится к определённой активности (сакральное-цивильное-родовое), то во втором он занимает пассивную позицию (аддикция), и более зависим от внешних причин, людей, веществ, событий и пр.

Противостоит циклическому времени его противоположность — дискретное время. Это время разрывно, прерывисто, оно поделено на три части — «прошлое» (свершившегося уже нет и не вернуть), «настоящее» (занимает секунды и моментально превращается в прошлое) и «будущее» (которого пока не существует). В дискретном мире человек оказывается невротизирован, он боится допустить ошибки, он стремится продлить настоящее, что невозможно («продлись, продлись очарованье»), и в результате — бежит, бежит от себя, от своих мыслей, от самой жизни.

Мартин Хайдеггер предложил ещё одно время в этой тройке — «протяжённость» — оно проникает в каждое из трёх основных времён. Так, есть протяжённость прошлого, где мы переживаем, вспоминает, ностальгируем, сожалеем или гордимся свершившимся ранее. Есть протяжённость настоящего, где мы переживаем реальную жизнь, которая в мгновение становится уже прошлым, свершившимся. Есть протяжённость будущего, где мы можем предвидеть, предвосхищать, прогнозировать то, чего ещё не существует. Ключевым здесь является то, что протяжённость — это субъективное переживание каждого из времён, в нём человек привносит часть себя, своего опыта, мировоззрения, понимания.

В сущности, человек всю жизнь проживает в двух, параллельно протекающих, глобальных, временах:

- циклическом (система родовых отношений и сакральных традиций, в ряде случаев, несущих религиозный оттенок). Но здесь циклическое время подразделяется на следующие виды:

- сакральное циклическое (религиозные таинства и ритуалы, в которых возможно субъективное погружение в сакральное «первовремя»)

- циклическое цивильное (празднование Нового года)

- циклическое родовое (жизнь в пределах родовой мифологии)

- циклическое пассивное (привычки, психологические и химические зависимости)

— дискретном (время европейской цивилизации — время работы, перемещения в пространстве привычной жизни).

Циклическое время окутывает наше существование с раннего детства, закрепляясь и продолжая вполне уверенно существовать по мере взросления человека, только переносясь уже в сферу рода и родовых отношений. Это сфера родовой мифологии, где существует своя иерархия родственных позиций, ролей, взаимоотношений.

Но важнее — здесь появляется мифологическое описание событий, произошедших с теми или иными родственниками. Сфера мифологических историй, с некоторой частотой и периодичностью рассказывающиеся родителями или другими членами рода, характеризуется определёнными этическими, нравственными, поведенческими чертами, на которые обращают внимание представителей молодого поколения (детей или внуков). Погружение последних в такую мифологию позволяет определить их в системе социальных и этических координат, как бы косвенно направляя их в должном направлении.

Родовое циклическое время связано с историей рода и семьи.

Ну и, наконец, последнее – циклическое время индивидуальное, когда человек иногда говорит, что снова с ним то же самое и происходит. Мы, конечно, можем сказать, что это сценарий.

Конечно, Новый год – это также циклическое время, связанное с переживаниями конца прежнего и началом новой жизни.

В этом есть что-то особое, потому что в прошлом мы можем оставить прежнее, старое, тяжёлое, пережившее, отжившее своё и начать с нуля.

Конечно, с нуля жить никогда не получается, но, с другой стороны, можно сделать должные выводы и каким-то образом постараться сделать так, чтобы это более не повторялось, взять из этого года то, что для нас важно и существенно, важно и целесообразно.

Новый год связан с символикой смерти в прошлом и началом новой жизни. Каждый человек всегда или часто желает начать с нуля всё, что происходило не так в его жизни. Мы также можем сказать, что это связано и с моделью поведения мужчины и женщины. В женщине есть много циклического, в мужчине есть попытка в определённой степени начать опять какие-то новые проекты, но в любом случае мы оба - и мужчина, и женщина обязательно связаны с циклическим временем.

Если мы возьмём наше нынешнее праздничное время, а по летописным источникам, празднование Нового года связывали на Руси с возрождением природы, которое совпадало с днём весеннего равноденствия - 22 марта.

Ну а по другой версии праздник отмечали в Масленицу. Это традиционные провода зимы и встречи весны. То есть, начало нового жизненного цикла. Обратите внимание - смерть и новая жизнь.

Когда-то давно, когда я читал лекции о Карле Густаве Юнге и его аналитической психологии, то говорил, что согласно ему, чёрный костюм жениха означает конец, а белое платье невесты означает начало. Совсем так, как у Льва Николаевича Гумилёва название труда – «Конец и вновь начало». Но вернёмся к Масленице. Кульминация масленицы - это сжигание чучела. И символизирует оно смерть зимы.

Обратите внимание, опять смерть. А у древних славян чучело еще и воплощало покровительницу Мороза - ночи. Это Морена, та самае Мария, Моревна, Мор, Мара (а близко по корню - морг). Поэтому всегда масленица похожа на женщину, сжигают традиционно Марию Моревну. Но сам обряд сжигания куклы – это похороны зимы и связанных невсгод, которые были связаны с зимой.

На Руси эти праздники были любимы — Святки (двенадцатидневный период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господня) и Масленица, самое главное, что он в определенной степени прародители нынешнего Нового года. Оба праздника, Святки и Масленица, существовали в дохристианскую эпоху, в языческий период, и с обоими праздниками Церковь как-то попыталась бороться, но постепенно, как водится, Церковь садаптировала эти праздники.

Масленица появилась, как праздник равноденствия, окончания зимы её проводов, и была настолько популярна, что в IX веке, когда приняли византийский календарь с летосчислением о сотворении мира, а точнее от появления Адама, и Новый год оставили в марте.

Но даты чуть-чуть сдвинули, и праздновали не 22-го, а 1-го числа. Многие полагают, что в глубокой древности новогоднее гуляние славян приходилось именно на конец декабря, начало января. То есть святки на это время должны были подходить.

Календарь тогда был лунный, и даты «плавали». Но остались из этой традиции гадания и общение с духами в этот период, для того, чтобы увидеть своё будущее.

Кстати, в наше время, в Новом году, тоже важно постараться загадать что-то, пока бьют куранты, для того, чтобы задуманное сбылось.А ещё есть очень интересная традиция, как вы Новый год проведёте, так вы проведёте также и весь год.

Система хронологии по юлианскому календарю предусматривала разделение по месяцам, а официальная дата нового года была обозначена 1 марта. И вплоть до XV века переход к следующему году происходил именно в марте. В России действовала именно византийская система летоисчисления, она совпадала с юлианским календарём, или от сотворения мира, как тогда говорили, или от 5508 года до нашей эры.

Традиционно наступление Нового года изначально отмечали на Руси в марте. Но по византийскому календарю празднование Нового года было принесено на 1 сентября. И появились разногласия, что для Руси вполне типично. Разногласия о том, когда следует отмечать праздник, весной или осенью, и всё это продолжалось вплоть до XV века. Пплоть до того периода, когда в 1492 году Иван III оставил старый календарь, но перенёс дату празднования Нового года, которая до того была 1 марта, а где-то, кстати говоря, и 22 марта, в день равноденствия, потому что имелись разночтения.

На русских землях были свои законы, племенные традиции, и это сказывалось на календарях Руси. Итак, в 1492 году Иван III издаёт указ, в соответствии с которым официальной датой празднования Нового года и для церкви, для мирян стало 1 сентября.

На территории Московского Кремля происходило это так. Между Архангельским собором и колокольней Ивана Великого на помосте устанавливался аналой с Евангелием и иконой св. Симеона. Ставились два кресла для царя и для патриарха, ставилась чаша для святой воды, а площадь покрывали коврами, украшали иконами, после этого проводили торжественную церемонию и церковную службу, в которой участвовали патриарх, царь, знать, духовенство и люди высшего круга.

Обратите внимание, Новый год при Иване III празднуется в первую очередь для людей, имеющих высокое положение. Проводилась торжественная церемония о начатии нового лета и церковная служба с участием царя, патриарха, представителей духовенства, знати, служивых людей. Начиналось это действо в 9 утра по современному времени, и по Москве целый день проводились пышные торжества, гуляния, а в полночь даже был пушечный выстрел.

Притом в церквях звонилив колокола.

Представьте - царь выходит в праздничной одежде из Архангельского собора, и идет вместе с патриархом в парадном облачении по мосту, вместе с патриархом параллельно, а свита царя идет в шитых золотом одеждах, горланных высоких шапках, Соборная площадь заполнена народом, дворяне, почетные гости. На особом месте стояли военные чины.

Иван III был здесь главой. Чопорно, сложно, и в официальном праздновании Нового года было мало народного веселья. Дело в том, что крестьяне собирали урожай, дело происходило 1 сентября.

Это действительно был важный период - наступление Нового года, царь читал речь, заканчивал словами «дал Бог жив». После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

С 1679 года царь Фёдор Алексеевич начал выходить на действо в большом царском наряде, в порфире, диадеме, шапке Мономаха, а свита, его сопровождающая, одевалась в золотах, то есть в парчёвых одеждах и горланных шапках. По указу от 19 декабря 1680 года на празднование Нового года полагалось приходить только в золотых ферязях.

Время шло. И уже по указу Петра I Алексеевича от 20 декабря 1699 года Россия переходит на новое летоисчисление, и празднование нового года начинается с первого. А празднование нового года, которое было когда-то 1 сентября, переносится на 1 января.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Я процитирую указ Петра от номера 1736.

«Известна Ему, Великому Государю стало не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточную православную нашей церковью во всем согласны, как Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самая его великая государя подданная Черкассе и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласны летоисчислять от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с первого числа, а не от создания мира за многую рознь и считание всех летах, и ныне от Рождества Христова доходит до 1699 год, а будущего января с первого числа настаёт новый 1700 год крупно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал впредь летоисчислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с первого числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благотворения Бога и молебного пения в церкви и кому случится и в дому своем по большему проезжим знатным улицам, знатным улицам, и у домов, нарочитых духовного и мирского чинов, перед вороты учинить некоторые украшения древ и ветвей сосновых, елеевых и можжевеловых, против образов, какого сделано на Гостином дворе и у Нижней аптеки, или кому так удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным, кому хоть и под ревцей, на ветве, на ворота, или на храмину свою поставить, и чтобы поспела ныне, будущего января, к первому числу сия года, остоять тому украшение января по седьмой день того же 1700 года. Да и, говорят же, первый день в знак веселья друг друга поздравлять новым годом и столетним веком ученицея, когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет потом по знатным дворам, боярам и окольничьим и думному ближним и знатным людям палатного воинского купецкого чина, знаментным людям, каждому на своем дворе из небольших пушечек. Будя у кого есть и из нескольких мушкетов или иного мелкого оружия, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собраться 5 или 6 дворов, такой огонь класть или кто похочет на столбиках поставить по одной, по две или по три смолены и худые бочки, наполняя соломой или хворостом зажигать. Перед Бармистерской ратушей, стрельбе и таким огнем украшения по их рассмотрению быть уже».

Указ Петра 1 за номером 1736 называется «О праздновании Нового года».

Стоял 7208 год или по новому стилю 1699. А Новый год теперь стали праздновать, по примеру стран Европы, с 1 января. Но из-за того, что Россия жила в соответствии с юлианским календарем, на 11 дней позже европейских государств. Причём празднование шло весьма масштабно, улицы Москвы украшались, в домах появлялись ёлочки - этот обычай царь раз перенял в Немецкой слободе.

В документе также обозначены первые традиции проведения торжества. Обратите внимание, в наше время некоторые, не очень воспитанные люди, по ночам любят в праздничные дни взрывать фейерверки, а иногда это бывает и пожароопасно, но что самое интересное, Пётр как раз об этом и говорил. Не о пожароопасности, а о том, что праздновать надо.

У кого есть пушечки? Итак, людям предписывалось украшать дома еловыми, сосновыми, можжевелыми деревьями или хвойными ветками и друг друга поздравлять с наступлением Нового года. А во дворах по вечерам солому жечь, хворост, зажигать смоленные бочки и палить из мушкетов. В это время, согласно требованию Петра, нужно было проводить народные гуляния и маскарады. На это русские люди всегда были весьма охочи. Но в то же время нужно также было и присутствовать на молебном пении в церкви, а если кто не может, обязательно дома помолиться.

Пётр был довольно набожным человеком, несмотря на то, что к церкви относился весьма специфично и даже получил звание Антихриста от некоторых церковников, он следил за точным исполнением канонов. Типичный эпилептоид. С одной стороны весьма и весьма благоверный, а с другой стороны - типичный, жёсткий, категоричный человек, который не принимал в должной степени интересы церковников и их претензии на власть.

Необходимо было украшать поселения. И в указе говорилось о том, что в основном он требовал на больших и знатных проезжих улицах и у домов поставить хвойные деревья и всяческие украшения из ветвей. Но, помимо сосен и елей упоминается можжевельник. Потом он не прижился. И сейчас мы его не воспринимаем как символику Нового года.

И Гостиный двор в Москве, и Нижняя аптека были украшены еловыми ветками. И даже беднякам было необходимо воткнуть в забор хоть одну ветку от ёлки.

А теперь, пожалуй, напомню вам одну детскую песенку.

«В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла».

Эту песенку стали петь массово очень давно, ещё до революции, в салонах небогатых дворян, мещан, разночинцев её музицировали, начиная с 1904 года.

В современном исполнении она появилась только в 1964 году, когда Морозко из одноименного фильма, напевал её, осматривая свои владения. И там есть девушка, которую он не заморозил, а другую, которая нехорошая, добрая душа, заморозил.

На самом деле, эта песенка имеет более давнюю историю.

Появилась она в 1903 году ещё, к Рождеству, в журнале для детей, который назывался «Малютка». И имела своё название – «Ёлка». Вместо фамилии автора стояли простые инициалы – А.Э.

И звучало стихотворение так:

«Гнутся ветки мохнатые вниз головам детей.

Блещут бусы богатые переливом огней.

Нити светлые катятся, словно дождь золотой.

Поиграть, позабавиться собрались детки тут,

И тебе, ель красавица, свою песню поют.

Всё звенит, разрастается, голосов детских хор,

И, сверкая, качается елки пышный узор.

Следующая часть.

В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла.

Зимой и летом стройная, зелёная была.

Метель ей пела песенки, спи, ёлочка, бай-бай.

Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай.

Трусишка, зайка, серенький, под ёлочкой скакал.

Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

Следующая часть.

Веселей и дружней пойте, деточки.

Склонит ёлка скорей свои веточки.

В них орехи блестят золоченные.

Кто тебе здесь не рад, ель зеленая.

Ещё одна часть. Кстати, обратите внимание - мелодика сохраняется.

Снег по лесу частому под полозом скрипит.

Лошадка мохноногая торопится бежит.

Везёт лошадка дровенки, На дровнях мужичок.

Срубил нашу ёлочку под самый корешок.

И вот она нарядная на праздник нам пришла,

и много-много радости детишкам принесла.

Ещё одна часть –

Веселей и дружнее пойте, деточки,

склонит ёлка скорее своей веточки,

выбирайте себе, что понравится.

Ай, спасибо тебе, Ель, красавица!

Итак, популярный сценарий рождественской игры, как бы мы сказали, квест, в 1903 году получает большое распространение. В нём дети должны были заслужить подарки и сласти, которые висят на праздничном дереве, то есть, ели. Они должны дружно и весело петь.

Один экземпляр журнала «Малютка» с этими стихами попадает к Леониду Карловичу Бергману. Он музыкант-любитель, агроном по базовой сфере деятельности. Он очень любил сочинять популярные мотивы. Благодаря Леониду Карловичу и появляется эта мелодия, которая нам знакома с детства.

Чтобы развлечь любимую свою дочь, Верочку, Леонид Карлович старается найти у себя, у соседей, какие-то нотные сборники, детские журналы, для того, чтобы ей было немножко посветлее жить. И вот он раскрывает журнал «Малютки» 1903 года, читает, влюбляется в эти стихи и на ходу музицирует.

Дочь Верочка в восторге, а супруга Бергмана, Елена Александровна Щербина, она, кстати, пианистка, профессор Московской консерватории на тот момент, выбирает эту песенку для сборника «Верочкиной песенки», которые были спеты с семьей во время революционной осады 1905 года.

Она сама вспоминает об этом так: «чтобы не забыть мелодию, я ее записала, так как автор на этот счет был неграмотным, просто не знал ноты».

Под автором, разумеется, она подразумевает супруга, Леонида Карловича.

«Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и знакомых другие песенки. И чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили, пусть будет сборник с рисунками и силуэтами».

Так появляется сборник «Верочкины песни», который выдерживает за короткий срок целых 4 издания.

А потом случился и второй сборник. Дело в том, что в семье две дочери, и младшую зовут Оля. Называется сборник «Оленька-певунья». Книжки имеют большой успех. Песенки были одобрены музыкантами, Танеевым, сёстрами Гнесиными, Скрябиным, Рахманиным. Как-то раз Сергей Васильевич Рахманинов встретил госпожу Бергман после концерта и спросил, почему вы так мало пишете? У вас такие прелестные песенки.

Вот такая история.

Теперь часть вторая истории про эту песенку.

3 августа 1878 года, у чиновника московского почтамта, дворянина Адама Гедройц и его любимой Софочки, супруги, родилась дочь Раиса.

Типичная семья из обедневшего литовского дворянского рода, проживавшая в патриархальной Москве. Хлебосольное, шумное семейство. Денег на прислугу хватало, и поэтому семья старалась организовать частые праздники, домашние спектакли. А дело в том, что Рая, девочка была старшей дочерью, у нее было три младших сестры. Ещё в гимназии, она начинает писать стихи для детей. Разумеется, родители поддерживают. Раиса Адамовна обладает очень большой скромностью и пробует под разными псевдонимами отправлять свои довольно специфические детские произведения в разные детские журналы.

Однажды, в 1896 году, с первой попытки, в год коронации Николая II, в журнале «Малютка» её печатают. Это стихотворение «Ручеёк», посвящение, разумеется, Ручейку, что ясно из названия стихотворения.

На следующий год её душевное стихотворение уже размещают на своих страницах другие журналы, такие как «Светлячок» и «Подснежник». Раиса Гедройц своё авторство не подписывала, и, судя по всему, рассылкой этих произведений, скорее всего, занимались её родители.

В 1899 году в журнале «Русская мысль» было опубликовано её единственное произведение для взрослых — «Повесть Лери», такой типичный женский роман, посвящённый застенчивой девушке из дворянской семьи и её любви к гвардейскому офицеру. Классический дамский романчик, его особо не заметили, но опубликовали.

В 1902 году случается трагедия. У Раисы умирает отец, и семья сталкивается с большими финансовыми проблемами. Она вынуждена идти работать гувернанткой. Дворянка идёт работать гувернанткой к 50-летнему князю Алексею Ивановичу Кудашеву, вдовцу, который тоже на этот период тяжело переживает смерть своей супруги.

А здесь я обращаю вас к 1971 году. Фильм «Джентльмены удачи». Помните, Василий Али-Бабаевич, один из хозяйственных героев фильма, сжигает в Москве некий дом - двухэтажное строение с колоннами, где герои фильма пробовали обосноваться на некоторое время. И там Василий Али Бабаевич поёт песенку «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была».

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Так вот, это здание - и есть флигель Кудашевых, где это стихотворение и было написано самой Раисой Гедройц. Очень интересное пересечение.

В этом фильме мы видим, как это здание отдаётся в жертву для того, чтобы фильм был снят. Конечно, вскоре это здание снесли.

Итак, заботу о наследнике и доме Кудашевых берёт на себя Раиса, и через три года она от Кудашева получает предложение руки и сердца. Так, молодая гувернантка, дворянка Раиса Гедройц становится княгиней Кудашевой. В новом социальном статусе она забывает о своих стихах.

Уже потом, богатая элегантная дама, Раиса Адамовна с мужем и приемным сыном отправляются в Санкт-Петербург, а соседями по классному вагону оказываются шумные попутчицы – бабушка и внучка из купеческой семьи.

Девочка очень быстро перезнакомилась со всем вагоном, и приглашается к чаю с пирожными в купе князя и княгини Кудашевых. Бабушка нахваливает таланты своей внучки и просит развлечь почтенную публику. И вдруг девочка поёт чистым голосом. «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла».

Раиса Адамовна спрашивает, а что это за чудесная песенка, с замиранием сердца, узнав собственные стихи.

- О, это знаменитая рождественская песня из альбома композитора Бекмана. Он называется «Верочкины песенки». Просто клад для домашнего музицирования.

Князь Кудашев ухмыльнулся, сложил газету, торжествующе взглянул на супругу, разумеется, он знал, что автором была его супруга.

Дальше идёт более печальная история. 1914 год. Семнадцатилетний наследник князя Кудашева приписывает себе год, и, движимый патриотическими стремлениями, уходит на фронт. Отец не выдерживает переживаний и вскоре умирает от сердечного приступа. А сын спустя месяц, трагически погибает в русских лесах вместе с армией генерала А.В.Самсонова.

Княгиня замкнулась в себе, и провела всю войну затворницей. Абсолютно равнодушно, с апатией она встречает революцию, а после Гражданской войны она остается в Советской России. Тщательно скрывая свой дворянский титул, княгиня Кудашева устраивается на службу простым библиотекарем.

Но постоянно слышит свою «Ёлочку» на каждый Новый год.

И сначала ёлочка поётся не громко, но после 1933 года, когда праздник стали официально отмечать, она звучит постоянно. Все рождественские репертуары были запрещены советской властью, а песенка неизвестного автора становится популярной.

Как-то раз в кабинет Максима Горького, а есть ещё одна версия этой истории – Александра Александровича Фадеева, однажды постучалась пожилая женщина, сообщив «Я бы хотела вступить в Союз писателей СССР».

Горький, а по другой версии, Фадеев, просит назвать её свои литературные труды. Женщина отвечает, что писала только тоненькие книжки для детей.

Горький сообщил, что здесь организация серьёзная для серьёзных литераторов, а женщина молча пошла к выходу. И на пороге она обернулась и спросила, может быть вы слышали одно моё стихотворение? И прочла его. «В лесу родилась ёлочка».

Согласно этой легенде, либо Горький, либо Фадеев, кто-то из них, приняли Кудашеву в Союбз писателей.

Но само авторство «Ёлочки» было раскрыто только в 1941 году, когда Раисе Адамовне было уже 63 года. На тот момент в дверь её квартиры постучались, и дотошная составительница сборников «Стихов и песен к новогоднему празднику» для подрастающего поколения, Эсфирь Эмден выясняет, что несколько членов Союза писателей являются возможными авторами праздничного хита страны. Нужно выплачивать авторские, но пока непонятно, кто автор. И Эсфирь идёт на хитрость, она приносит Раисе Адамовне текст своего сборника и просит выступить его редактором. Они разговорились, и вскоре «В лесу родилась ёлочка» была внесена во все официальные и бухгалтерские книги, а песня начинает печататься с авторством Раисы Кудашевой.

Это спасает Кудашеву в голодные военные годы от голодной смерти. Авторские отчисления идут. Чудо, что так случилось.

Раиса Адамовна Кудашева за свою жизнь создала около двухсот песен, сказок, рассказов. Но после войны долго не могла начать работать, а с 1948 года её просили публиковаться, потому что требовалось что-то доброе, простое, детское. Появляется переиздание её сборников. Это «В лесу родилась ёлочка», «Ёлка», «Лесовичок», «Петушок» и другие произведения.

Но по-настоящему Кудашева становится известной только в 50-е годы ХХ века, когда печатается интервью её в газете «Вечерняя Москва» и журнале «Огонёк». Скромная, восьмидесятилетняя старушка, кстати говоря, беседует с будущим автором «Электроника». Помните, такой фильм был в начале 80-х, «Приключения электроника». Это сын военного инженера Серафима Философовича Вилтистова, а именно Евгений Серафимович Вилтистов. Тот самый, который и напишет это замечательное произведение «Приключения Электроника». Мир тесен…

Итак, новогодний выпуск «Огонька» за 1958 год для писательницы стал пиком известности. Её умоляют посещать школы, детские сады, мероприятия, но она чувствует себя очень плохо, онкология, и поэтому пишет своей подруге Ане Ивановне Сытиной. «Я стараюсь крепиться и не падать духом».

Не по силам я затеяла дело. Слишком поздно эта история пришла ко мне. Но всё приходит слишком поздно. Уходит она из жизни 4 ноября 1964 года в Москве.

Она похоронена на Пятницком кладбище, и там лежит плита с надписью «В лесу родилась ёлочка». Поэтому, если будете там, посетите, пожалуйста, её могилу. Я думаю, что имеет смысл почтить вниманием и памятью эту замечательную писательницу.

Мелодия, написанная по стихам Кудашевой, на самом деле не совсем оригинальна. Самоучка - композитор Леонид Карлович Бергман, просто музицировавший, и не записывавший ноты, я не знаю, как он мелодии передавал, скорее всего, через коллег, владевших нотной грамотой. Случился неосознанный плагиат.

Оказалось, Бергман воспроизвёл популярный мотив песенки шведской поэтессы и композитора Эми Кёллер «Зажигается тысяча рождественских свечей» за 1898 год. А та, в свою очередь, этот мотив услышала в Германии, когда немецкие студенты распевали эту песню ещё с начала XIX века. «В лесу родилась ёлочка, в лесу наросла зимой, летом стройная зелёная была». Мелодия та же самая, стихи другие.

Ну что ж, теперь всё-таки вернёмся с вами к Петру. Итак, на Григорианский календарь Пётр так и не переходит, поэтому Европа встречает Новый год раньше, сначала на 10 дней, а потом с каждым столетием отрыв увеличивается ещё на один день.

И со временем ёлка становится рождественским деревом, потому как до начала ХХ века зимние праздники начинаются с Рождества, 25 декабря, а заканчиваются 1 января, иногда даже на 19 января – после Крещения.

Главное то, что ёлка оказывается очень важной символической фигурой.

При Елизавете I в моду входят придворные балы по образцу европейских традиций, складывавшихся столетиями. Они заключались в том, что дома начинают украшать хвойными деревьями и ветвями, писать письма Деду Морозу, наряжаться в новые одежды, избавляться от старой одежды, от ненужного, раздавать долги, прощать обиды. Вот оно - циклическое время.

Под конец года нужно выбросить всё старое и начать жить с нового. Символика очевидна. Дарить друг другу подарки. Собираться вместе за праздничным столом. Традиции эти остались идентичными и сегодня. Но главное развлечение - катание на санях и на ледяных горках. Со времени Петра I прижились фейерверки, но на тот момент ещё не китайского производства.

А начиная с 1830 года, Новый год уже встречают традиционно с ёлкой, а вскоре этот праздник прочно входит в жизнь Петербурга. Активно проходят распродажи ёлок, которые прелестно убраны, украшены фонариками, гирляндами, венками,

Согласно данным газеты «Северная пчела», начиная со 1840 года, самой популярной игрушкой, разумеется, становятся рождественские старики, они же волхвы, которые присыпаны белым иней. Это будущий Дед Мороз.

А со временем, будущих Дедов Морозов, или игрушечных Дедов ставят под ёлку.

Около ёлки разыгрываются спектакли, в которых старик в шубе стоит у хвойного деревца, поют песню. И когда у детей возникает вопрос, кто приносит ёлку и кладёт под неё подарки, ответ возникает однозначно. Тот самый старик, Дед Мороз.

«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты, ты подарки нам принёс»…

Но эта песня уже из конца XX века.

А вот у Н.А.Некрасова в его «Мороз воевода» стихотворение звучит так:

«Ни ветер бушует над бором,

ни с гор побежали ручьи,

Мороз свои воды дозором

обходит владения свои.

Глядит, хорошо ли метели

лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины щели,

и нет ли где голой земли,

Пушисто ли сосен вершины,

красив ли узор на дубах,

Крепко ли скована льдина

В великих и малых водах.

Идёт, по деревьям шагает,

Трещит по замерзшей воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палец и бьёт,

И сам про себя удалую

Хвастливую песню поёт.

Метели, снега и туманы,

Покорны морозу всегда.

пойду на моря и океаны,

построю дворцы изо льда,

задумаю реки большие,

на долгую прячу под гнет,

построю мосты ледяные,

каких не построит народ,

где быстрые и шумные воды

недавно свободно текли,

сегодня прошли пешеходы,

обозы с товаром прошли,

богат я казны не считаю

А все не скудеет добро.

Я царство мое убираю.

В алмазы, жемчуг, серебро».

1863 год.

Этот персонаж, которого потом начнут называть Детом Морозом, становится властителем Зимнего Царства, который украшает лес драгоценными камнями, серебром. Также он такой рачительный хозяин, который строит изо льда дворцы, мосты, каких народ не может построить.

Постепенно ёлка и Дед Мороз становятся символами.

Поговорим о ёлке.

Дело в том, что в русских погребальных обрядах ёлка, ель и сосна используются довольно часто. Во-первых, потому что люди не желают в дом нести хвойные деревья. Что странно для нас сегодняшних.

По древнерусским понятиям душа человека живет рядом с его домом. И душа ничего не видит, кроме цветов, поэтому дорога на кладбище украшает цветами. А наш российский климат губит живые цветы зимой, отчего их постепенно стали заменять на еловые ветви. А души прокладывали дорогу на кладбище от дома с помощью раскиданных еловых ветвей. Теперь понимаете глубину проблемы?

Ещё одна версия связана с тем, что еловые ветки впитывают в себя отрицательную энергию покойника и провожают его на кладбище по чистой дороге. А еловые ветви потом собирают и обязательно сжигают. Но сейчас на кладбищах вы можете их видеть просто на помойках.

Кладбища находились на Руси традиционно в еловых лесах. И новые могилы укрывали и укрывают именно еловыми ветвями.

А уходя домой с кладбища, родственники заметали дорогу домой еловым веником, чтобы душа покойника не вернулась.

Где ёлки сажали? Возле домовсажать ёлки запрещали. Не сосны, ёлки.

Во-первых, ель - очень тёмное дерево, и через тёмные её ветви не проходит свет. В такие еловые леса люди боялись ходить. Кстати, Баба Яга традиционно живёт в еловых лесах.

Мало того, при Петре I ёлки стали сажаться вдоль питейных заведений, и кабаки стали называться «ёлками». Или пошло такое выражение «идти под ёлку», то есть идти в кабак. «Ёлкин», то есть быть пьяным. Или «ёлки-палки», то есть то, что находится возле кабака. Вот откуда пошло это выражение.

С Петровских времён, как ни странно, начинают новогодние праздники украшать хвоей, то есть елью, ёлками. Это было довольно странно, потому что налицо некоторая ломка верований. Естественно, люди изначально к этому относились настороженно. Но в то же время, накануне 1700 года, это первое праздненство Нового года на Руси, в Гостином дворе выставляют напоказ композиции из еловых, сосновых и можжевеловых веток. Чтобы москвичи увидели образец и дальше могли украшать свои дома и то, что рядом с домами, именно так. Ну, а в Европе на самом деле украшали праздник не елью, а туей. Туя была для них более праздничным деревом.

Делалось это традиционно в канун католического Рождества. И основными предметами украшений служили продукты питания. К ним относилось пряники, яйца, яблоки, печенье. И символизировали они приношение волхвов Младенцу Христу. А на макушку ели вешали ангелочка или звезду, как напоминание о Вифлиемской звезде, которая указывает путь к месту рождения Христа.

25 декабря 1852 года впервые ёлку на Рождество устанавливают в России, то есть весьма недавно, в здании Екатерининского вокзала в Петербурге.

Постепенно праздничные ели начинает появляться в других общественных местах, а потом вокруг них стали водить хороводы, а купцы и промышленники взяли традицию дарить детям подарки.

Кстати, в конце XIX века весьма распространено промышленное производство ёлочных украшений из стекла. Это то, что для нас сейчас как раз оказывается чудом. То, что возвращается, когда настоящие не пластиковые, но именно стеклянные игрушки начинают продаваться. Обычно, как традиционно пишется, ручной работы.

А с середины XIX века аристократические семьи наряжают ёлку под Рождество и соревнуются, чья ёлка выше и богаче украшена. Если мы берём психоанализ Фрейда – классическая аналогия с пенисом. А вот среди крестьян этот обычай не приживался. Он прижился уже среди колхозников с 1930-х годов XX века.

Елка была украшена крупными покупными самодельными игрушками, иногда мишурой, гирляндами, лакомствами, пряниками, конфетами.

Сейчас их украшают более пластиковыми, блестящими элементами. Но тогда в первую очередь это то, что можно было сорвать и съесть, как некие подарки. То есть неотъемлемый атрибут праздника.

Ну и ёлка, безусловно, постепенно стала занимать ведущее место в праздничном доме. Она радует глаз, а дети вокруг неё, по логике, должны водить хороводы. Сейчас современные дети на неё косятся. Ну а котам она очень нравится, потому что коты, судя по всему, отмечают свой, кошачьий, Новый год, но для них он немножко другой. «Я кот Васян, и сегодня мы валим ёлку..».

Разумеется, осталась традиция оставлять под ёлкой подарки.

Ёлки наряжали и устанавливали на Рождество 25 декабря, и стояли они до Нового Года или до Крещения, до 19 января. Если внимательно посмотреть, в России и сейчас эта традиция закрепилась, ну а некоторые староверы сохраняют ёлку вплоть до сентября. Это самые закалённые, у кого хватает сил и воли.

Новый год не был официальным праздником, им было Рождество. А первые ёлочные игрушки были, очевидно, связаны с христианской тематикой. Это ангелы, свечи, сладости, фрукты, орехи, а макушку ёлки обязательно венчала Вифлеемская звезда. Ну, или просто звезда. В советское время красная, пятиконечная.

Постепенно из Германии начинают привозить стеклянные ёлочные игрушки. И к концу XIX века в России начинают создавать своё производство стеклянных шаров и бус для ёлочных украшений.

Около Клина, князь Александр Менчиков производил на своём заводе подобные игрушки. Эта традиция прерывается в 1914 году, в годы Первой мировой войны. Известен факт, когда в 1915 году немецкие военнопленные в госпитале в городе Саратов устраивают рождественский праздник, тем самым вызывая крайне негативную реакцию в русской прессе, в результате чего Николай II запрещает устанавливать ёлки на Рождество. Не забудьте, что в 1914 году уже переименована столица Империи – уже не Петербург, а Петроград, и всё немецкое воспринимается в негативном ключе.

Уже под начало XX века, Дед Мороз занимает своё место в виде главной новогодней фигуры и персонажа детской литературы. Но эта роль начинает модифицироваться. Впервые Дед Мороз появляется на Рождество всего лишь в 1910 году. Но широкого распространения не получает.

А в советское время его уже дополняют. Его роль, что он приходит к детям на Новый год, оставляет под ёлкой подарки. Только тем, которые ведут себя хорошо в течение года. И поэтому, чтобы получить подарки, детям единый раз в году дозволено не спать ночью, в Новогоднюю ночь.

Постепенно доработали идею, что Деду Морозу должна помогать Снегурочка, его внучка. Хотя тут тоже возникают вопросы. Дед приходит с внучкой. А кто жена Деда Мороза? А кто его дочь или сын? Мы не знаем. Мы знаем только внучка и Дед Мороз. А вот теперь давайте немножко рассмотрим саму фигуру Деда Мороза.

В одной из лекций из серии «Психология героев русских сказок», там, где я рассказывал о Кащее Бессмертном, я говорил, что ближайший родственник Кащея Бессмертного- Карачун, или Корачун, как иногда его называют, то есть Дух Холода. Считайте его дед, дед нашего с вами Кащея Бессмертного.

Но на самом деле у русских язычников в качестве божества были несколько подобных фигур. Иногда это был дед Трещун. Или Карачун, Студенец, Зюзя, кстати говоря. Да, «пьяный в Зюзю» - (замёрзнуть пьяным на морозе), откуда идет выражение. Ну или просто называли Дед Трескун, или Трескунец.

Самый опасный из них Карачун – это злой дух, который приносит смерть молодым людям и девушкам, гибель от холода, он свирепствует в високосные годы. И самое важное то, что тех, кто вел себя хорошо за год, он сохраняет, а тех, кто вел себя нехорошо, он убивает.

Слуги Карачуна тоже хорошо известны. Медведь-шатун, волк, буран (не средство передвижения зимой, а метель). И, в память о Карачуне у нас и в языке остались некоторые фразы. Придёт Карачун, хватил Карачун, задал Карачуна, правда потом постепенно Карачуна сменили на Кондратия и Кондрашку.

Здесь я обращаю вас к моим лекциям, посвящённым психологии героев русских сказок, где более подробно об этом я говорю. А пока давайте рассмотрим, кто же такой Трескунец. Он нагоняет лютые морозы, колотит железной дубиной по лесным пням, и встретить в лесу его, очевидно, очень плохо, не к добру. Дело в том, что когда вы встретите лохматого, нечёсаного мужика в тулупе, но босиком, и с дубиной в руках, навряд ли обрадуетесь. Да и в наше время такого персонажа встретить на улице как-то нерадостно… И дело не в его нечёсаности, а в дубине.

Я думаю, вы уже приоритетно понимаете, кого вы встретили. Студенец и Зюзя несут такую же, аналогичную, функцию. Они устраивают метели, заносят снегом дороги, дома, могут приморозить запоздавшего путника. Помните у Некрасова, «Без милу всю выбили рожу, а нос запылает огнем».

У Деда Мороза другие функции, как оказалось, постепенно, потому что он зимой укутывает снежком поля, чтобы озимые посевы не замерзали, а весной укладывается спать под колодой (укладываться горизонтально). И чтобы он крепко спал и не вздумал ходить на поля раньше поздней осени, его нужно было кликать. Каким образом это делали? Приговаривали.

Для начала, ставили жертвенные некоторые приношения - это каша с мёдом и ягодами, или овсяные блины, и пели подобные приговоры:- «Дед Мороз, Дед Мороз, приходи блины есть и кутью, а летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй».

Кликали Мороза месяц, начиная с 20 декабря и оканчивая 20 января. Еду же оставляли в пограничных местах между Явью и Навью. Обратите внимание, как считалось, где эта граница находилась. На пороге. А это действительно порог. Кстати, когда я работал с пражанами, людьми из города Прага, Чешская Республика, я спрашивал, что означает ваш город. И они говорили, что, наверное, ничего. Я говорю, а если внимательно подумать?

Прага – это порог между мирами. Ну, если вы знаете, Вышерад и Старый Город, между ними как раз протекает речка Влтава. Так вот, это порог. Либо речной порог, либо порог между мирами. Итак, на пороге, на внешней стороне окна, которая тоже считалась границей, и левой горой.

Ну, а иногда выкрикивали в печную трубу подобные приговоры для того, чтобы мороз не приходил. И это кликанье сохранилось до середины XIX века, а потом постепенно стало сходить на нет. Также в XIX веке формируется новая городская мифология, которая направлена на освобождение обрядов от сакральных смыслов. И в первую очередь это касается рождественской ёлки, которую православные священники осуждали.

Для того, чтобы этот обряд лёг на русскую почву, детские писатели и даже учителя постарались включиться в этот процесс. А именно у Одоевского в сказках о дедушке Иринея Мороз Иванович выглядит не суровым, но справедливым. И работящих он награждает, а лентяев и неумех – нет.

Кстати, как и классический Карачун, который замораживает недостойных, но помогает тем, кто правилен. Кстати, ещё вспомним одного персонажа – Морозко.

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная? Спрашивает добрый садист, и девушка, замерзая, говорит «тепло-тепло, дедушка», а после он её одаривает. А ту, которая говорит «холодно» и выражает свою точку зрения относительно сего перфоманса, странный дедушка убивает.

В конце XIX века в России пытались ввести аналог европейского святого Николая. Кстати, как зовут Деда Мороза? Безусловно Николай, да, в этом мы знаем. Но тот Санта-Клаус, который нам хорошо известен, был создан уже компанией Coca-Cola, которая и сейчас в праздничные дни, хотя уже в России его нет, всё равно в праздничные дни обязательно вы впомните, что Coca-Cola связана каким-то образом с празднованием Рождества.

Действительно, этот образ был придуман именно в компании Coca-Cola, как и костюм Санта-Клауса. Но в России изначально это - европейский святой Николай, который приносит подарки, поздравляет детишек, а потом его начинают называть, уже в конце XIX века Мороз Иванович, в ряде случаев Морозко, а потом он начинает приобретать уже вид привычного для нас дедушки.

Но с отменой Рождества запрещают и Деда Мороза. А потом уже всё случается так, как есть. И вот появляется внучка, Снегурочка, как обязательный персонаж новогоднего праздника, но это уже приблизительно 30-е годы ХХ-го века, постепенно уже в конце 30-х годов разрешается ёлка. Но об этом мы немножко позже с вами поговорим. Итак, пока давайте рассмотрим ещё несколько вариаций Деда Мороза.

Итак, Дед Мороз входит в публикации сказок, которые были записаны Афанасьевым в 1656 году. Также он есть в сборнике Одоевского «Сказки дедушки Иринея», - «Сказка Мороза Ивановича» называется.

Ну и у Душечкина образ узнаваем. Добрый Мороз Иванович, седой старик, который как тряхнет головой, от волос иней сыпется. Живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу одаривает горстью серебряных пятаков. Серебряные пятачки – это монетки, чуть меньше размером российской копейки 1998 года выпуска, ныне уже вышедшей из обращения. Копеечные монеты, условно говоря. Однако и ленивицу не замораживает, а проучивает ее и дает вместо серебра сосульку. Кстати говоря, в нашей сказке Роу замораживает ленивицу, и вместо сосульки он ее убивает.

А еще в сказке Одоевского Мороз и сказочный Морозко - это добрый, справедливый воспитатель и наставник. Ну и еще русский образ Деда Мороза у Некрасова «Мороз красный нос» за 1863 год неплохо прописан.

У крестьянки Дарьи умирает муж, наступает зима, и для спасения своих детей Дарья отправляется за дровами в лес и замерзает насмерть. Вот такой несчастный случай. Смерть описана как встреча своего Деда Мороза, образ которого берется из сказки «Морозка». И Мороз Некрасова ходит по деревьям и испытывая героиню, спрашивает, тепло ли тебе…Молодец.

Долгое время Мороз Иванович и Ёлка с Новым годом никак не были связаны. Объединение их происходит во второй половине XIX века, когда в России отмечаются попытки создать рождественского деда, который дарит подарки русским детям, подобно Николаю Угоднику на Западе.

При Александре II упоминается часто еще такой старый Кнехт Рупрехт (слуга Святого Николая), явно немецкого происхождения, за 1861 год. Святой Николай или Дедушка Николай за 1870. Поэтому если будете кричать Дед Мороз, Дед Мороз, не забывайте, как его зовут.

В 1886 году уже впервые Морозко отмечается отдельно. В 80-х годах закрепляется образ Деда Мороза, который дарит подарки. И вот здесь очень интересная цитата.

В 1914 году молодой поэт Сергей Есенин в стихотворении «Сиротка» изображает дедушку Мороза, который дарит жемчуг девушке-сироте. Вот так это звучит:

«Маша круглая сиротка,

плохо-плохо Маше жить.

Злая мачеха сердита

и без виной ее бронит.

Неродимая сестрица

Маше места не дает,

плачет Маше втихомолку

и украдкой слезы льет.

Не перечит Маша брани,

не теряет дерзких слов,

а коварная сестрица

отбивает женихов.

Злая мачеха у Маши,

отняла ее наряд,

ходит Маша без наряда,

и ребята не глядят.

Ходит Маша в сарафане,

сарафан висит за плат,

а на мачехиной дочке

бусы сельгами гремят.

Шила Маша на подачке

сарафан себе другой,

и на голову надела

полушалок голубой.

Хочет Маша понарядней

в церковь Божию ходить,

и у мачехи сердитой

просит бусы ей купить.

Злая мальчика на Машу

засучила рукава,

на устах у бедной Маши

так и замерзли слова.

Вышла Маша, зарыдала,

только некуда идти.

Побежала на кладбище,

до могилки не найти.

Замела, седая вьюга,

в поле снежным полотном,

по дороженькам ухабы.

и сугробы под окном.

Вышла Маша на крылечко,

стало больно и не в мочь.

О другом лишь ветер воет,

А кругом лишь только ночь.

Плачет Маша у крылечка,

притаившись за углом,

и заплаканные глазки

утирает рукавом.

Плачет Маша, крепнет стужа,

злится Дедушка Мороз,

а из глаз ей, как жемчуг,

вытекает капля слез.

Вышел месяц из-за тучек,

ярким светом заиграл,

видит Маши на приступке,

кто-то бисер разметал.

От нечаянного счастья

Маша глазки подняла

и застывшими руками

крупный жемчуг собрала.

Только Маша за колечко

отворяет дверь рукой,

а с высокого сугроба

к ней бежит старик седой.

Эй, красавица, постой ка,

Замела совсем пурга,

где-то здесь вот на крылечке

позабыл я жемчуга.

Маша с тайной тревогой

робко глазки подняла

и сказала, запинаясь,

я их в фартук собрала.

Из фартука остыдливо

заслонив рукой лицо,

Маша выспала жемчуг

на обмершее крыльцо.

— Стой, дитя, не сыпь, не надо,

— говорит старик седой.

— Это бисер ведь на бусы,

это жемчуг, Маша, твой.

Маша с радости смеется,

закраснелась и стоит.

А старик, склоняясь над нею,

так ей нежно говорит.

— О, дитя, я видел, видел,

сколько слез ты пролила,

И как мачеха лихая

из избы тебя гнала.

А в избе твоя сестрица

любовалася собой,

И расчесывала косы,

хохотала над тобой.

Ты рыдала у крылечка,

а кругом мела пурга.

я в награду твои слезы

заморозил в жемчуга.

За тебя, моя родная,

стало больно мне не в мочь,

и озлобленным дыханием

застудил я мать и дочь.

Вот и вся моя награда

за твои потоки слез.

Я ведь, Маша, очень добрый,

я ведь Дедушка Мороз.

И исчез Мороз трескучий

Маша жемчуг собрала

и, прислушиваясь к вьюге,

постояла и ушла.

Утром Маша рано-рано

шла могилушку копать,

в это время царедворцу

шли красавицу искать.

Приказал король строго

обойти свою страну

и красавицу с собой

отыскать себе в жену.

Увидали они Машу,

стали Маше говорить,

только Маша порешила

прежде мёртвых схоронить.

Тихо справили поминки,

на душе утихла боль,

и на Маше, на сиротке,

повенчался сам король.

В 1910-х годах Дед Мороз становится действительно живым. Иными словами, им наряжаются и появляются на ёлках, и на праздничных открытках появляются впервые изображения Деда Мороза.

Как я уже говорил, продолжается это то 1914 года, когда Россия начинает борьбу с германским засилием внутри страны и, соответственно, всё немецкое убирается из основных привычек. Мало того, Николай II в 1914-ом году, 31-го декабря посчитал обычным рабочим днём и лишь поздним вечером императорская семья совершает торжественный молебен.

До революции традиционно и буржуазия, и чиновничество устраивают на Новый год детям ёлку, и дети других сословий, конечно, завидуют тем своим ровесникам, которые имеют возможность танцевать под искрящейся разноцветными огнями ёлкой и веселиться.

Вот такой вот персонаж Дед Мороз. Не столь он прост на самом деле, как я говорил в своей лекции, посвященной Кощею. Вообще-то, если внимательно посмотреть, Карачун – это дед нашего Кощея Бессмертного. То есть, в этом Морозе, в этом Карачуне есть много специфического.

Сама его спутница, Снегурочка, появляется только в январе 1937 года.

На Руси снегурками, снегурочками, снегирями традиционно называли птиц, которые не улетают в тёплые края на зимовку. И также Снегуркой, Снежником или Снеговиком называют сделанную фигуру из снега, который напоминает человека. Снегурочкой мы обязаны драматургу А.Н.Островскому, который о ней писал, объединив фольклорные элементы в образе юной ледяной красавицы. И поэтому считается, что первоначально Снегурочка появилась на свет в 1873 году.

Тогда и была написана пьеса Александра Николаевича Островского с одноименным названием, близь Костромы он сочиняет эту историю. История весьма банальна. Снегурочка, дочь Мороза и Весны, хочет навестить мать, и стать человеком, хочет чувствовать, влюбляется и в результате гибнет, тая на солнце.Такая добрая сказка.

И Снегурочка в 1873 году у Островского в пьесе предстаёт как дочь Деда Мороза и погибает во время летнего ритуала, почитания бога солнца Ярилы.

Меценат Савва Иванович Мамонтов поставил пьесу на частной сцене по опере Римского - Корсакова про Снегурочку. Эскизы костюмов для главной героини придумал художник Виктор Михайлович Васнецов.

Из персонажа Рождества Снегурочка постепенно превращается в персонаж новогодний, это уже советское время, и модифицируется вместо дочки Деда Мороза почему-то во внучку.

Здесь, конечно, много вопросов, но оставим это. В 1917 году, когда к власти приходят большевики, запрет на Новый год снимается, и праздник становится доступен не только буржуазии, но и детям всей страны.

И действительно... был такой факт, были Ленинские ёлки в Сокольниках, сам Владимир Ильич Ленин устраивал лично подобные ёлки, водил хороводы, угощал конфетами, вручал подарки, вот такой вот Дед Мороз.

Но некоторые ставят это под вопрос, было это или нет, но для нас важно другое, что из-за того, что страна переходит на Григорианский календарь, после 31 января 1918 года сразу наступает.. 14 февраля 1918 года, на 14 дней вперёд. Кстати говоря, церковь этот переход не признаёт, и Рождество с тех пор в России отмечают 7 января, а 14 числа в нашей стране отмечают Старый Новый Год.

Когда-то моих приятелей из Американских Штатов я поздравлял со Старым Новым Годом, и они мне писали «Don't drink so much», не пей так много, потому что в их голове не укладывалось, как много русских праздников мы отмечаем: Сначала Католическое Рождество, потом Новый Год, потом Старый Новый Год, затем ортодоксальное Рождество.

Здесь получается большое количество праздников, которые как-то не совсем логичны. И каждый из этих праздников для нас очень дорог и очень значим, особенно все.

14 января появляется праздник неофициальный, который по сей пор у нас существует, называется он Старый Новый Год. И встреча Нового Года проходит по-прежнему 1 января, но только на 14 дней раньше. Вот такая вот история.

Считается, что у Деда Мороза чисто гражданское, светское происхождение, к православию он вроде бы никакого отношения не имеет. И наступил период, как раз в середине 20-х годов, когда образ Деда Мороза, как и ёлки, посчитали буржуазными и постарались от них избавиться.

Вот так писали в некоторых агит-брошюрах:

«Эксплуатарские классы пользуются добрым Дедом Морозом для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитализма».

Ну и даже такое стихотворение было:

«Елке сухая розга маячит

в глаза глазища нам,

по шапке Деда Мороза

ангела по зубам».

Прекрасные стихи…

Складывается так, что с 20-х по середину 30-х годов Новый год в нашей стране не отмечается. Развернута кампания по борьбе с религиозными предрассудками, а в 1929 году Рождество официально запрещается. Даже появляется предложение перенести встречу Нового года с 1 января на 7 ноября, день Великой Октябрьской социалистической революции (сокращённо ВОСР).

Но делать этого не стали, ну и очень хорошо. Хотя Новый год считается в те годы поповским буржуазным пережитком. Итак, с 1929 по 1935 год у нас Нового года в стране нет. Буржуазный пережиток, но самое интересное то, что всё равно Новый год в стране отмечают, неофициально, а в 1936 году официально возрождают.

Снегурочка возвращается на праздник отнюдь не в 30-е годы, а уже в 50-е. Хотя ещё в 30-е она появляется снова, как некий условный персонаж, но официально она будет только с 50-х годов. Как обязательная героиня детских Ёлок.

28 декабря 1935 года в газете «Правда» опубликована статья кандидата в члены политбюро ЦК ВКПБ и второго секретаря ЦК КП «Украина» Павла Постышева. «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку».

Там предлагается положить конец неправильному осуждению ёлки.

«В религиозное время буржуазии и чиновники всегда устраивали на Новый год детям ёлку. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия трудящихся советской страны? Какие-то не иначе как левые загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

Итак, 1 января 1936 года в газете «Правда» на первой полосе размещается фотография Иосифа Виссарионовича Сталина с поздравлением с новогодним праздником, с новыми победами по заветам Ленина - Сталина. И в этом же году по радио прозвучало новогоднее поздравление Михаила Ивановича Калинина, тогда председателя ЦИК СССР. Речь народного старосты посвящена происходящим в стране событиям. И в этот период организуется праздник Нового года, и появляется новогодний персонаж, тот самый Дед Мороз. А потом уже со временем к нему приходит и Снегурочка.

Кстати, по поводу образа Снегурочки. Традиционно Снегурочка одета несколько фривольно. В некоторых постсоветских мусульманских республиках её даже запретили. Я поясню, у неё довольно короткий сарафан, а чуть позже танцы девушек в национальных русских коротких платьях с кокошниками, как некий отголосок язычества. Но на самом деле я редко встречал Снегурочек в коротких платьях, потому что холодно и более-менее они вполне прилично одеваются на праздники. Но бывают Снегурочки разные, как мы уже понимаем, и там в восточных странах, наверное виднее.

С 1937 года праздник распространяется по всей стране и становится опять любимым праздником детворы в нашей стране. Вот так за столе по случаю встречи Нового года описывает Аркадий Гайдар в рассказе «Чук и Гек» от 1939 года:

«На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку. Из чего только не выдумывали они намастерить игрушки. Они ободрали цветные картинки из старых журналов, из лоскотьев и ваты пошили зверьков, кукол, вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу, навертели пышных свитков. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи.

Наконец он не вытерпел. Он принёс им серебряную бумагу от завертия чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно.И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, неровные, но горели они так ярко, как и самые нарядные популярные. Теперь дело было за ёлкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил. А стал на лыжи и ушёл в лес. Через полчаса он вернулся. Ладно.

Пусть игрушки были не ах те, какие нарядные, пусть зайцы, шитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо, прямо носой и лупоглазой, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таёжная красавица, высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки. А сколько он заплатил штрафы в наше время за это?

Четыре дня за делом пролетели незаметно, и вот наступил канун Нового года. Уже с утра Чука и Гека нельзя было загнать домой.

С посиневшими носами они торчали на морозе, ожидая, что вот-вот из леса выйдет отец и все его люди. Но сторож, который топил баню, сказал им, чтобы они не мерзли понапрасну, потому что вся партия вернется только к обеду. И в самом деле, только что они сели за стол, как сторож постучал в окошко. Кой как одевшись, все втроем они вышли на крыльцо.

«Теперь смотрите», — сказал им сторож, — «вот они сейчас покажутся на скате той горы, что правее Большой вершины, потом опять пропадут в тайге, и тогда через полчаса все будут дома». Так оно и вышло. Сначала из-за перевала вылетела собачья упряжка с гружеными санями, а за ней следом пронеслись быстроходные лыжники. По сравнению с громадой гор, они казались до смешного маленькими, хотя отсюда были отчетливо видны их руки, ноги и головы.

Они промелькнули по голому скату и исчезли в лесу. Ровно через полчаса послышался лай собак, шум, скрип, крики. Почившие дом голодные собаки лихо вынеслись из леса, а за ними не отставая выкатились на опушку девять лыжников. И увидав на крыльце мать Чука и Гека, они на бегу подняли лыжные палки и громко закричали «Ура!».

Тогда Гек не выдержал, спрыгнул с крыльца и, зачерпывая снег валенками, помчался навстречу высокому заросшему бородой человеку, который бежал впереди и кричал «Ура!» громче всех. Днем чистились, брились и мылись, а вечером была для всех ёлка, и все дружно встречали Новый Год.

Когда был накрыт стол, потушили лампы, зажгли свечи. Но так как кроме Чука с Геком остальные все были взрослые, то они, конечно, не знали, что теперь нужно делать. Хорошо, что у одного человека был баян, и он заиграл веселый танец. Тогда все повскакивали, и всем захотелось танцевать. И все танцевали очень прекрасно, особенно когда приглашали на танец маму.

Отец танцевать не умел, он был очень сильный, добродушный, и когда без всяких танцев просто шагал по полу, то и в шкафу звенела вся посуда.

Он посадил себе Чука и Гека на колени, и они громко хлопали всем в ладоши. Потом танец кончился, и люди попросили, чтобы Гек спел песню. Гек не стал ломаться, он и сам знал, что он умеет песни петь, и гордился этим. Баянист подыгрывал, а он им спел песню, какую я уже сейчас не помню. Помню, что это была очень хорошая песня, потому что все люди, слушая её, замолкли и притихли. И когда Гек останавливался, чтобы привести дух,

то было слышно, как потрескивали свечи и как гудел за окном ветер. А когда Гека кончил петь, то все зашумели, закричали, подхватили Гека на руки и стали его подкидывать. Но мать-тотчас же отняла у них Гека, потому что она испугалась, как бы с горяча его не стукнули о деревянный потолок.

«Теперь садитесь», — взглянув на часы, сказал отец, — «сейчас начнётся самое главное». Он пошёл и включил радиоприёмник. Все сели и замолчали. Сначала было тихо, но тут раздался шум, гул, гудки, потом что-то стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донёсся мелодичный звон. Большие и маленькие колокола звонили «тиль-диль-диль-додон», «тиль-тиль-дин-дон», тут Чук с Геком переглянулись,

Это в далёкой-далёкой Москве под красной звездой на Спасской башне звонили золотые кремлёвские часы. И этот звон перед Новым годом сейчас слушали люди во всех городах и в горах, и в степях, в тайге, на Синем море. И, конечно, задумчивый командир бронепоезда, тот, что неутомимо ждал приказа от Ворошилова, чтобы открыть против врагов бой. Он тоже слышал этот звон.

И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Но такое счастье это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая называется Советской страной». 1939 год.

В советское время широкое распространение получают новогодние песни, появляются атрибуты, особенно связанные с праздничным столом, салат оливье, мандарины, селёдка под шубой. Ну, а на смену Вифлеемской звезде приходит красная пятиконечная звезда, восковые свечи заменяют электрические гирлянды, а потом политика снова входит в нашу общую среду, и появляются не только игрушки в виде красноармейцев, но и кукуруза, и космонавты, и много-много разных странных украшений, которые, я думаю, у многих из вас ещё сохранились с тех самых пор. Эти игрушки хрупкие, но, наверное, в этом есть какое-то особое очарование. В 1947 году, когда население постепенно стала оправляться от войны, 1 января снова Новый год делают выходным и праздничным днём. До этого он считается обычным рядовым днём. Ну, а соответственно уже с 1993 года 2 января становится выходным днём, а с 2005 года появляются и новогодние каникулы аж на 10 дней. Вот свою бытность студентам я помню, как 3 января мы шли уныло сдавать зачёты и экзамены, где нас радостно ожидали унылые преподаватели.

Ну а потом с 10 дней сокращается до 8, потом опять до 10 и так далее. То есть история продолжается, но, конечно в продолжительных новогодних праздниках ничего хорошего нет, потому что люди, а я как практикующий психолог хорошо знаю, устают друг от друга на протяжении такого количества времени, особенно от празднования, благо, что люди толком не знают, как правильно и продуктивно праздновать. Не знают, как отдыхать и как радоваться. Радость всегда сводится к другим вещам, к сожалению, или часто, что приводит к чревато последствиям.

С 1954 года Новый год проводится в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. 1962 года его проводят в Кремлёвском дворце съездов или ныне Государственный Кремлёвский дворец. Традиционно потом его начинают проводить в виде сказочного представления, где обязательно существуют и сказочные персонажи - злые, чаще всего это Баба-Яга (каким-то чудом), какие-то нехорошие персонажи из Нави, и естественно, Дед Мороз и Снегурочка, которые выступают за всё хорошее и за детей.

С 31 декабря 1970 года официально начинают на Ёлках использовать советскую пятиконечную звезду. А праздник этот, конечно, один из любимейших праздников в нашей стране. Я всегда говорю, что в нашей стране есть два праздника истинно народных и настоящих. Другие, они достаточно наносные, условные. Это Новый год и это День Победы.

Очень важно то, что сейчас в скором времени этот праздник наступит, с чем я, конечно, Вас и поздравляю. Каким бы тяжёлым, каким бы сложным год ни был, самое главное, нужно оставить в прошлом всё тяжёлое, всё сложное, сделать правильные выводы и постараться следующий год начать с чистого листа на основании тех выводов, которые мы сделали из этого года. Циклическое время позволяет нам чувствовать себя стабильно и уверенно, значит, впереди будет не один Новый год. И да, пребудет с нами свет, добро, любовь и счастье.

С Новым годом!

Автор «Психологического канала» Дмитрий Смыслов