1 января исполнится ровно 50 лет с телевизионной премьеры культовой комедии. Хотя на экраны кинотеатров она вышла весной 1972 года, первый показ по 2-му каналу состоялся только 1 января 1975-го, в 16.00. Сейчас уже трудно представить, всеми любимый фильм во время премьеры вызывал не только восторг, но и негодование, а некоторые зрители в знак протеста покидали сеансы задолго до финала!
А ГДЕ ЖЕ ГРОБНИЦА, ЖЕЛЕЗНЫЙ ЯЩИК И ТРОЛЛЕЙБУС?
Привычных ныне рекламных трейлеров будущих новинок в те годы не было, большинство людей узнавали о них из рубрики «Кинопремьеры» в газетах. Незадолго до начала проката «Джентльменов удачи» там был напечатан короткий обзор фильма, фактически описывавший завязку сюжета. Вы удивитесь, но его содержание имело мало общего с тем, что граждане в реальности увидели на экранах: «Стояла ночь. Над пустыней взошла луна. Возле входа в древнюю усыпальницу дежурил сторож. За его спиной послышался шорох. Старик обернулся, но не успел ничего увидеть, потому что его схватили, повалили, связали, заснули в рот кляп. Жулики вступили в усыпальницу. Жидкий свет фонаря выхватил из темноты каменный свод, гробницу, дощатый стол. В углу – железный ящик. «Доцент» достал из кармана связку отмычек, покопался в замке, и дверца ящика распахнулась. Тускло блеснул золотом древний боевой шлем, кольца, монеты. Так у археологической экспедиции №13, руководимой профессором Мальцевым, был похищен уникальный шлем Александра Македонского. Профессор Мальцев, случайно видевший и запомнивший жуликов, неожиданно встретил одного из них в троллейбусе в Москве. По его мнению, это главарь шайки по кличке «Доцент». Преследуя его, профессор приходит к детскому саду…»
Как известно, никакой «древней усыпальницы» в фильме не было, как и сторожа, железного ящика, колец и монет. Шлем Доцент с сообщниками похитили из палатки, но сам момент кражи не показан. Да и профессор Мальцев жуликов в глаза не видел, узнав о них только в милиции от полковника Верченко, а человека, похожего на главаря он встретил не в троллейбусе, а в автобусе! В чем причина такого казуса, остается только гадать, но вероятнее всего, в кинопрокат из вышестоящих инстанций по ошибке отправили не релиз самого фильма, а фрагмент его рабочего сценария. Иными словами, альтернативный вариант завязки сюжета, который во время съемок был существенно переработан.
МАМА, КАНАЙ ОТСЮДА!
Большинство зрителей восприняло комедию с полным восторгом, при этом наибольшей популярностью она пользовалась у людей среднего возраста, молодежи и школьников. Мгновенно возникла мода на подражание героям картины. Так, школьники стали обычной шариковой ручкой рисовать себе на руках и груди «наколки», обзывать друг друга «редисками» и «навуходоносорами» и даже «селиться» на время (в период прогулянных уроков) в заброшенных домах. Одновременно в редакции газет посыпались гневные письма читателей, которые высказывали возмущение фильмом, который, по их мнению, прославлял блатную романтику. Например, газета «Горьковский рабочий» опубликовала письмо инженера-технолог авиазавода № 21 И. Банниковой: «Недавно мы всей семьей посмотрели фильм «Джентльмены удачи». Какова была наша – моя и детей – реакция на эту кинокомедию, я пишу ниже. Вечер. Все уже пришли. За закрытой дверью детской комнаты возня, говор, смех – дети играют… Что меня насторожило вдруг? Чей-то голос шипит: «Пасть порву!», «Редиска!» Что это? Как играют дети? Открыв дверь, я увидела по пояс раздетого сына, сидящего на столе, неестественно подергивающего головой, губы при этом странно кривились. Все руки и грудь были разрисованы шариковой ручкой.
- Мама, канай отсюда!»
Гражданка негодовала, что бандиты в фильме показаны «бедненькими», «добренькими», способными к самоперевоспитанию, а показ его в кинотеатрах, по ее мнению, должен был сопровождаться ограничительной надписью «Дети до 16 лет не допускаются». А вот, что писал в газету пенсионер В. Слободин: «Увидев в рекламе надпись «комедия», я поверил и решил сходить на нее с 12-летним внуком, - писал он. - Что плохого может быть в комедийном жанре, только смех, юмор и сатира? Так наивно полагал я и ошибся… Сюжет фильма, прямо скажу, примитивный и глупый. Ну как мог внешне похожий на матерого бандита советский человек втереться в доверие к его дружкам, которых он раньше в глаза не видел? Но это, товарищи, пол беды. Услышав в устах персонажей грубые и вульгарные словечки (там и до площадной нецензурщины недалеко), я долго не мог поверить, что в нашем советском кинотеатре это все демонстрируют! А после слова, извините, «падла» я взял внука за руку и покинул кинозал. Разве мало нам грубой ругани в транспорте, в толчее на базаре, в подворотнях, чтобы нести все это в кино, простите?»
Эти товарищи были не одиноки в своих возмущениях. Законченный уже летом 1971 года фильм сперва не решались выпускать в прокат именно из-за обилия блатного жаргона. Однако после просмотра «Джентльменов» министром внутренних дел Николаем Щелоковым и генсеком Леонидом Брежневым ему все же дали зеленый свет. Тогда, конечно, еще никто не подозревал, что и спустя полвека коммунизм так и не будет построен, а вот комедию Александра Серого все еще будут с удовольствием пересматривать!
Дмитрий ДЕГТЕВ