На заснеженном берегу Оки, вдалеке от суеты торопливого внешнего мира, расположилась белокаменная монастырская обитель. Ее многовековая история полна как суровых испытаний, так и чудесных событий. Нести свой крест со смирением и тихой радостью братии, а в дальнейшем и сестрам, Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря помогало заступничество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Летопись Свято -Троицкого Белопесоцкого монастыря берет свое начало в конце XV в. Он был основан святым Владимиром, выходцем из Хутынского Новгородского монастыря. Придя на место, именуемое Белые Пески, преподобный воздвиг небольшую деревянную церковь. Со временем сюда стали стекаться и другие искатели благодатной тишины, собралась братия.
Свято -Троицкий Белопесоцкий монастырь служил крепостью и защитой на подступах к Кашире, охраняя переправу через реку Оку от крымских татар, которые периодически разоряли обитель, постоянно нанося ей серьезный урон. В 1520-е годы здесь обитал выдающийся подвижник старец Феодосий (Коверя), под покровительством великого князя Василия III. Московские цари и князья оказывали активную поддержку монастырю, осознавая его стратегическое значение. К 1578 году строения стали преимущественно каменными, и в 1627—1629 гг. на стенах размещались 11 пушек и 20 пищалей. К концу XVII века военно-стратегическая роль монастыря заметно снизилась, и в 1700 году, по указу царя Петра I, он был приписан к Троице-Сергиевой Лавре. В 1764 году, при императрице Екатерине II, монастырь стал самостоятельным, хотя и заштатным, продолжая существование, лишившись всех своих вотчин. Несмотря на это, тогда уже небогатый, Белопесоцкий монастырь продолжал функционировать, жить и развиваться.
Закрытие монастыря произошло в 1918 году, здания были кощунственно разграблены, а монахи расстреляны у его восточной стены. В 1920-е годы обитель стала музеем, но несмотря на это, богослужения все еще проводились. Во время Великой Отечественной войны бывший монастырь вновь стал важным стратегическим объектом, и именно в день празднества освящения монастыря в 1941 году было остановлено наступление фашистских войск. После окончания войны здания обители были частично заняты различными учреждениями и складами.
В конце восьмидесятых годов минувшего века в монастыре началась долгожданная реставрация. Уже 18 июля 1992 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в Сергиевском храме обители состоялось первое богослужение. В мае 1993 года монастырь был возрожден как женская обитель.
Осенью 2007 года, в октябре, указом правящего архиерея митрополита Ювеналия настоятельницей Свято-Троицкой Белопесоцкой обители была назначена насельница Серпуховского Владычнего монастыря игумения Агния (Сударикова).
Корреспонденты газеты “Новобытовский вестник” по промыслу и милости Божией, с благословения Благочинного монастырей Подольской епархии настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни игумена Сергия (Куксова) посетили Белопесоцкий монастырь, где взяли небольшое интервью у игумении, матушки Агнии. В ходе душевной, доверительной беседы матушка согласилась дать ответы на интересующие нас вопросы:
“Матушка Агния, икона Пресвятой Богородицы “Утоли моя печали” является известной святыней Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря, и она также является чудотворной. Ведутся ли сестрами записи о чудесах иконы? Можете рассказать пример какого-нибудь чуда?”
м. Агния: Да, икона конечно же известная. Еще с 1881 года было явное чудо, когда братия монастыря решила пройти крестным ходом с этой иконой в момент эпидемии холеры. Крестный ход шел около двух недель, а может быть и больше. Икону заносили в каждый дом, где болели люди, они молились и получали исцеление. В наше время икона вернулась в обитель в 2012 году по благословению владыки митрополита Ювеналия. Хотя и очень трудно было собирать документальные материалы об этой иконе, о том, что она является нашей святыней, владыка поверил и благословил вернуть икону. Я собирала свидетельства от старых, уже пожилых бабушек, которые в свою очередь рассказывали воспоминания своих бабушек. Люди из уст в уста передавали как эта икона была самой главной в крестных ходах. Она очень помогает вот так, по-тихому. Если человеку нужно помочь, и он просит ее об этом от всего сердца, я заметила, — она помогает. Особенно в деторождении. Было несколько случаев, как люди, которые не имели детей, приезжали сюда специально издалека, просили.Многие даже не знали где она находится, но слышали, что где-то есть чудотворная икона, хотя на нашем сайте мы об этом рассказываем, но тем не менее. Как говорится, кому надо, тот приедет, помолится. Моя родная сестра рассказывала, что у нее однажды очень сильно разболелась голова, когда она приехала ко мне в обитель. Разболелась настолько, что сестре казалось, что она не может пойти на службу, ради которой приехала сюда. Но все-таки пришла на богослужение и приложилась к иконе Божьей Матери. В момент, когда она прикладывалась, сестра почувствовала, что с ней что-то произошло. Она отошла от иконы и поняла, что головная боль ушла. Мы собираем свидетельства и много было еще явных чудес.
“Матушка Агния, какой монастырь был Вашим первым монастырем?”
м. Агния: Моим первым монастырем был Владычний монастырь в Серпухове. Туда я попала в 1996 году, после окончания училища. Я об этом мечтала, даже хотела раньше уйти в монастырь, не окончив училища, но духовный отец сказал обязательно закончить. Это время давалось для испытания, но как-то Господь привел. Во Владычнем монастыре я несла послушание 11 лет. Эта обитель была моей колыбелью. Я даже и не предполагала, что когда-нибудь покину стены моей любимой обители, что меня назначат настоятельницей Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. Конечно, эта новость была своего рода трагедией всей моей жизни, потому что я очень люблю Владычний монастырь. Там начиналась моя особенная духовная жизнь, много чудес для меня было явленных по милости Божией. Сестры очень родные моему сердцу, мы вместе начинали на руинах, проходили все трудности. Матушка Алексия всегда была и остается моей духовной опорой, моей духовной матерью. Все искушения переживала со мной всем сердцем. Спаси Господи! Дай Бог ей сил!
“Матушка, а как Вы пришли к вере?”
м. Агния: Господь привел, потому что я на протяжении своей жизни убеждаюсь в том, что вера – это Божий дар. Просто так человек не придет в храм сам по себе. Только если ему дано. Я всегда анализирую и думаю, что все-таки вера дается каждому в свое время. Кому-то может быть и по материнским молитвам, кому-то просто дается спасение души. Я пришла к вере всего лишь в 18 лет. В детстве меня всегда причащала бабушка. Я отчетливо помню день своего самого первого детского причастия в 6 лет, когда крестили мою младшую сестру. Это был наверно конец августа, потому что еще было тепло, помню каштан возле храма. Конечно ребенку, который редко ходит или совсем не ходит в храм, трудно отстоять всю службу, поэтому родители привели меня к причастию. Меня заворожила обстановка в храме: священник, везде горели свечи, повсюду чувствовался запах ладана. Меня подвели к причастию, взяли на руки, потому что маленькая. Лжица мне казалась огромной столовой ложкой. По-моему была только кровь Христова. Я вышла из храма и говорю, что еще хочу причаститься. Но сама, к сожалению, я пришла в храм только в 18 лет. У меня была однокурсница из Серпухова, она уже давно была воцерковлена и являлась прихожанкой собора Александра Невского. Как-то раз предложила просто пойти в храм, поставить свечи, подойти к батюшке с интересующим вопросом. Я согласилась. Пришли мы втроем. Принял нас покойный игумен Феофан (Щелкунов), поговорил с каждой. Я рассказала о своих проблемах. Вспоминается этот первый сочувственный взгляд, духовное участие в твоей жизни. Когда мы вышли, у меня как будто появились крылья за спиной. Было очень сложно исповедоваться в первый раз, потому что нужно назвать все свои плохие стороны, а тебе стыдно. Тем не менее исповедь состоялась. По милости Божией случилось и первое осознанное Причастие. Конечно, Господь на первых порах дает очень сильную благодать, чтобы человек остался в храме и начал молиться по-настоящему, от всего сердца. Это было и в моей жизни. Я даже думаю, что это были самые благодатные дни - когда я пришла в храм и когда приняла монашеский постриг. Самое благодатное время. Где-то через год как я пришла в храм, захотела уйти в монастырь. Хотя в своей жизни я всегда планировала семью, но Господь вот так распорядился. Слава Богу!
“Матушка, проводится ли миссионерская работа в Белопесоцком монастыре?”
м. Агния: У нас в монастыре проводятся экскурсии, духовные беседы перед таинствами крещения или венчания. Я очень люблю детей, мне хочется приобщить их к монастырским традициям. Вместе с ними мы печем жаворонков в день памяти Сорока мучеников Севастийских. Я объясняю смысл того, что мы делаем. Потом Пасха. Собираю детей, рассказываю, что это такое. Все вместе готовили творожную пасху, на масленицу пекли блины. Всегда стараемся проявить участие в любых вопросах, которые возникают у мирских людей.
“Матушка Агния, Вы получили музыкальное образование. Как музыка повлияла на Вашу жизнь в монастыре?”
м. Агния: Я считаю, что музыка в моей жизни — это второй воспитатель. Я всегда любила музыку, с детского сада. Когда я еще не ходила в храм, она воспитывала меня нравственно. Хотела играть на фортепиано, стать композитором, но Господь вот так распорядился моей жизнью, что музыка привела меня в монастырь. Ведь мое музыкальное училище находилось рядом с собором Александра Невского, с которого и началась моя духовная жизнь. Музыкальное образование помогает мне петь на клиросе, устраивать праздники для детей в основном на Святки и Рождество. Для пожилых людей мы собираемся в дни памяти о Великой Победе, поем военные песни. Музыка очень помогает, разряжает обстановку, объединяет. Это важно, потому что музыка привносит свои краски в жизнь, в том числе и духовные.
“Матушка, а что для Вас чудо?”
м. Агния: Чудо вообще, что мы живем в монастыре, потому что это такая жизнь, которую не объяснишь словами. Это надо прожить, тогда можно понять, что такое монашество. Сколько Господь дает света твоей душе, если ты живешь монашеской жизнью. Это можно прочувствовать только через свое сердце, живя здесь. Каждая служба – это тоже чудо, потому что мы все вместе собираемся на молитву, а ведь на каждой Божественной литургии Сам Господь с нами, хотя мы Его и не видим. Самое большое чудо для меня – причастие Его Тела и Крови. Чудеса бывают каждый день, даже в мелочах, просто надо уметь их увидеть.
“Матушка Агния, что укрепляет Вас в вере? Что бы Вы могли пожелать нашим читателям?”
м. Агния: Прежде всего, меня укрепляет Причастие. Я бы посоветовала людям обязательно обратить внимание на свою чистую исповедь. Это имеет очень большое значение для души и всей нашей жизни. К причастию обязательно нужно готовиться как положено, потому что от этого зависит все твое духовное состояние. Не просто пришел, вкусил и ушел, а должен произойти определенный внутренний толчок. Все совершать по любви в этой жизни. Это очень сложно. Весь мир будет восставать, чтобы не по любви, а по злобе совершалось. Через простоту и любовь можно исцелять, решать очень важные дела. Сейчас идет Рождественский пост, и скоро мы будем встречать великий праздник Рождества Христова. Конечно, у всех уже появилось предпраздничное настроение, но вместе с этим кроме праздности должна остаться и духовная составляющая. Мы должны достойно встретить Рождение Христа. Пост ведь не просто так дан человеку. Мы должны от чего-то себя ограждать, где-то в чем-то воздерживаться, понудить себя на доброе, чтобы были и духовные плоды. Оградить себя от телевизора например – это тоже большой подвиг. Кто-то мне рассказывал, как выключил телевизор, радио, и ему стало так страшно, что он один остался. Важно понять, что ты не один, что есть еще Господь, что вместо телевизора, радио или гаджетов мы можем просто хотя бы 5 минут помолиться перед иконой Спасителя или Божьей Матери. После этого у вас совершенно будет по-другому на душе. Вспомнить в молитве о самых близких, сердечно молиться каждый день. Это будет большой шаг к спасению души.
“Спаси Вас Господи, матушка Агния!”
Софья Лезова