Найти в Дзене
SNDGLOBAL

Ольга Квашенкина рассказала о государственных мерах поддержки радиоэлектроники в России

Руководитель холдинга SNDGLOBAL Ольга Квашенкина рассказала, какие меры поддержки отрасли непосредственно влияют на деятельность компаний, входящих в группу SNDGroup, и какие улучшения можно произвести в системе субсидирования российских предприятий. Разговор состоялся на семинаре АРПЭ* «Государственное регулирование рынка электроники и меры поддержки отрасли», который прошел в Москве, в конце ноября 2024 года. Налоговые льготы Как любая компания радиоэлектронной отрасли в нашей стране, мы стараемся максимально оптимизировать затраты и пользуемся теми государственными мерами поддержки в части налогов и льгот, которые были приняты два года назад, и очень рады намерению Правительства их продлить. Взаимодействие с фондами Мы очень активно взаимодействуем с разными фондами в России, получаем их поддержку. Например, сотрудничаем с фондом «Сколково», являемся их резидентами, и с Фондом содействия инновациям (Фонд Бортника). Эти организации проводят большую работу по поддержке технологическог

Руководитель холдинга SNDGLOBAL Ольга Квашенкина рассказала, какие меры поддержки отрасли непосредственно влияют на деятельность компаний, входящих в группу SNDGroup, и какие улучшения можно произвести в системе субсидирования российских предприятий. Разговор состоялся на семинаре АРПЭ* «Государственное регулирование рынка электроники и меры поддержки отрасли», который прошел в Москве, в конце ноября 2024 года.

Генеральный директор SNDGLOBAL Ольга Квашенкина
Генеральный директор SNDGLOBAL Ольга Квашенкина

Налоговые льготы

Как любая компания радиоэлектронной отрасли в нашей стране, мы стараемся максимально оптимизировать затраты и пользуемся теми государственными мерами поддержки в части налогов и льгот, которые были приняты два года назад, и очень рады намерению Правительства их продлить.

Взаимодействие с фондами

Мы очень активно взаимодействуем с разными фондами в России, получаем их поддержку. Например, сотрудничаем с фондом «Сколково», являемся их резидентами, и с Фондом содействия инновациям (Фонд Бортника). Эти организации проводят большую работу по поддержке технологического предпринимательства в России и коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности.

Однако с возможностью получать субсидии на практике возникает ряд трудностей. В законодательной базе, обеспечивающей такое получение, пока не все детально проработано, случаются коллизии, появляются вопросы.

Предложения по улучшению системы субсидирования на основе сравнения с аналогичной системой в Китае

У SNDGLOBAL накоплен некоторый опыт получения субсидий в КНР. Насколько удалось понять, отраслевые министерства там взаимодействуют с частным бизнесом через фонды. То есть поддержка отрасли осуществляется через государственные и частные организации, которые берут на себя колоссальную нагрузку по направлениям:

– ведение документооборота;

– экспертный контроль исполнения обязательств по поддержке.

Для постоянной коммуникации производителя с экспертами создается, так называемая, техническая приемка этапа, когда специалисты приезжают на площадку, оценивают состав оборудования, следят за этапами развития, проводят консультации. Это очень помогает предпринимателям, получившим субсидии. И в то же время, отсеивает проекты, призванные «освоить» деньги без выдачи результата.

В России сейчас государство выделяет большие деньги на поддержку радиотехнической отрасли, принято много Постановлений, по которым частные компании могут получить субсидиарную поддержку от отраслевого министерства и тем самым поддержать свое развитие. Однако внутри министерства, к сожалению, очень мало отраслевых экспертов, которые могли бы релевантно оценить проект, а в процессе его выполнения – контролировать качество работ.

Для оценки проекта на старте сейчас заключается контракт между Министерства промышленности и торговли и некоей организационной площадкой. Она собирает экспертный совет, который решает, достойна ли компания с данным проектом субсидированной поддержки. Но дальше начинаются проблемы на уровне исполнения обязательств.

Компания живёт и развивается. Исполнение проекта может занять от двух до четырёх лет. А в министерстве нет структуры, которая экспертно контролировала бы качество исполнения проекта. При этом контракт с организационной площадкой не разрывается, она продолжает осуществлять некоторую поддержку, но при этом возникает очень много вопросов законодательного уровня и вопросов к качеству исполнения проекта.

Ярким примером может служить ситуация фондом ВЭБ.РФ и компанией Ангстрем. Когда проект прошел на старте экспертный совет, он получил одобрение и финансирование. Но по факту упустили контроль за исполнением работ, не оказали помощь в операционном управлении проектом, и качество пострадало. В результате, большие деньги оказались потрачены без результата. И таких примеров, к сожалению, много. Идут суды, однако наказания не могут решить главную задачу – повысить уровень производства электроники в России.

Опыт организации процесса субсидирования предприятий в Азии показывает, что создание государственных фондов со штатными экспертами часто приводит профинансированные проекты к успеху. Процедура организована так, что фонды имеют возможность осуществлять не только контроль на входе проекта, но и вести его во время всей процедуры исполнения. Если у проекта возникают проблемы, фонд обязан помочь. Речь идет не о дополнительных деньгах, а о консультациях (например, юридических) и даже о помощи со сбытом продукции, для чего внутри фондов создаются специальные коммерческие подразделения.

У нас, в России, к сожалению, такой системы нет. Частично помощь в сопровождении оказывается Фондом Бортника, но ей далеко до продуманной, законодательно поддержанной системы, которая существует в ряде других стран. Поэтому в завершении своего выступления на встрече, организованной АРПЭ, Ольга Квашенкина выступила с предложением – внести от лица производителей электроники инициативу о создании тестового фонда. Причем крупное финансирование необходимо организовывать как на уровне больших компаний, так и на уровне стартапов. И самое главное, чтобы у фонда была особая структура, содержащая в штате экспертов, наделенных возможностями не только оценивать проект на входе, но и помогать на каждом этапе, контролировать воплощение первоначальной инновационной идеи, чтобы получить на выходе отличный результат.

*АРПЭ – Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники.