Казачество и Кавказ — костюмы и куклы. Выставка «Кукла Дона». Часть 3.
Куклы в соответствующих костюмах, и опять и с характером, и с историей.
Одежда разных народов с древних времён носила не только функцию защиты от природы и непогоды, но и была, по сути своей, паспортом — по костюму на человеке можно было безошибочно узнать его статус и положение в обществе.
А орнамент служил не столько для красоты, сколько для защиты от злых духов, сглаза и прочих неприятностей. Расположение орнамента тоже очень похоже у разных народов — это горловина, края рукавов, низ платья.
Важное обережное значение имели и пояса, и головные уборы.
Продолжение обзора части выставки, проходившей в Каменск-Шахтинском в декабре 2024 года.
В этой статья не я ставила целью полноценно рассказать о всех костюмах, а только лишь в общих чертах обозначить основные моменты, чтоб экспонаты «заговорили».
Дон-батюшка
Ваза «Донской сувенир». Автор Извозчикова Юлия, мастер декоративно-прикладного искусства, ДХПШ «Донская лазурь» МБУ ДО ДДТ Советского района г. Ростова-на-Дону.
Ваза сделана в технике папье-маше. Про краски не сказано, возможно, акриловые.
А-ой, да ты, корми… ты кормилец наш,
Ей, ты, наш славный Тихий Дон,
Ты наш славный Тихий Дон!
А-ой да, как быва… как бывало, Дон,
Ей, бывало быстёр бежишь,
Бывало, быстёр бежишь.
Песня станицы Старо-Григорьевской. Народное творчество Дона, Ростоиздат, 1952.
Граф, генерал, атаман Матвей Иванович Платов. Автор Минакова Елена, г. Ростов-на-Дону
Кукла выполнена из полимерных материалов и текстиля.
После того, как основные этапы выставки «Кукла Дона» прошли в Ростове-на-Дону, часть кукол отправили на показ в Каменск-Шахтинский и Зверево. И кукла, изображающая атамана Платова, думаю, совсем не случайно оказалась в Каменске — именно Матвей Иванович повлиял на судьбу города, тогда станицы, когда людям снова разрешили селится на правом, высоком берегу Донца.
Станица «в изгнании» долгое время располагалась на левом берегу, где сейчас Парк Лога. В те времена Северский Донец широко разливался и дома подтапливало. Эта же проблема — подтопления, скорее, затопления — была и в Черкасске, столице Войска Донского, который теперь называется станица Старочеркасская. Именно Платов затеял строительство новой станицы, которая теперь известна как город Новочеркасск.
Матвей Иванович Платов — с 1801 года назначен атаманом Войска донского, принимал участие во всех военных кампаниях Российской империи конца 18 — начала 19 века. Конечно же, в Отечественной войне 1812 года и Заграничном походе.
При заключении Парижского мира в 1914 году Платов от муниципалитета Лондона получил в награду знаменитую почётную саблю ювелирной работы, которая сейчас хранится в Музее истории донского казачества в Новочеркасске.
Вспоминая литературных произведения, думаю, многие вспомнят, как Платова по сказу Николая Лескова «Левша»: «Но, по счастью, донской казак Платов был еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил.»
Казак и казачка. Автор Бульба Анастасия, г. Ростов-на-Дону
Куклы сделаны из полимерных материалов и текстиля.
Казак тут в форме установленного образца начала 20 века.
Казачью вольницу в одежде начали сворачивать с конца 18 века. Вначале обязательную форму ввели для трёх полков — Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия Ростовского (после русско-турецкой войны 1768-1774 годов военное значение крепости исчезло. И к 1811 году из крепости и её предместий образовался город Ростов-на-Дону).
Обязательной для всех казаков форма стала с 1801 года.
Вначале форма не была удобной и получила много нареканий. Но за девятнадцатый век претерпела существенные изменения к лучшему.
Гимнастёрка с шароварами и ремень с пряжкой стали и повседневной одеждой казака. У донских казаков шаровары были синие с красными лампасами, цвет гимнастерки до 1907 года был белый, после этого — защитный.
Казачка тут в традиционной уже для девятнадцатого-двадцатого века «парочке» — блузе (кофте-кохте) и юбки.
Блуза могла быть прямой, могла быть приталенной с нашитой баской. Тут второй вариант. Волосы казачки собраны в пучок и укрыты шлычкой. Такой головной убор тоже получил распространение ближе к последним десятилетиям девятнадцатого века.
А старинная одежда донских казачек была другой, сложилось несколько вариантов. Один из них — кубелек, «бабочка», с тюркскими корнями. Тема очень интересная и обширная. Про старинные костюмы расскажу отдельно.
У плетня. Автор Зарубина Наталья. МБУК «Районный Дом культуры» г.Семикаракорска, Ростовской области
Полимерные материалы, текстиль.
Конечно, образ тут может быть собирательный, но что-то мне подсказывает, не обошлось при создании этих кукол без образа героев «Тихого Дона» Михаила Шолохова: Григория Мелехова и Аксиньи.
Про костюмы. Насколько понимаю, шубка женская тут стилизованная, традиционные донские шубы были длинные и покрытые дорогой тканью, тут же своим шубка своим кроем напоминает древнерусский шугай (душегрею), но он был утеплен не мехом, а ватой или льняной куделью. Кстати, если сравнить крой шугая и кофт — верхних частей «парочки», то очень они похожи…
Бешмет, надетый на казаке, насколько я поняла, не был уставной казачьей формой по тем временам, это теплая одежда кавалерийских офицеров вообще.
Оренбургские, кубанские костюмы и костюмы народов Кавказа
Мастерица, которая сделала всех этих кукол: Монастырная Валентина, мастер декоративно-прикладного искусства. Станица Динская Краснодарского края.
У этих кукол главное — это костюмы, которые на них надеты. Поэтому у большинства лица не прорисованы.
Все куклы выполнены из текстиля. То есть сшиты из тканы, вышивка сделана нитками. Ростом куклы около 15-25 см.
Оренбургские казак и казачка в праздничных костюмах конца 19 — начала 20 века.
Реплика костюма из фондов Троицкого краеведческого музея.
Выдержки про костюм оренбургских казаков из книги Пяткова В., Тарасовой С. «Традиционная культура оренбургских казаков», Челябинск, 2005 год.
Так мужской костюм жителей Южного Урала в середине XIX века составляли следующие принадлежности: рубашка белая или пестрядинная с пришивным большим сборчатым воротом и с прорезью посередине, или так называемая косоворотка — без пришивного ворота и с прорезью на левой или на правой стороне груди, сшитая из льняного или посконного домашнего холста, обычно короткая. Молодые же русские парни носят на праздники и ситцевые косоворотки.
Порты на русских людях преимущественно пестрядинные, так же из льняного или посконного холста, или набойные [с узором, сделанным набойкой].
В праздники молодые парни из зажиточных русских семей надевают плисовые или нанковые шальвары (вероятно — шаровары, авт.). Рубашка у русских мужиков подпоясывается непременно нитяным, бумажным, шерстяным, а иногда и шелковым поясом.
На голове носят суконные и войлочные шапки, поярковые чёрные шляпы с узкими крыльями. А молодежь нередко надевает и суконные фуражки.
Характеризуя костюм оренбургской казачки нужно отметить, что он не был достаточно разнообразным. В основном его подразделяли на две категории: повседневный и праздничный.
В XIX веке южно-уральские женские костюмы ещё имели заметные конфессиональные и этнические особенности, которые, впрочем, становились менее заметными в среде казачества.
Черемшанский так описывает костюм женщин Южного Урала. Белая, холщовая, пестрядинная рубашка с выбойчатыми, ситцевыми, коленкоровыми или кисейными белыми рукавами дополняется юбкой или сарафаном, которые шьются также из синего крашенного холста, китайчатые, ситцевые или шёлковые, — последние составляют принадлежность самых богатых южно-уральских семей.
Спереди, во всю длину сарафана пришиваются две широкие полосы из особой цветной материи, или состоящие из позумента. Между этими полосами оставляется небольшой промежуток, по которому во всю длину насаживаются дутые медные пуговки.
Сарафан подпоясывается разноцветным бумажным, шерстяным или шёлковым поясом. Некоторые женщины и девушки носят китайчатые, шёлковые — штофные или парчёвые телогрейки — без рукавов.
В будничное время большая часть крестьянок Южного Урала носят ещё так называемые наздевки — из синей пестряди, которые шьют вроде куртки с рукавами и с «запаном напереди».
Сверху сарафана подвязывается спереди запон (зипун), или фартук — пестрядинный или ситцевый, а нередко белый холщовый или коленкоровый с оборками. Он предохранял одежду от загрязнения, а, кроме того, нёс декоративную нагрузку, являясь звеном в цветовой композиции.
В некоторых селениях Южного Урала русские женщины в середине XIX века начинают знакомиться с платьями, считая их более удобными, чем сарафаны.
Кубанская казачка. Примерка свадебного венца, костюм конца 18 века
Из книги «Свадебный обряд на Кубани. Обрядовые хлебные изделия.», 2022 год.
Свадебная обрядность и свадебный фольклор кубанских формировались с рубежа ХVIII – XIX вв. до начала XX вв. Поздние сроки сложения обрядности объясняют то обстоятельство, что на Кубани не зафиксированы формы брака, которые описываются как характерные для ранних этапов существования донского и терского казачеств: объявление о женитьбе на казачьем кругу, «покрытие полой».
Основной формой заключения брака в кубанской традиции является развитый комплекс свадебных обрядов с присутствием в нем православного венчания.
Свадьбы на Кубани чаще всего игрались осенью, в промежутке между Успенским и Филипповским постами, и в зимний мясоед после Святок до Масленичной недели, реже – в послепасхальный период до Троицы.
Осетинская молодая девушка в нарядной одежде чоха
В традиционной одежде осетин прослеживаются древние мотивы аланской и скифо-сарматкой культур, одежда украшена орнаментами и нашивками. Цвета: чаще всего белый, чёрный и красный, реже синий, зелёный и их оттенки. Свадебный наряд чаще шился из красной ткани. Для украшения праздничной одежды брали золотые и серебряные нити.
Части женского наряда: рубаха, распашное платье, головной убор с шалью и облегающий атласный или бархатный кафтанчик, который надевался поверх рубахи под платье. С течение времени кафтанчик видоизменился до нагрудника, нарукавников, воротничка и нижних полочек на пояске.
Нагрудные застёжки — символ продолжения рода — относят к аланской эпохе по результатам раскопок.
Кукла в армянском костюме конца 19 — начала 20 века
Тут, я так поняла, представлен стилизованный костюм восточных армян. Национальный костюм очень яркий и нарядный.
Цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зелёный, белый) и негативного (синий/фиолетовый, жёлтый, чёрный) цветов. Согласно армянскому историку и философу Григору Татеваци (XIV в) доминирующие цвета в костюмах отражают цвета четырёх элементов бытия — чернота земли, белизна воды, краснота воздуха, желтизна огня.
Информационный портал «Все мы — Россия!»
Обязательные части костюма армянской женщины — это длинная рубаха халав, шёлковая или из бязи, с вшитыми по бокам клиньями и прямыми ластовицами рукавов, украшенная на груди (под нее надевалась еще нательная рубаха), штаны из шелка или бязи красного цвета (похан).
Верхнее платье — архалух, он шился из сатина (вид переплетения хлопковой ткани), шёлка, бархата или плюша, а по краям украшался каймой, часто красного цвета. Цвет архалуха — синий, фиолетовый или зеленый.
Важной частью костюма расшитый тесьмой передник-гогноц, крепившийся на узкий поясок.
Завершающий деталью костюма был широкий пояс, который мог быть сделан из хлопка, шёлка или шерсти, им могли даже пять раз обернуться или же серебряным наборным с массивной пряжкой.
В праздничные дни к этому наряду добавлялась еще и нарядная минтана — крой у неё как у архалуха, но без боковых разрезов. И рукава пристегивались на пуговки или крепились шнуром.
Отдельного внимания заслуживает головной убор. Как и во многих других культурах, замужние женщины должны были полностью прятать волосы. И головной убор замужних женщин был довольно сложной конструкцией из шапочки, нескольких платков и налобного украшения с монетами.
Замужние женщины носили «башенку». Она была высотой 8-18 см и сделана из нескольких слоёв проклеенной бумажной ткани. Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. «Башенку» повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зелёным. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. «Башенку» можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.
Кубанская казачка (по мастер-классу С. Липовка)
Кукла в стилизованном костюме-парочке.
Абхазы в праздничных богатых костюмах 1930-х годов
Костюмы стилизованные, но основные элементы прослеживаются.
Мужской костюм состоит из черкески с газырями. Головной убор — башлык — суконный капюшон с длинными концами-лопастями, нужен для укрытия от дождя и холода. Надевался на шапку.
Женский костюм — рубаха и длинное платье, отрезное в талии и расклешенное ниже, с длинными, без манжет, рукавами, которые у кистей были с глубокой складкой и скреплялись застежкой.
Материалы для одежды: домоткань из льна, привозной шёлк, а затем и ситец, для зимних вещей — шерстяное сукно.
На поясе платья абхазок обязательно стягивались поясами, узкими из того же материала, что платье, или дорогими серебряными или позолоченными с пряжками.
Все куклы авторства Валентины Монастырной в одной витрине: абхазский костюм, оренбургский, кубанский, осетинский, армянский.
Это третья часть репортажа с выставки «Кукла Дона». Костюмы и куклы — казачество и Кавказ.
В четвертой части будет посвящена куклам на новогоднюю и восточную тему.
Хорошего настроения всем дочитавшим. Ваш автор.
Выставка «Кукла Дона». Сказочное, часть 1
Куклы с характером и историей. Выставка «Кукла Дона». Ч.2
Не Заповедная Территория — а тут можно посмотреть видео из жизни дикой природы.