Пока в мире бушуют кризисы разной направленности, где ведущие мировые державы выясняют между собой отношения, одно североафриканское королевство под шумок прихватизировало огромный кусок величайшей пустыни мира, где некогда было провозглашено странное государственное образование — Сахарская Арабская Демократическая Республика. Малонаселенное государство, где плотность населения едва достигает 1 человека на квадратный километр, стало объектом притязаний извечных соперников Марокко и Алжира. Последний в своём стремлении получить выход к Атлантическому океану стал опираться на местное движение ПОЛИСАРИО, в то время как более продуманная монархия из Марокко обратила свой взор на ведущие страны Западной Европы, обещая всем и каждому бонусы за поддержку в противостоянии за пустынный край.
Гибкость Марокко в общении с ведущими мировыми государствами обеспечило королевству не только поддержку на словах, но и фактическое признание территории Западной Сахары неотъемлемой частью Марокко. По состоянию на 2025 год в столице новой автономии королевства открыли свои консульства 32 государства. Но самым примечательным является то, что в 2020 году США официально признали суверенитет Марокко над Западной Сахарой. Примеру Штатов в 2024 году последовала Франция, за ней Испания и Великобритания. Китай также значится в этом перечне друзей Марокко. И теперь можно ставить точку в вопросе принадлежности Западной Сахары, благо и ООН в своих резолюциях склоняется в пользу североафриканского государства (последняя от 31 октября 2024 года, №2756).
Однако не будем ругать Марокко. В отличие от Алжира, у которого не наблюдается конкретных планов по развитию региона, у королевства как раз просматриваются серьёзные инфраструктурные проекты, которые радикально изменят территорию и ощутимо повлияют на торговлю и коммуникации во всей Африке к югу от Сахары.
Например, к 2028 году завершится реализация одного из самых масштабных портовых проектов в истории Африки, который оценивается более чем в миллиард долларов. Новый порт и сопутствующая транспортная инфраструктура будут играть ключевую роль в экспорте природных ресурсов региона, таких как рыба и фосфаты. Кроме того, они станут важным транспортным узлом для стран Африки, не имеющих выхода к морю. Это позволит им получить доступ к Атлантическому океану и мировым рынкам. Именно поэтому в последние годы здесь заметно увеличилось количество иностранных консульств, включая представителей соседних государств.
Наряду с экономической концепцией Марокко по развитию Западной Сахары, королевством здесь уже реализуются программа по созданию выборных общинных советов. Местные жители всё активнее участвуют в разработке и реализации планов регионального развития. Загадочное пятно на карте Африки избавляется от имиджа нестабильного и отсталого государства и укрепляет статус процветающей автономии в составе Марокко. Это уже успели отметить многочисленные туристы, едущие по хорошо асфальтированной дороге из Касабланки в Эль-Аюн — самый большой город Западной Сахары.
Разумеется, с подобной ситуацией не согласен Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО, пока ещё контролирующий небольшую часть Западной Сахары. К сожалению, подобное недовольство проецируется на рядовых граждан королевства, по которым ополченцы фронта периодически выпускают ракеты малой дальности во время массовых мероприятий. Поэтому в настоящее время посещение Марокко таит в себе ряд опасностей.
Но к чему эта заметка? Да, конечно, хорошо, что практически бесхозная территория обрела нового рачительного хозяина, который, чего доброго, превратит этот край в аналог Дубайска. Но смущает другое: почему одним странам всё можно, а другим ничего нельзя?
В продолжение темы международных отношений:
________________________