Найти в Дзене
САМ СЕБЕ АРХЕОЛОГ

КТО ПРИДУМАЛ КУЛЬТУРУ ЛИНГБИ?

Рождение археологических культур (не как набора артефактов, а как дефиниции археологической науки) - процесс непростой, поскольку выделяют их на основании накапливающегося вещевого материала, среди которого следует вычленить характерные как массовые, так и уникальные изделия и технологии их изготовления. Именно поэтому у культур в историографическом плане бывает и эпизод своеобразного "зачатия" (когда особенные признаки только начинают выделяться и группироваться учеными - и часто это звучит как "памятники такого-то типа" или "материалы типа памятника такого-то"). С одной из базисных культур финального палеолита севера и центра Европы - культурой Лингби - этот начальный этап случился в 1926 году, когда впервые была отмечена культурная обособленность материалов на основе роговых изделий (мотыги типа Лингби) и кремневых изделий (массивные наконечники стрел типа Лингби), найденных на стоянке Нёрре-Лингби на северо-западе полуострова Ютланд в северной Дании. Сделал это шведский археоло

Ядро культуры Бромме-Лингби
Ядро культуры Бромме-Лингби

Рождение археологических культур (не как набора артефактов, а как дефиниции археологической науки) - процесс непростой, поскольку выделяют их на основании накапливающегося вещевого материала, среди которого следует вычленить характерные как массовые, так и уникальные изделия и технологии их изготовления. Именно поэтому у культур в историографическом плане бывает и эпизод своеобразного "зачатия" (когда особенные признаки только начинают выделяться и группироваться учеными - и часто это звучит как "памятники такого-то типа" или "материалы типа памятника такого-то").

С одной из базисных культур финального палеолита севера и центра Европы - культурой Лингби - этот начальный этап случился в 1926 году, когда впервые была отмечена культурная обособленность материалов на основе роговых изделий (мотыги типа Лингби) и кремневых изделий (массивные наконечники стрел типа Лингби), найденных на стоянке Нёрре-Лингби на северо-западе полуострова Ютланд в северной Дании.

Наконечник типа Бромме.
Наконечник типа Бромме.

Роговая мотыга типа лингби.
Роговая мотыга типа лингби.

Сделал это шведский археолог Эрик Эскил Гуннар Экхольм (13.03.1884 -18.10.1974), который таким образом, может считаться дедушкой культуры Лингби.

-4

Экхольм с 1907 г. был секретарем библиотеки Уппсальского университета , стал доктором философии в Упсальском университете в 1915 году, в том же году - доцентом кафедры скандинавских древних знаний в том же университете. Исследования Экхольма были в основном направлены на археологию Уппланда, особенно тщательно он занимался историей поселений и изучением петроглифов. В обсуждении центральных проблем шведской доистории, касающихся каменного века Финляндии, Экхольм внес заметный вклад. В полемике с Куртом Вейбуллом он написал в 1923 г. «Новейшие вклады в нашу древнюю историю», а в 1924 г. «Актуальные вопросы каменного и бронзового века». В согласии с Аарне Европеусом он опубликовал «Вопросы финского каменного века» в 1922 г. Экхольм был сотрудником шведской директории с подписью Г. Эм. Он руководил раскопками, среди прочего, в Фуллерё и в Годокере. Похоронен на старом кладбище Уппсалы.

Отцом же культуры Лингби следует заслуженно считать сэра Джона Грэма Дугласа Кларка (28.07.1907—12.09.1995) — археолога, члена Британской академии (1951), иностранного члена Национальной академии наук США (1974), посвящённого в рыцарское достоинство (1992). Именно он полноценно выделил археологическую культуру Лингби и впервые описал комплекс ее особенностей, отнеся материалы к мезолиту.Д. Кларк получил образование в Мальборо-колледже и Кембридже. Стал профессором антропологии и археологии в Питерхаусе (Кембридж). Изучал европейский мезолит. Провёл раскопки памятника Стар-Карр в 1949-1951 гг. В 1952 г. опубликовал труд «Доисторическая Европа: экономический базис», где предпринял попытку реконструировать экономику первобытного общества, проанализировать натуральное хозяйство с учётом окружавшей фауны и анализа используемых материалов. В 1955 г. вышел переработанный труд под названием «Доисторическая Европа: экономические основы от дикарства до цивилизации», в котором Кларк отмечал, что экономика общества неизбежно является результатом адаптации культуры и технологии к окружающей среде, включая биому и среду обитания в целом. Трудность исследования археологической культуры состоит, согласно Д. Кларку, в том, что причины её изменений лежат за пределами самой культуры.

Сэр Джон Кларк - отец культуры Лингби
Сэр Джон Кларк - отец культуры Лингби

Ну и как же обойтись, если не без феи-крестной, то хотя бы без крестного отца? Датчанин Теркель Матиссен (5.09.1892-14.03.1967) в 1946 г. детально описал типичный кремневый инвентарь культуры Лингби по результатам археологических раскопок стоянки Бромме на острове Зеландия в Дании. Он и предложил ввести двойное название культуры, окрестив её Бромме-Лингби (именно культурой Бромме с тех пор ее часто именуют западноевропейские исследователи). Происхождение культуры исследователь связал с памятниками типа Фон-Робер позднего мадлена Франции. 

Матиассен был датским археологом, антропологом, картографом и этнографом, известным исследованиями Арктики. Как сын учителя Матиаса Йенса Матиассена в Мюллерупе, который интересовался историей, Теркель с раннего возраста увлекся археологией, особенно исследованиями каменного века, которые стали основным интересом. Весной 1900 г. отец Теркеля узнал, что на местном болоте Маглемозе есть место, где находят много обработанного кремня и костей. Джордж Сарау проводит там раскопки в которых участвуют Теркель и его отец. Теркель решил читать естествознание и географию и в качестве студента-естественника вернулся на поселение Маглемозе в 1915 г. с сокурсником Лауге Кохом , чтобы проверить некоторые теории, и эти раскопки окончательно привели Теркеля в археологию. Он принимал участие в Пятой датской экспедиции на Туле под руководством Кнуда Расмуссена. Во время путешествий Матиассен раздавал наперстки местным инуитам, за что получил прозвище Инуктитут Тиккилик («тот, у кого есть наперстки»). В 1922 г. он начал археологические исследования в Науджан - первые раскопки в канадской Арктике: Матиассен смог вручную изучить под торфом, дерном и гравием 12 домов из дерна и кухонную помойку. В 1929 г. Матиассен вел новые раскопки, выявившие скандинавскую культуру в Инугсуке, Гренландия. С ним работала Фредерика де Лагуна. В 1932 г. Датское королевское географическое общество наградило Маиассена медалью Ганса Эгеде. В конце 1930-х - начале 1940-х гг. Теркель провел раскопки различных памятников каменного века (в основном из культуры Маглемозе на Джурсланде в Ютландии и в Сторе-Амосе в Зеландии). Из-за войны активизировалась добыча торфа на датских болотах, на которых Теркель решил сосредоточиться, систематически проводя раскопки, разведки и осмотр частных коллекций, хорошо справлялся и с пыльцевым анализом, с зоологическими исследованиями. То же происходило и при раскопках палеолита на поселении Бромме, о которых уже шла речь. Он был очень трудолюбив, но не любил принуждать других, потому брал на себя большую часть работы, которую должны были делать сотрудники. Ушел на пенсию в 70 лет.

Так родилась новая археологическая культура. Затем уже начались анализ ее ареала (и он растянулся в итоге от Москвы до Британских морей), хронологии, происхождения (немало вариантов с разной степенью достоверности, но большая часть так или иначе вытекает из позднего мадлена, который тоже - как я себе представляю - растекается от Везера и Дордони до Десны и Сейма к северу от ареала эпиграветта). Еще будет время и повод детальней поговорить об этом, а в этот раз хотелось рассказать именно о рождении археологической культуры в умах и творчестве ученых. Хороший, кстати, повод рассказать еще и немного об их жизни. Никогда не пренебрегаю - ведь науку делали и делают живые люди, а не фамилии и инициалы с пожелтевших страниц.