Сегодня люди, которые недовольны своей зарплатой, могут легко поменять работу. Сервисы доставки всегда ищут курьеров и охотно набирают новых сотрудников. Однако Минпромторг считает эту тенденцию настоящей угрозой для развития российской экономики.
С одной стороны, нехватка кадров создает хорошие условия для соискателей. Они оказываются в более выгодном положении, чем компании. Из-за этого наниматели идут на уступки, которые выражаются в том числе и в постоянном повышении зарплаты. В последние годы это повышение коснулось в первую очередь курьеров и комплектовщиков.
С другой, аккумуляция трудоспособных людей в одной сфере неизбежно наносит ущерб другим направлениям. Об этом заявил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга. Сегодня сектора экономики потеряли баланс – в России насчитывается больше полутора миллионов курьеров. Такое же количество людей заняты упаковкой и сбором заказов.
Сервисы доставки пользуются популярностью. Несмотря на это, они далеко не всегда являются примером для подражания. Бизнесы зачастую оказываются убыточными, а на плаву они остаются за счет сторонних дотаций. Если ситуация не изменится, то в будущем это приведет к закрытию ряда компаний и новому скачку безработицы.
Более перспективными Никита Кузнецов считает промышленность и торговлю. Он отмечает, что чем больше растут зарплаты курьеров, тем больше риск того, что эти сферы станут нерентабельны. Отдельным поводом для огорчений стала популярность сервисов доставки среди самозанятых. Из-за положенных им льгот ФНС получает меньше налогов, чем хотело бы.
Помимо несправедливости, доставки создают неявные проблемы своим сотрудникам, о которых те пока не задумываются. В связи с этим он предложил обратить внимание на компании, пользующиеся самозанятостью для подмены трудовых отношений.
Несмотря на решительный настрой чиновника, экономисты рекомендуют отнестись к сервисам доставки более осторожно. Согласно прогнозам, в 2030 году цифровые платформы обеспечат прирост ВВП на уровне 2,7-6%. Поэтому даже если власти перейдут к регулированию рынка, важно не «придушить» корпорации и оставить им пространство для развития.
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов останавливается на положительных сторонах развития сервисов доставки. Благодаря им миллионы россиян получили доступ к устойчивой дополнительной занятости. Компании активно нанимают новых кандидатов, у которых появляется возможность повысить свое благосостояние.
На тему курьерских зарплат в середине года высказывался Дмитрий Медведев. Зампред Совбеза России считает, что перекос зарплат в пользу людей, занятых низкоквалифицированным трудом, опасен. Страна, в которой доставщик получает больше инженера, рано или поздно столкнется с серьезными трудностями. В реальном секторе не хватает людей, а спрос на доставку не позволяет промышленникам конкурировать с сервисами.
К примеру, в Свердловской области, столкнувшейся с дефицитом сотрудников, людей ждут в промышленности, металлообработке, сталелитейных заводах, строительстве. Глава областного Департамента труда рассказал журналистам, что зарплаты в этих сферах также растут, однако они не поспевают за скоростью, с какой развиваются сервисы доставки.
Из-за этого решение о смене работы принимают даже те люди, которые уже получили специальность и работают по ней. По словам главы дептруда, в том же Свердловске два фельдшера скорой помощи приняли решение оставить медицину, чтобы устроиться комплектовщиками. Но в ближайшее время экономисты не ожидают существенных перемен, поскольку все указывает на то, что сервисы продолжат лидировать в списке нанимателей.